- : "Наука
- ... система развивающихся знаний,
которые достигаются посредством
соответствующих методов познания,
выражаются в точных понятиях,
истинность которых проверяется
и доказывается общественной
практикой. Понятие "наука" применяется
для обозначения, как процесса выработки
научных знаний, так и всей системы проверенных
практикой знаний, представляющих объективную
истину, а также для указания на отдельные
области научных знаний, на отдельные
науки. Современная наука - это чрезвычайно
разветвленная совокупность отдельных
научных отраслей"
- Научное познание
основано на целом ряде принципов, которые
определяют, уточняют, детализируют формы
научного познания и научного отношения
к постижению действительности. Наука
изучает окружающую природу, действительность,
воспринимаемую нами при помощи органов
чувств и осмысливаемую интеллектом, разумом.
Наука есть система и механизм получения
объективного знания об этом окружающем
мире. Особенности научного миропредставления
достаточно тонкие, детализированные
своеобразные, которые делают науку действительно
очень мощным, действенным способом познания.
Наука - система понятий о явлениях и законах
внешнего мира или духовной деятельности
людей, дающая возможность предвидения
и преобразования действительности в
интересах общества, исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности, "духовного
производства", имеющая своим содержанием
и результатом целенаправленно собранные
факты, выработанные гипотезы и теории
с лежащими в их основе законами, приемы
и методы исследования.
- В науке (естествознании),
как и в религии, существуют такие безусловные
положения "догматы", которые не доказываются
(и не могут быть доказаны), но принимаются
в качестве исходных, поскольку являются
необходимыми для построения всей системы
знания. Такие положения называются в
ней постулатами или аксиомами. Естествознание
базируется, по меньшей мере, на следующих
двух основных положениях: на признании,
во-первых, реальности бытия мира и, во-вторых,
закономерности его устройства и познаваемости
человеком.
- Основными методами
естествознания являются: наблюдение,
эксперимент, измерение и догадка (гипотезы,
теории). Руководствуясь ими, можно четко
отделить область естествознания от всех
иных областей творческой человеческой
деятельности: гуманитарных наук, искусства,
музыки и т.д. Научное знание, таким образом,
является лишь малой частью человеческого
знания в целом.
- В науке нет абсолютных
авторитетов. Авторитеты в науке возникают
и рушатся под давлением новых неопровержимых
доказательств. Остаются авторитеты, характерные
только своими гениальными человеческими
качествами. Академик Л.С. Берг: "В науке
все то, что способствует ее развитию,
есть истина, все, что препятствует развитию
науки, ложно. В этом отношении истинное
аналогично целесообразному... Итак, истина
в науке - это все то, что целесообразно,
что оправдывается и подтверждается опытом,
способным служить дальнейшему прогрессу
науки. В науке вопрос об истине решается
практикой
- Определений религии
множество. Маркс считал, что «религия
- специфическая форма общественного сознания,
отличительным признаком которой является
фантастическое отражение в сознании
людей господствующих над ними внешних
сил». По Фрейду религия - это тезисы, высказывания
о фактах и обстоятельствах внешней или
внутренней реальности, сообщающие нечто
такое, чего мы сами не обнаруживаем и
что требует веры. Более широкое определение
дает Фромм, который под религией понимает
«любую разделяемую группой людей систему
мышления и действия, позволяющую индивиду
вести осмысленное существование и дающую
объект преданного служения».
- Религиозность,
базирующаяся не на попытке получения
объективного знания, а на таком типе отношения
человека к миру как вера, убеждение в
существование, в развитии, в пребывании
чего-либо, не основанного на доказательстве,
связано с тем, что источником религиозности
является не объективная реальность, не
действительность, данная нам в ощущениях,
а то, что мы называем сверхнамочным
бытием. Источником религиозного знания
переживания, миропредставления является:
Откровение. Откровение – это сверхнормальное
знание, данное человеку свыше. Источником
может выступать либо пророк, либо сам
абсолют, Бог, воплотившийся на земле,
или явившийся в этот мир и декларирующий
что он хочет донести до человека. Откровение
не подлежит критическому суду разума
т.к. то, что мы получаем через него, является
высшей, абсолютной информацией, которой
органичный разум человека не в состоянии
представить во всей полноте и развернутости
и которая должна приниматься на веру
итак верующий обозревает мир сквозь призму
культа и в этом видение мир окрашивается
мистическим чувством. Более того, этот
способ мировосприятия вынуждает верующего
искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Значение веры в
религии очень велико. Саму религию
часто называют просто верой. Это
справедливо, но не более, чем и в отношении
любой другой области человеческого знания.
