Проблемы сущности жизни и ее происхождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:41, контрольная работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении проблемы сущности жизни и анализе теорий ее происхождения.

Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

дать понятие сущности жизни;
исследовать проблемы сущности жизни и ее происхождения;
изучить естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

3
1 Взгляды на происхождение жизни и ее развитие 5
2 Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

сущность жизни.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

    ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

                                                        
 

    Воробьева  Ирина Александровна 

    Проблемы  сущности жизни и ее происхождения 

    Контрольная работа по «Концепции современного естествознания» студента

    1-го  курса очной (очно-заочной) формы  обучения, экстерната 
 

                                                    Руководитель

                                                    ___________________________

                                                    (ученая  степень, ученое  звание)

                                                    ________________ ___________ 
 
 
 
 
 
 

    Москва 2010 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 
3
1 Взгляды на происхождение  жизни и ее развитие 5
2 Естественнонаучные  представления о жизни и ее эволюции 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 14
 
 

 

ВВЕДЕНИЕ

     Одной из форм бытия является жизнь. Однако познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития - чрезвычайно сложное дело и это связано в первую очередь с тем, что до сих пор отсутствует определение жизни, которое соответствовало бы научным требованиям. В современной науке жизнь рассматривается исходя из представлений о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. При этом практически все науки вовлечены в естественнонаучное познание жизни.

     В философии интерес к проблеме жизни обусловлен философским объяснением природы человека, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни, а также уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов - в чем смысл жизни человека? Результатом такого познания жизни является вывод о единстве жизни на Земле.

     В последние годы возрос интерес к этой «вечной проблеме» - сущности и происхождения жизни на Земле, в связи с двумя обстоятельствами: значительными успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи, проведшей к зарождению жизни, и, стремительным развитием космических исследований, делающих все более реальным непосредственный поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за ее пределами.

     Следовательно, тема сущности жизни  и ее происхождения на сегодняшний день имеет большую актуальность.

     Цель  работы состоит в  изучении проблемы сущности жизни и анализе теорий ее происхождения.

     Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

  • дать понятие сущности жизни;
  • исследовать проблемы сущности жизни и ее происхождения;
  • изучить естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции.

     Объектом  исследования выступает сущность жизни.

     Предмет исследования – основные проблемы сущности жизни и естественнонаучные представления о жизни.

     Теоретической и методической основой работы являются научные труды по проблемам жизни и ее происхождения Бернала Д., Опарина А.И., Поннамперума С.  и др.

      Методы  исследований: анализ научной литературы.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Происхождение и сущность жизни (история проблемы) 

     Вопросы о происхождении природы и  сущности жизни издавна интересовали человека, в связи с его стремлении понять самого себя, разобраться в окружающем мире и определить свое место в природе.

     Попытки решения этих вопросов и многовековые исследования породили разнличные концепции возникновения жизни:

     во-первых, креационизм или сотворение жизни Богом;

     во-вторых - концепция самопроизвольного зарождения из неживого вещества;

     в-третьих - концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда

     и, в-четвертых - концепция внеземного происхождения жизни в результате развития физических и химических процессов.

     Концепция креационизма, по своему существу, не является научной так как она возникла в рамках религиозного мировоззрения. В ней утверждается, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении проблемы происхождения и сущности жизни. Не смотря на это, концепция креационизма продолжает пользоваться и в настоящее время довольно большой популярностью.

     Другие концепции появляются позже, но до XIX века, ни одна из них не смогла сформировать единую биологическую картину мира и тем самым дать приемлемое объяснение происхождению жизни.

     Уже в XIX веке в биологии появились концепции механистического материализма и витализма - вершина биологии того времени. Между данными концепциями началась борьба идей о сущности жизни и ее происхождении. Механистический материализм отрицал качественную специфику живых организмов и представлял жизненные процессы как результат действия физических и химических процессов, таким образом, живые организмы выглядели как сложные машины. Но аналогия между живым существом и машиной не объясняет именно того, что она призвана объяснять: причину целесообразной организации живых существ. Следовательно, такой подход неверен в самой своей основе: машины не возникают сами собой в природных условиях и их целесообразность, приспособленность строения к выполнению определенной работы нельзя вывести из взаимодействия закономерностей неорганического мира. Она является продуктом созидательной деятельности человека, его целенаправленных творческих усилий. В связи с этим механицизм и редукционизм (пытавшийся свести явления жизни к физическим и химическим процессам как своим элементарным составляющим) - каждый раз беспомощно останавливались перед проблемой происхождения жизни.

     Витализм  (от лат. vitalis - жизненный)  же выдвигал противоположную точку зрения, объясняя качественное отличие живого от неживого наличием в живых организмах особой «жизненной силы», отсутствующей в неживых предметах и не подчиняющейся физическим законам1. Это решение проблемы сущности жизни было тесно связано с признанием факта творения ее Богом, разумным нематериальным началом и т.д.

