Проблемы сохранения биосферы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 16:22, реферат

Описание работы

Сегодня необходимо создание концепции сохранения биосферы, ее охраны. Только направляя усилия на сохранение природной среды хотя бы в том виде, какая она есть сейчас, мы сможем сохранить на планете условия для существования человечества.
В данной работе я рассмотрю проблемы сохранения биосферы.

Содержание

Введение
1. Биосфера: определение и структура
2. Проблема экологической безопасности
3. Стратегия устойчивого развития
4. Проблемы сохранения биосферы в России
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

проблемы сохранения биосферы.docx

— 35.92 Кб (Скачать)

Намечаются  контуры положительных обратных связей, которые будут усиливать  негативные возмущения и "выталкивать" глобальную социоэкосистему все  ближе к критическому состоянию, что в итоге может привести к запуску процессов разрушения необратимого и лавинообразного  характера.

Интегральная  антропогенная нагрузка уже вышла  на планетарный уровень и изменяется пропорционально численности населения  Земли, которая растет по очень сильной  экспоненциальной зависимости. Ожидается  также увеличение среднедушевых  показателей жизнеобеспечения населения, что вызовет рост антропогенной  нагрузки на окружающую среды в режиме с обострением. Становится все более  очевидным ускоренное нарастание экологического кризиса и приближение катастрофы, обусловленное резким повышением антропогенного давления на биосферу, имеющую ограниченную хозяйственную емкость. Необходима адекватная ответная реакция на надвигающуюся  экологическую катастрофу со стороны  мирового сообщества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 3. Стратегия устойчивого развития

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92), стала одним из самых  знаменательных событий современности. Впервые в истории человечества собралась мировая политическая элита для выработки согласованных  стратегических решений глобальных проблем. Сам факт столь представительной встречи глав государств и правительств большинства стран мира свидетельствует  о наличии и обострении жизненно важных проблем планетарного масштаба, решение которых требует привлечения  объединенных усилий всего человечества. Всемирный форум сконцентрировал  внимание государственных деятелей и мировой общественности на ключевом вопросе о неразрывной взаимосвязи  проблем развития современной цивилизации  и сохранения окружающей природной  среды.

На мировом  форуме КОСР-92 были приняты следующие  основополагающие документы: Повестка дня на XXI век и Декларация по окружающей среде и развитию. В документах Конференции констатируется, что  человеческая цивилизация переживает поворотный момент в своей истории. Человечество делает выбор в пользу сбалансированного подхода к  решению глобальных проблем, обеспечивающего  повышение жизненного уровня всего  населения планеты, не разрушая при  этом окружающую среду. Иными словами, необходимо разрешение двуединой задачи: обеспечить удовлетворение потребностей людей в развитии и сохранение окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений. Решающее значение для выполнения этой задачи имеют государственные стратегии  устойчивого развития большинства  стран международного сообщества, ответственность  за осуществление которых ложится  на национальные правительства.

Всемирный саммит по устойчивому развитию, состоявшийся в 2002 г. в Йоханнесбурге, подтвердил приверженность мирового сообщества к  устойчивому развитию. Йоханнесбургская политическая декларация содержит положение  о коллективной ответственности  за упрочение основ устойчивого  развития. Подчеркнута необходимость  усиления взаимосвязи социально-экономического развития и охраны окружающей среды  на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Обозначены приоритетные цели устойчивого развития - искоренение  нищеты и развитие человеческого  потенциала, изменение моделей производства и потребления, удовлетворение потребностей людей в чистой воде, санитарии, энергии, охране здоровья, продовольственной  безопасности, а также охрана биологического разнообразия и неистощительное  использование природных ресурсов. Важнейшим документом саммита стал План осуществления решений Всемирной  встречи на высшем уровне, в котором  указаны сроки достижения целей  в социально-экономической и экологической  областях. Необходимо улучшение управления на всех уровнях для эффективной  реализации Повестки дня на XXI век (Рио-92) и Плана осуществления решений  Всемирной встречи на высшем уровне.