Вера в религии необходима на всех этапах
духовной жизни человека, и она всегда
остается выражением духовных устремлений
человека, его высших исканий. Начинается
вера обычно с доверия тем, кто уже имеет
соответствующий опыт и знания. Но постепенно,
с приобретением собственного духовного
опыта, у человека наряду с верой появляется
и определенное знание, которое возрастает
при правильной жизни, по мере очищения
сердца от страстей. Один из великих святых
так и сказал: "Душа видит истину Божию
по силе жития
- Философия и религия
стремятся ответить на вопросы о месте
человека в мире, о взаимоотношении человека
и мира, источнике добра и зла. Как и религии,
философии присуще трансцендирование,
то есть выход за границы опыта, за пределы
возможного, иррационализм, в ней есть
элемент веры. Однако религия требует
беспрекословной веры, в ней вера выше
разума, в то время как философия свои
истины доказывает, апеллирует к разуму,
к разумным доводам. Философия всегда
приветствует любые научные открытия,
как условия расширения наших знаний о
мире.
- В целом различия
между наукой и религией можно свести
к следующему: наука изучает реально воспринимаемое
и непротиворечивое мыслимое бытие. Религия
представляет не то, что связано с миром
объективного существования логически
упорядоченного, а то, восходит к смыслу
нашего существования. Религия интересуется
смыслами и ценностями человеческого
бытия, его этическими, нравственными
и эстетическими компонентами. Религия
отвечает на предельные вопросы, восходящие
к абсолютным формам существования и миропредставления,
которых нет, и не может быть в науке. Наука
скорее пытается отвечать на вопрос о
том, как устроена реальная действительность,
как она существует, функционирует, развивается.
Для этого она формирует законы, основываясь
на результатах экспериментального или
теоретического исследования. Религия
интересуется теми вопросами, которые
не могут быть ответами на вопрос Как?
Почему? Зачем? Почему этот мир устроен
так, а не иначе? Зачем мы живём? Ответы
на эти вопросы выводят человека к идее
Бога, Абсолюта
- Итак, наука
изучает сущее, религия интересуется должным.
Религия отвечает на важнейшие вопросы
человеческой жизни, ответы на которые
не даст наука, и механизм поиска ответов
на эти вопросы связан не с доказательностью
и теоретическим или экспериментальным
подтверждением, а с универсальной, хотя
и глубоко индивидуальной спецификой
человеческого переживания.
Таким
образом, наука и религия взаимодействуют
по принципу дополнительности формально-рационально-познавательных
и интуитивно-этических способов освоения
мира. Религия и наука - это две принципиально
разные области человеческой жизнедеятельности.
У них разные исходные посылки, разные
цели, задачи, методы. Уже по этой причине
они не могут противостоять друг другу.
Более того, в силу единства духовной и
физической природы в человеке взаимосвязь
религиозного и научного знания естественна
и необходима, особенно в настоящее время
для обеспечения той нормальной гармонической
жизни, к которой стремится человечество.
Такая жизнь предполагает и хлеб для тела
(наука), и хлеб любви и чистой совести
в духовном единстве с Богом - для души
(религия). Человек двусоставен, духовно-телесен,
и его нормальное бытие невозможно без
соответствующей гармонии этих двух начал,
основанной на господстве нравственно-разумного
начала над биологически-инстинктивным
Незримая грань
между наукой и религией занимает
наш ум, поскольку она разделяет
две важные стороны человеческой
природы - физическую и духовную. Наука
никоим образом не должна отрицать
духовный опыт, равно как и религиозная
вера не может исключить свободу
развития. Две неотъемлемые части
мировой культуры - наука и религия,
в сущности, имеют одинаковые корни,
питаемые способностью человека удивляться
и задавать вопросы. Первая разрабатывает
рациональный подход к разгадке тайны
мироздания, который позволяет нам
детально изучать окружающий нас
мир. Вторая берет начало, с одной
стороны, в том священном ужасе,
который внушает нам величие
Вселенной, с другой, в желании
познать Создателя и наше место
в осуществлении Его замысла.Таким
образом речь идет о двух способах познания
- рассудочном и интуитивном
- Разум - благословление
человека и его несчастье; он принуждает
его все время решать неразрешимую задачу.
Человек - единственное животное, для которого
его собственное существование является
проблемой.