Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 10:45, доклад
Пространство и время как всеобщие и необходимые формы бытия материи являются фундаментальными категориями в современной физике и других науках. Физические, химические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с измерением длин и длительностей, т.е. пространственно-временных характеристик объектов. Поэтому расширение и углубление знаний о мире связано с соответствующими учениями о пространстве и времени.
Введение 2
1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 3
2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 10
Заключение 16
Список использованной литературы. 17
Оглавление
Введение 2
1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки 3
2. Пространство и время в свете теории относительности А. Эйнштейна 10
Заключение 16
Список
использованной литературы. 17
Пространство
и время как всеобщие и необходимые
формы бытия материи являются
фундаментальными категориями в
современной физике и других науках.
Физические, химические и другие величины
непосредственно или
Уже в античном мире мыслители задумывались над природой и сущностью пространства и времени. Так, одни из философов отрицали возможность существования пустого пространства, или, по их выражению, небытия. Это были представители элейской школы в Древней Греции. А знаменитый врач и философ Эмпедокл хотя и поддерживал учение о невозможности пустоты, в отличие от элеатов утверждал реальность изменения и движения. Он говорил, что рыба, например, передвигается в воде, а пустого пространства не существует.
Некоторые философы, в том числе Демокрит, утверждали, что пустота существует, как материи и атомы, и необходима для перемещений и соединений атомов.
В доньютоновский
период развитие представлений о
пространстве и времени носило преимущественно
стихийный и противоречивый характер.
И только в «Началах» древнегреческого
математика Евклида пространственные
характеристики объектов впервые обрели
строгую математическую форму. В
это время зарождаются
Геоцентрическая система К. Птолемея, изложенная им в труде «Альмагест», господствовала в естествознании до XVI в. Она представляла собой первую универсальную математическую модель мира, в которой время было бесконечным, а пространство конечным, включающим равномерное круговое движение небесных тел вокруг неподвижной Земли.
Коренное изменение
пространственной и всей физической
картины произошло в
Признав подвижность
Земли, Коперник в своей теории отверг
все ранее существовавшие представления
о ее уникальности, «единственности»
центра вращения во Вселенной. Тем самым
теория Коперника не только изменила
существовавшую модель Вселенной, но и
направила движение естественнонаучной
мысли к признанию безграничности и бесконечности
пространства.
Космологическая
теория Д. Бруно связала воедино
бесконечность Вселенной и
Практическое
обоснование выводы Бруно получили
в «физике неба» И. Кеплера
и в небесной механике Г. Галилея.
В гелиоцентрической картине
движения планет Кеплер увидел действие
единой физической силы. Он установил
универсальную зависимость
Подлинная революция
в механике связана с именем Г.
Галилея, Он ввел в механику точный
количественный эксперимент и математическое
описание явлений. Первостепенную роль
в развитии представлений о пространстве
сыграл открытый им общий принцип
классической механики - принцип относительности
Галилея. Согласно этому принципу все
физические (механические) явления
происходят одинаково во всех системах,
покоящихся или движущихся равномерно
и прямолинейно с постоянной по величине
и направлению скоростью. Такие
системы называются инерциальными.
Математические преобразования Галилея
отражают движение в двух инерциальных
системах, движущихся с относительно
малой скоростью (меньшей, чем скорость
света в вакууме). Они устанавливают
инвариантность (неизменность) в системах
длины, времени и ускорения.
Дальнейшее развитие
представлений о пространстве и
времени связано с
Декарт обосновывал единство физики и геометрии. Он ввел координатную систему (названную впоследствии его именем), в которой время представлялось как одна из пространственных осей. Тезис о единстве физики и геометрии привел его к отождествлению материальности и протяженности. Исходя из этого тезиса он отрицал пустое пространство и отождествил пространство с протяженностью.
