Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 20:46, контрольная работа
Эмоциональные проявления являются интересной сферой психики человека. Эти проявления играют важную роль в любом из видов межличностного общения и не только, т.к. они выражают реакцию и отношение человека к той или иной ситуации, явлению и т.п. Если в восприятии, ощущениях, мышлении и представлениях отражаются многообразные предметы и явления, их различные качества и свойства, всевозможные связи и зависимости, то в эмоциях и чувствах человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого.
Введение………………………………………………………………3
1. Понятие об эмоциях. Происхождение эмоций ………………....5
2. Биологическое и психологическое значение эмоций …………..7
2.1. Функции эмоций………………………………………………..10
2.2. Свойства эмоций………………………………………………..11
2.3. Виды эмоциональных состояний………………………………12
3. Физиологические механизмы проявления эмоций …………….17
Заключение……………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………….25
Состояние эмоционального напряжения сопровождается существенными изменениями функций ряда органов и систем, подобно пожару, охватывающему организм. Эти изменения функций бывают столь интенсивными. Что представляются подлинной «вегетативной бурей». Однако в этой «буре» есть определенный порядок. Эмоции вовлекают в усиленную деятельность лишь те органы и системы, которые обеспечивают лучшее взаимодействие организма с окружающей средой. Возникает резкое возбуждение симпатической части вегетативной нервной системы. В кровь поступает значительное количество адреналина, усиливается работа сердца и повышается артериальное давление, растет газообмен, расширяются бронхи, увеличивается интенсивность окислительных и энергетических процессов в организме.
Резко изменяется характер
Известно, что процессы
Даже при интенсивной
Одновременно угнетаются
При эмоциях изменяется
В состоянии покоя мышление
нередко бывает шаблонным,
В форме ответных реакций
Но чрезмерные по выраженности
эмоциональные реакции могут
оказаться вредными, привести к
возникновению ряда
Эмоции возникают лишь в том случае, если перед организмом стоит какая-либо задача (потребность, цель), а средств для решения (удовлетворения, достижения) ее оказывается недостаточно. Средства для достижения цели - это информация-умение, навыки, опыт - (И), энергия (Э), время (В). Для достижения любой цели существуют объективно необходимые информация. Энергия и время (соответственно Ин, Эн, Вн). В случае, если существующие у организма информация , энергия и время (Ин, Эн, Вн) меньше необходимых, возникает состояние напряжения (СН), выраженное тем сильнее, чем важнее цель и чем больше дефицит необходимых средств.
Указанные отношения могут
СН = fЦ (Ин x Эн - Ис, Эс, Вс),
СН - состояние напряжения, Ц - цель (задача, потребность).
Эмоции возникают, если СН
Состояние напряжения II степени (СН-II) отмечается, если мобилизация сил во время СН-1 оказывается недостаточной. В этом случае напряжение возрастает, что приводит к появлению стенической отрицательной эмоции (СОЭ). Психологически это знакомое каждому состояние ярости (гнева, негодования). Сопровождающееся крайне значительным (предельным) повышением активности органов и систем, обеспечивающим взаимодействие организма с окружающей средой. Значительно возрастает работоспособность скелетных мышц, концентрируется внимание, усиливается работа сердца, повышается артериальное давление, усиливаются дыхание. Окислительные и энергетические процессы, появляется спазм сосудов брюшных органов и кровь усиленно притекает к мышцам, мозгу, легким и сердцу. Цель подобной реакции - максимально увеличить ресурсы организма и тем добиться решения возникшей задачи.
Третья степень (СН-III) - астеническая отрицательная эмоция (АСОЭ), возникает, если задача требует ресурсов, намного превышающих те, которыми располагает организм даже при максимальной мобилизации сил. Психологически СН-III - это состояние страха (ужаса, тоски).
Изменения функций организма при СН-III часто прямо противоположны тем, которые отмечаются при СН-II. Наступает резкое снижение интеллектуальных и энергетических ресурсов. (От страха «опускаются руки», «подкашиваются ноги», парализуются «умственные способности», «вегетативная буря» может перейти в «хаос»). При СН-III угнетаются не только интеллектуальные и энергетические, но и иммунологические реакции, а также компенсаторные процессы. Именно поэтому состояние напряжения III степени при длительном воздействии крайне вредно для организма. «Страх, тоска, печаль - разрушают тело, открывая доступ к нему всяческим заболеваниям», - говорил И.П.Павлов.
