Развитие естественнонаучных представлений в античности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:44, реферат

Описание работы

Именно античная цивилизация окончательно преодолела в своем культурном развитием рубеж, разделяющий в сознании человека Хаос и Закон, Хаос и Космос, Миф и Логос, отделила “логику вещей” от “логики слов и мыслей”, утвердила представление о том, что освоение мира во всех формах человеческой деятельности возможно только по его собственным законам.

Содержание

1. Введение
2. Натурфилософия и ее место в истории естествознания. Возникновение античной науки
3. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности. Атомистика. Геоцентрическая космология. Развитие математики и механики
4. Заключение
5. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Развитие естествознания в античности.docx

— 29.66 Кб (Скачать)

   В этой книге нашла отражение колоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию первой математической теории, описывающей движение Солнца и Луны, а также пяти известных тогда планет на видимом небосводе. В своем "Альмагесте" Птолемей рисует следующую схему мироздания: в центре Вселенной находится неподвижная Земля. Ближе к Земле находится Луна, а затем следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок планет, Птолемей исходил из предположения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к Земле она расположена.

   Геоцентрическая система мира Аристотеля - Птолемея просуществовала чрезвычайно долго - вплоть до опубликования знаменитого труда Н. Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую. 

   Древнегреческая натурфилософия прославилась вкладом ее представителей в формирование и развитие математики. Здесь прежде всего следует отметить знаменитого древнегреческого мыслителя Пифагора. Помимо всем известной "теоремы Пифагора" на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом и дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли, ее вращения вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т. е. считал Землю центром Вселенной.

   Важной отличительной чертой миропонимания Пифагора было учение о числе как основе Вселенной. "Самое мудрое в мире -- число", -- учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников, с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь -- из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух -- из восьмигранников (октаэдров), вода -- из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир-- из двенадцатигранников (додекаэдров).

   Весьма плодотворным для древнегреческой науки оказался последний ее период - примерно с 330 по 30 г.г. до н.э., - завершившийся с возвышением Древнего Рима. Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид, живший в III веке до н.э. в Александрии. В своем объемистом труде "Начала" он привел в систему все математические достижения того времени. Состоящие из пятнадцати книг "Начала" содержали не только результаты трудов самого Евклида, но и включали достижения других древнегреческих ученых. В "Началах" были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя. 

   Указанный период в древнегреческой науке характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым, математиком и механиком этого периода был Архимед (287-212г.г. до н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа я (представляющего собой отношение длины окружности к своему диаметру). Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают "крылатое" выражение: "Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю". Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

   Широчайшую известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому закону, на всякое тело, погруженное в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом жидкости, направленная вверх и приложенная к центру тяжести вытесненного объема. Если вес тела меньше поддерживающей силы, то тело всплывает на поверхность, причем степень погруженности плавающего на поверхности тела определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости. Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или подводная лодка).

   Архимеда отличали ясность, доступность научных объяснений изучаемых им явлений. Нельзя не согласиться с древнегреческим мыслителем Плутархом, который писал: "Если бы кто-либо попробовал сам разрешить эти задачи, он ни к чему не пришел бы, но, если бы познакомился с решением Архимеда, у него тотчас бы получилось такое впечатление, что это решение он смог бы найти и сам -- столь прямым и кратким путем ведет нас к цели Архимед". 

   Научные труды Архимеда находили приложение в общественной практике. Многие технические достижения того времени связаны с его именем. Ему принадлежат многочисленные изобретения: так называемый "архимедов винт" (устройство для подъема воды на более высокий уровень), различные системы рычагов, блоков, полиспастов и винтов для поднятия больших тяжестей, военные метательные машины. Во время второй Пунической войны Архимед возглавлял оборону своего родного города Сиракузы, осажденного римлянами. Под его руководством были изготовлены весьма совершенные по тому времени машины, метавшие снаряды и не позволявшие римлянам овладеть городом. Когда же осенью 212 года до н. э. Сиракузы были все же взяты римлянами, Архимед погиб. Существует легенда, что перед смертью он сказал собиравшемуся его убить римскому солдату: "Только не трогай моих чертежей".

   Архимед был одним из последних представителей естествознания Древней Греции. К сожалению, его научное наследие долго не получало той оценки, которой оно заслуживало. Лишь спустя более полутора тысяч лет, в эпоху Возрождения, труды Архимеда были оценены по достоинству и получили дальнейшее развитие. Первый перевод трудов Архимеда был сделан в 1543 году -- в том же году, когда вышел в свет основополагающий труд Николая Коперника, совершившего переворот в миропонимании. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Заключение

Все вышесказанное  свидетельствует о том, что на протяжении многовековой эпохи, именуемой античностью, интерес к познанию явлений окружающего мира не угасал, и процесс поиска истины продолжался. Появлялись все новые и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений и легко укладывались в умозрительные натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые, главным образом в учении Аристотеля. В таких условиях наука еще не могла подняться до раскрытия объективных законов природы. Естествознание - в его нынешнем понимании - еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной "преднауки". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Список литературы: 

1. Самыгин С.  И. "Концепция современного естествознания", Ростов-на-Дону, 2001г.;

2. Бывальцева  Г. Т. "Концепция современного  естествознания", Симферополь, 2007г.;

3. Бобилов Ю.П. "Концепціі сучасного природознавства" - К.: Фенікс, 2003р.;

4. Садохин "Концепция  современного естествознания".- М.: Омега-Л, 2006г.;

5. Рузович Г.И. "Концепции современного естествознания" - М.: Юнити, 2000г.

Информация о работе Развитие естественнонаучных представлений в античности