Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2011 в 01:41, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении проблемы сущности жизни и анализе теорий ее происхождения.
Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
дать понятие сущности жизни;
исследовать проблемы сущности жизни и ее происхождения;
изучить естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции.
ВВЕДЕНИЕ
3
1 Взгляды на происхождение жизни и ее развитие 5
2 Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Воробьева Ирина Александровна
Проблемы
сущности жизни и ее происхождения
Контрольная работа по «Концепции современного естествознания» студента
1-го
курса очной (очно-заочной)
Москва
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 | |
1 | Взгляды на происхождение жизни и ее развитие | 5 |
2 | Естественнонаучные представления о жизни и ее эволюции | 9 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 13 | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ | 14 |
ВВЕДЕНИЕ
Одной из форм бытия является жизнь. Однако познание сущности жизни, ее критериев, закономерностей развития - чрезвычайно сложное дело и это связано в первую очередь с тем, что до сих пор отсутствует определение жизни, которое соответствовало бы научным требованиям. В современной науке жизнь рассматривается исходя из представлений о качественном отличии живого от неживого, о наличии общих свойств у растительного и животного мира, включая человека. При этом практически все науки вовлечены в естественнонаучное познание жизни.
В философии интерес к проблеме жизни обусловлен философским объяснением природы человека, необходимостью использования методологических принципов в ходе научного познания жизни, а также уяснением закономерностей структурно-функциональной организации живого, что способствует верному ответу на один из актуальнейших философских, мировоззренческих вопросов - в чем смысл жизни человека? Результатом такого познания жизни является вывод о единстве жизни на Земле.
В последние годы возрос интерес к этой «вечной проблеме» - сущности и происхождения жизни на Земле, в связи с двумя обстоятельствами: значительными успехами в лабораторном моделировании некоторых этапов эволюции материи, проведшей к зарождению жизни, и, стремительным развитием космических исследований, делающих все более реальным непосредственный поиск каких-либо форм жизни на планетах Солнечной системы, а в будущем и за ее пределами.
Следовательно, тема сущности жизни и ее происхождения на сегодняшний день имеет большую актуальность.
Цель работы состоит в изучении проблемы сущности жизни и анализе теорий ее происхождения.
Для реализации данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
Объектом исследования выступает сущность жизни.
Предмет исследования – основные проблемы сущности жизни и естественнонаучные представления о жизни.
Теоретической и методической основой работы являются научные труды по проблемам жизни и ее происхождения Бернала Д., Опарина А.И., Поннамперума С. и др.
Методы исследований: анализ научной литературы.
1.
Происхождение и сущность
жизни (история проблемы)
Вопросы о происхождении природы и сущности жизни издавна интересовали человека, в связи с его стремлении понять самого себя, разобраться в окружающем мире и определить свое место в природе.
Попытки решения этих вопросов и многовековые исследования породили разнличные концепции возникновения жизни:
во-первых, креационизм или сотворение жизни Богом;
во-вторых - концепция самопроизвольного зарождения из неживого вещества;
в-третьих - концепция стационарного состояния, в соответствии с которой жизнь существовала всегда
и, в-четвертых - концепция внеземного происхождения жизни в результате развития физических и химических процессов.
Концепция креационизма, по своему существу, не является научной так как она возникла в рамках религиозного мировоззрения. В ней утверждается, что жизнь такова, какова она есть, потому что такой ее сотворил Бог. Тем самым практически снимается вопрос о научном решении проблемы происхождения и сущности жизни. Не смотря на это, концепция креационизма продолжает пользоваться и в настоящее время довольно большой популярностью.
Другие концепции появляются позже, но до XIX века, ни одна из них не смогла сформировать единую биологическую картину мира и тем самым дать приемлемое объяснение происхождению жизни.
Уже в XIX веке в биологии появились концепции механистического материализма и витализма - вершина биологии того времени. Между данными концепциями началась борьба идей о сущности жизни и ее происхождении. Механистический материализм отрицал качественную специфику живых организмов и представлял жизненные процессы как результат действия физических и химических процессов, таким образом, живые организмы выглядели как сложные машины. Но аналогия между живым существом и машиной не объясняет именно того, что она призвана объяснять: причину целесообразной организации живых существ. Следовательно, такой подход неверен в самой своей основе: машины не возникают сами собой в природных условиях и их целесообразность, приспособленность строения к выполнению определенной работы нельзя вывести из взаимодействия закономерностей неорганического мира. Она является продуктом созидательной деятельности человека, его целенаправленных творческих усилий. В связи с этим механицизм и редукционизм (пытавшийся свести явления жизни к физическим и химическим процессам как своим элементарным составляющим) - каждый раз беспомощно останавливались перед проблемой происхождения жизни.
Витализм (от лат. vitalis - жизненный) же выдвигал противоположную точку зрения, объясняя качественное отличие живого от неживого наличием в живых организмах особой «жизненной силы», отсутствующей в неживых предметах и не подчиняющейся физическим законам1. Это решение проблемы сущности жизни было тесно связано с признанием факта творения ее Богом, разумным нематериальным началом и т.д.