В чрезвычайных ситуациях
Но даже СН-III представляет собой своеобразную защитную реакцию, так как возникает в том случае, если максимальной мобилизации резервов, характерной для стенической отрицательной эмоции при СН-II, будет недостаточно и организм вынужден отказаться от достижения цели. Но если значимость цели сохраняется, то уменьшение ресурсов организма, вызванное СН-III, ставит организм по существу в безвыходное положение. В этом случае может наступить IV стадия СН (СН-IV) - невроз, представляющий собой уже заболевание, «полом» ряда регуляторных механизмов.
Состояние напряжения любой
Рассмотренные четыре
Наблюдаются переходные
Степень состояния напряжения, возникающего
в данной ситуации, помимо всего
прочего, определяется предшествующим
жизненным опытом. Недостаточность этого
опыта, отсутствие навыков, необходимых
для преодоления трудностей, способствуют
возникновению состояния напряжения более
высокой степени. Из самой природы эмоций
вытекает тот факт, что эмоциональное
напряжение в большей мере проявляется
у слабых и неосведомленных и в меньшей
мере у сильных и уверенных в себе людей.
Последние чаще остаются спокойными. Слабому
же и неуверенному в своих силах человеку
необходима постоянная «поддержка» в
виде эмоционального напряжения. Поэтому
он и «кипит» по всякому поводу. Важна
и степень физической тренированности
организма. При наличии сильной и работоспособной
мышечной системы мобилизовать энергетические
ресурсы нужно в меньшей степени. Систематическая
мышечная деятельность - фактор, способствующий
не только «разрядке», но и предупреждению
высших степеней состояния напряжения.
Заключение.
Роль эмоций в жизни человека крайне значительна. Во-первых, эмоции, отражают в своём качестве характер протекания различных жизненных процессов. Во-вторых, они управляют этими процессами, активизируя или тормозя их в зависимости от необходимости. Под жизненными процессами здесь понимается то, что связано с удовлетворением потребностей человека.
Эмоциональная жизнь человека, его переживания стали сегодня объектом исследования физиологов и врачей. Не только потому, что человек в силу своей природной любознательности стремиться проникнуть в самые заповедные уголки своего существа, не только потому, что моделирование эмоций обещает новый этап в развитии кибернетических машин, но ещё и потому, что большое число заболеваний современного человека мы зачисляем в разряд неврогенных. Роковую роль в возникновении этих заболеваний играют отрицательные эмоции.
В эмоциональных переживаниях отражается жизненная значимость действующих на человека явлений и ситуаций. Иначе говоря, эмоции - это отражение в форме переживания жизненного смысла, явлений и ситуаций. В общем, можно сказать, что все способствующее или облегчающее удовлетворение потребностей факторы вызывает положительные эмоциональные переживания, и, наоборот, всё, что этому препятствует, - отрицательные.
Эмоции
возникают как результат
Эмоции влияют на человека в целом, но каждая эмоция влияет на субъект по-разному. Они воздействуют на уровень активности мозга, степень напряжения мышц лица и тела, на функционирование эндокринной, кровеносной и дыхательной систем. Эмоции могут изменять восприятие окружающего мира от яркого и светлого к тёмному и угрюмому, наши мысли от творческих к меланхолическим и наши действия от неловких и неадекватных к искусным и целесообразным.
Эмоция
может рассматриваться как
Область
эмоций сложна и междисциплинарна.
Социальные психологи сделали вклад
в изучение эмоций как невербальной
коммуникации. Психологи личности подсказали
пути, по которым эмоции могут соотноситься
с другими мотивационными конструктами,
такими, как Я-концепция и психологические
потребности, и увеличила наше знание
о связи аффективных состояний с функционированием
личности. Клиническая психология и психиатрия
способствовали пониманию роли сложных
комбинаций эмоций в психопатологии и
акцентировали необходимость психотерапевтического
анализа эмоций. Неврологические науки
содействовали получению знаний о роли
различных мозговых механизмов эмоций,
а биохимия и психофармакология показали
важность гормональной и нейрогуморальной
сфер в эмоциональных процессах и эмоциональном
поведении.
Список
использованной литературы.
1. Кэррол Э. Изард., Психология.: - Питер, 2007.
3. Рита Л. Аткинсон, Ричард С. Аткинсон, Эдвард Е. Смит, Дэрил Дж. Бем, Сьюзен Нолен-Хоэксема., Введение в психологию. Издательство.- М.: Прайм-Еврознак, 2003.
4. Р.С. Немов. Психология., Общие основы психологии. - М.: Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002.