     Отвергая  идею творения мира и жизни, ученые-экспериментаторы такие как: Аристотель, врач Парацельс, эмбриолог Гарвей, Коперник, Галилей, Декарт, Гете, Шеллинг и др. вплоть до середины XIX века придерживались идеи самопроизвольного зарождения жизни из различных материальных образований, в том числе из гниющей земли, отбросов и иных объектов. Их авторитет во многом определил длительный срок существования идеи самозарождения и ее широкое распространение. Достаточно отметить, что ни опыты Ф. Реди (XVII в.), который доказал невозможность самозарождения червей из гниющего мяса при отсутствии мух, а также провозгласил знаменитый принцип «все живое - от живого», ни опыты с мельчайшими существами Спалланцани (XVIII в.), показавшие, что в прокипяченных органических настоях не могут самопроизвольно зарождаться микроорганизмы, не оказали сильного влияния на господствующую в науке концепцию спонтанного самозарождения.

     И только в 60-е годы XIX века в развернувшейся между Ф.А. Пуше и Л. Пастером дискуссии, на основе экспериментальных исследований, удалось строго научно обосновать несостоятельность этой концепции. В своих опытах Пастер продемонстрировал, что микроорганизмы появляются в органических растворах в силу того, что туда изначально были занесены их зародыши. Если же сосуд с питательной средой оградить от занесения в него микробов, то не может произойти никакого самозарождения. Опыты Пастера подтвердили принцип Реди и показали научную несостоятельность концепции спонтанного самозарождения организмов2. Но и они не смогли дать ответ на вопрос, откуда взялась жизнь.

     Примерно  в это же время (1865 г.) на стыке космогонии и физики немецким ученым Г. Рихтером разрабатывалась гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса -  концепция панспермии. Согласно его идеи, зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и положить начало эволюции живого, что в свою очередь породило все многообразие земной жизни. Концепцию панспермии разделяли многие крупные ученые, например: С. Аррениус, Г. Гельмгольц, В.И. Вернадский.

     Шведский химик Сванте Аррениус в 1908г. поддержал гипотезу происхождения жизни из космоса. Он также предполагал, что жизнь на Земле началась тогда, когда на нашу планету из космоса попали зародыши жизни. И тем не менее, пока и эта гипотеза полного научного обоснования не получила, хотя спектр возможных условий для существования живых организмов достаточно широк, все же считается, что они должны погибнуть в космосе под действием ультрафиолетовых и космических лучей. И к тому же эта гипотеза не отвечает на вопросы происхождения жизни, а лишь выносит ее за пределы Земли - если жизнь была занесена на Землю из космоса, то где и как она возникла? Существует вариант этой гипотезы, утверждающий вечность жизни во Вселенной, т.е. после Большого взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная, в процессе появления вещества на самых ранних этапах эволюции Вселенной произошло разделение этого вещества на живое и неживое, и жизнь существует столько же времени, сколько и весь космос.

     Кроме гипотезы панспермии в современной научной литературе сохраняется гипотеза о случайном характере возникновения жизни  на Земле через появление первичной живой молекулы, которая больше появиться не может, в силу этого обстоятельства экспериментальную проверку данной гипотезы произвести невозможно. Не смотря на это данная гипотеза получила широкое распространение среди генетиков в связи с открытием роли ДНК в явлениях наследственности.

     Так, Г. Меллер в 1929г. развивал мысль, что чисто случайно на Земле возникла единичная «живая генная молекула»3, обладавшая внутримолекулярным жизнеопределяющим строением, которое она и пронесла неизменным через все развитие земной жизни. Долгое  время моделью такой «живой молекулы» считалась частица нуклеопротеида вируса табачной мозаики, но в настоящее время стало очевидным, что вирусы нельзя рассматривать как промежуточный этап на пути возникновения жизни, так как сначала должна была возникнуть жизнь, а затем вирус. И, тем не менее, идея случайного возникновения ДНК до сих пор имеет широкое распространение в научной литературе, хотя вероятность такого события очень мала.

     Следовательно, на протяжении многих веков взгляды на эту проблему менялись, но наука все еще далека от ее решения. Как и много лет назад, так и сегодня продолжаются споры о сущности жизни: является ли она просто чрезвычайно упорядоченным состоянием обычных атомов и молекул, из которых состоит «живое вещество», или все-таки существуют пока не открытые элементарные «частицы жизни», переводящие обычные химические и физические вещества в живое состояние. Веских доказательств и аргументов в пользу справедливости той или иной теории до настоящего времени не существует,  а выбор позиции определяется внутренними убеждениями каждого участника спора.

     Очевидно только то, что все-таки более продуктивно рассматривать жизнь как особую форму движения материи, закономерно возникшую на определенном этапе ее развития. Разумеется, возникновение жизни содержало элемент случайности, но оно было не абсолютно случайным, а в основе своей закономерным, необходимым. То есть, появление жизни произошло в ходе этого процесса, когда химическая эволюция после одной из точек бифуркации привела к появлению живого организма и началу биологической эволюции.

     Поэтому в настоящее время наиболее перспективным направлением для естествознания является исследование возникновения жизни на нашей планете из неживой материи в ходе процессов самоорганизации. 

Информация о работе Проблемы сущности жизни и ее происхождения