Декарт развил
также представление о
Таким образом,
развитие представлений о пространстве
и времени в доньютоновский период
способствовало созданию концептуальной
основы изучения физического пространства
и времени. Эти представления
подготовили математическое и экспериментальное
обоснование свойств
Новая физическая
гравитационная картина мира, опирающаяся
на строгие математические обоснования,
представлена в классической механике
И. Ньютона. Ее вершиной стала теория
тяготения, провозгласившая универсальный
закон природы - закон всемирного
тяготения. Согласно этому закону сила
тяготения универсальна и проявляется
между любыми материальными телами
независимо от их конкретных свойств.
Она всегда пропорциональна произведению
масс тел и обратно пропорциональна
квадрату расстояния между ними.
Распространив
на всю Вселенную закон тяготения,
Ньютон рассмотрел и возможную ее
структуру. Он пришел к выводу, что
Вселенная является не конечной, а
бесконечной. Лишь в этом случае в
ней может существовать множество
космических объектов - центров гравитации.
Так, в рамках ньютоновской гравитационной
модели Вселенной утверждается представление
о бесконечном пространстве, в
котором находятся космические
объекты, связанные между собой
силой тяготения.
В 1687 г. вышел основополагающий труд Ньютона «Математические начала натуральной философии». Этот труд более чем на два столетия определил развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы основные законы движения и дано определение понятий пространства, времени, места и движения.
Раскрывая сущность времени и пространства, Ньютон характеризует их как «вместилища самих себя и всего существующего. Во времени все располагается в смысле порядка последовательности, в пространстве - в смысле порядка положения». Он предлагает различать два типа понятий пространства и времени: абсолютные (истинные, математические) и относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую характеристику.
Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью.
Относительное, кажущееся, или обыденное, время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то: час, день, месяц, год.
Абсолютное пространство по своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел и которое в обыденной жизни принимается за пространство неподвижное.
Из определений
Ньютона следовало, что разграничение
им понятий абсолютного и
Ньютоновское
понимание пространства и времени
вызвало неоднозначную реакцию
со стороны его современников - естествоиспытателей
и философов. С критикой ньютоновских
представлений о пространстве и времени
выступил немецкий ученый Г.В. Лейбниц.
Он развивал реляционную концепцию пространства
и времени, отрицающую существование пространства
и времени как абсолютных сущностей.
Указывая на чисто относительный (реляционный) характер пространства и времени, Лейбниц писал: «Считаю пространство так же,
как и время,
чем-то чисто относительным: пространство
- порядком сосуществований, а время
- порядком последовательностей»1.
Предвосхищая
положения теории относительности
Эйнштейна о неразрывной связи
пространства и времени с материей,
Лейбниц считал, что пространство
и время не могут рассматриваться
в «отвлечении» от самих вещей. «Мгновения
в отрыве от вещей ничто, - писал
он, - и они имеют свое существование
в последовательном порядке самих
вещей»2.
Однако данные
представления Лейбница не оказали
заметного влияния на развитие физики,
так как реляционная концепция
пространства и времени была недостаточна
для того, чтобы служить основой
принципа инерции и законов движения,
обоснованных в классической механике
Ньютона. Впоследствии это было отмечено
и А. Эйнштейном.
Успехи ньютоновской системы (поразительная точность и кажущаяся ясность) привели к тому, что многие критические соображения в ее адрес обходились молчанием. А ньютоновская концепция пространства и времени, на основе которой строилась физическая картина мира, господствовала вплоть до конца XIX в.
Основные положения
этой картины мира, связанные с
пространством и временем, заключаются
в следующем.
Пространство
считалось бесконечным, плоским, «прямолинейным»,
евклидовым. Его метрические свойства
описывались геометрией Евклида. Оно
рассматривалось как
Время понималось
абсолютным, однородным, равномерно текущим.
Оно идет сразу и везде во всей
Вселенной «единообразно и
Абсолютное время
и пространство служили основой
для преобразований Галилея - Ньютона,
посредством которых