Отвергая идею творения мира и жизни, ученые-экспериментаторы такие как: Аристотель, врач Парацельс, эмбриолог Гарвей, Коперник, Галилей, Декарт, Гете, Шеллинг и др. вплоть до середины XIX века придерживались идеи самопроизвольного зарождения жизни из различных материальных образований, в том числе из гниющей земли, отбросов и иных объектов. Их авторитет во многом определил длительный срок существования идеи самозарождения и ее широкое распространение. Достаточно отметить, что ни опыты Ф. Реди (XVII в.), который доказал невозможность самозарождения червей из гниющего мяса при отсутствии мух, а также провозгласил знаменитый принцип «все живое - от живого», ни опыты с мельчайшими существами Спалланцани (XVIII в.), показавшие, что в прокипяченных органических настоях не могут самопроизвольно зарождаться микроорганизмы, не оказали сильного влияния на господствующую в науке концепцию спонтанного самозарождения.
И только в 60-е годы XIX века в развернувшейся между Ф.А. Пуше и Л. Пастером дискуссии, на основе экспериментальных исследований, удалось строго научно обосновать несостоятельность этой концепции. В своих опытах Пастер продемонстрировал, что микроорганизмы появляются в органических растворах в силу того, что туда изначально были занесены их зародыши. Если же сосуд с питательной средой оградить от занесения в него микробов, то не может произойти никакого самозарождения. Опыты Пастера подтвердили принцип Реди и показали научную несостоятельность концепции спонтанного самозарождения организмов2. Но и они не смогли дать ответ на вопрос, откуда взялась жизнь.
Примерно в это же время (1865 г.) на стыке космогонии и физики немецким ученым Г. Рихтером разрабатывалась гипотеза занесения живых существ на Землю из космоса - концепция панспермии. Согласно его идеи, зародыши простых организмов могли попасть в земные условия вместе с метеоритами и космической пылью и положить начало эволюции живого, что в свою очередь породило все многообразие земной жизни. Концепцию панспермии разделяли многие крупные ученые, например: С. Аррениус, Г. Гельмгольц, В.И. Вернадский.
Шведский химик Сванте Аррениус в 1908г. поддержал гипотезу происхождения жизни из космоса. Он также предполагал, что жизнь на Земле началась тогда, когда на нашу планету из космоса попали зародыши жизни. И тем не менее, пока и эта гипотеза полного научного обоснования не получила, хотя спектр возможных условий для существования живых организмов достаточно широк, все же считается, что они должны погибнуть в космосе под действием ультрафиолетовых и космических лучей. И к тому же эта гипотеза не отвечает на вопросы происхождения жизни, а лишь выносит ее за пределы Земли - если жизнь была занесена на Землю из космоса, то где и как она возникла? Существует вариант этой гипотезы, утверждающий вечность жизни во Вселенной, т.е. после Большого взрыва, в результате которого образовалась наша Вселенная, в процессе появления вещества на самых ранних этапах эволюции Вселенной произошло разделение этого вещества на живое и неживое, и жизнь существует столько же времени, сколько и весь космос.
Кроме гипотезы панспермии в современной научной литературе сохраняется гипотеза о случайном характере возникновения жизни на Земле через появление первичной живой молекулы, которая больше появиться не может, в силу этого обстоятельства экспериментальную проверку данной гипотезы произвести невозможно. Не смотря на это данная гипотеза получила широкое распространение среди генетиков в связи с открытием роли ДНК в явлениях наследственности.
Так, Г. Меллер в 1929г. развивал мысль, что чисто случайно на Земле возникла единичная «живая генная молекула»3, обладавшая внутримолекулярным жизнеопределяющим строением, которое она и пронесла неизменным через все развитие земной жизни. Долгое время моделью такой «живой молекулы» считалась частица нуклеопротеида вируса табачной мозаики, но в настоящее время стало очевидным, что вирусы нельзя рассматривать как промежуточный этап на пути возникновения жизни, так как сначала должна была возникнуть жизнь, а затем вирус. И, тем не менее, идея случайного возникновения ДНК до сих пор имеет широкое распространение в научной литературе, хотя вероятность такого события очень мала.
Следовательно, на протяжении многих веков взгляды на эту проблему менялись, но наука все еще далека от ее решения. Как и много лет назад, так и сегодня продолжаются споры о сущности жизни: является ли она просто чрезвычайно упорядоченным состоянием обычных атомов и молекул, из которых состоит «живое вещество», или все-таки существуют пока не открытые элементарные «частицы жизни», переводящие обычные химические и физические вещества в живое состояние. Веских доказательств и аргументов в пользу справедливости той или иной теории до настоящего времени не существует, а выбор позиции определяется внутренними убеждениями каждого участника спора.
Очевидно только то, что все-таки более продуктивно рассматривать жизнь как особую форму движения материи, закономерно возникшую на определенном этапе ее развития. Разумеется, возникновение жизни содержало элемент случайности, но оно было не абсолютно случайным, а в основе своей закономерным, необходимым. То есть, появление жизни произошло в ходе этого процесса, когда химическая эволюция после одной из точек бифуркации привела к появлению живого организма и началу биологической эволюции.
Поэтому
в настоящее время наиболее перспективным
направлением для естествознания является
исследование возникновения жизни на
нашей планете из неживой материи в ходе
процессов самоорганизации.
Информация о работе Проблемы сущности жизни и ее происхождения