Устойчивое  развитие - социально-экономическое  развитие общества, обеспечивающее удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящего и будущего поколений  людей в условиях экологической  регламентации хозяйственной и  иной деятельности.

Генеральным направлением обеспечения устойчивого  развития является социо-эколого-экономическая  оптимизация жизнедеятельности  общества. Экономический рост необходим  для решения социальных проблем, но расширяющаяся экономика приводит к усилению антропогенного давления на окружающую среду. Поэтому нужно  находить баланс экономических, экологических и социальных интересов на всех уровнях глобальной социоэкосистемы: международном, национальном, региональном и местном.

Долгосрочные  цели устойчивого экологически безопасного  развития можно определить следующим  образом:

- физическое, духовное и социальное благосостояние населения;

- сохраненные и восстановленные в необходимых масштабах естественные экосистемы и жизнеобеспечивающие функции биосферы;

- здоровая, высокого качества среда обитания и минимизированный риск чрезвычайных ситуаций;

- эффективная ресурсная обеспеченность экономики. 

Представленные  положения, выраженные в виде совокупности соответствующих актуальных целевых  индикаторов (параметров), ясных для  управления, формируют стратегическое целевое состояние глобальной социоэкосистемы  человечество-среда обитания.

Достижение  целевого состояния предполагает решение  следующих взаимосвязанных задач:

I - создание  эффективной системы экологического  управления;

II - построение  экологизированной экономики; 

III - формирование  экологического сознания людей.  

Системно  обеспечивающая среда, необходимая  для решения поставленных стратегических задач, включает в себя научное и  технологическое, нормативно-правовое, политическое, финансово-ресурсное  и информационное обеспечение.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Проблемы сохранения биосферы в России

Современное эколого-экономическое положение  России и ближайшие перспективы  вызывают серьезные опасения. Несмотря на значительный спад производства в  промышленности и сельском хозяйстве, имеющий место в последние  годы, общая экологическая обстановка в России продолжает оставаться на неудовлетворительном уровне. Такие  удельные показатели, как энергозатраты  и в целом ресурсозатраты на единицу  валового национального продукта, нарушенность территории на одного человека, загрязнение  на единицу выпускаемой продукции, в несколько раз выше в Российской Федерации, чем в индустриально  развитых странах мира. Негативные аспекты экологической ситуации проявляются в снижении качества среды обитания человека, деградации естественно-природных экосистем, истощении  природно-ресурсного потенциала. Экологический  фактор ощутимо влияет на здоровье населения, увеличивая число экологически обусловленных заболеваний и  усиливая свое провоцирующее действие.

В России около 80% добываемых ресурсов идет на обеспечение  ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Крупномасштабная добыча природных ресурсов и огромные объемы ресурсообрабатывающего производства осуществляются в условиях повышенного  уровня аварийной опасности промышленных объектов. В целом современный  технико-технологический потенциал  России остается на уровне 70-х гг., что  соответствует периоду экологически "грязной" индустрии. Основные проблемы экологической безопасности Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

Актуальные  проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической  безопасности населения:

- загрязнение атмосферного воздуха городов;

- неудовлетворительное качество питьевой воды;

- безопасность продуктов питания (содержание пестицидов и т.д.);

- загрязнение среды обитания диоксинами, отходами производства и потребления (свалки опасных отходов);

- радиоактивное загрязнение ряда территорий (районы Чернобыля и др.);

- возникновение цепной реакции техногенных катастроф при современном критическом уровне изношенности основных производственных фондов в промышленности и коммунальном хозяйстве. 

Ряд основных проблем Российской Федерации в  сфере охраны природных ресурсов:

- снижение видового разнообразия животного и растительного мира, уменьшение лесистости;

- комплексное нарушение земель;

- истощение и загрязнение поверхностных вод;

- истощительное использование природно-сырьевой базы. 

Системные угрозы экологической безопасности России:

- превращение России во вспомогательное государство, обеспечивающее ресурсами страны "золотого миллиарда", а также используемое для ввоза на его территорию вредных для здоровья людей товаров, перевода экологически грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, переработки отработанного ядерного топлива;

- осуществление экономического роста на "старой" (отечественной или зарубежной) технико-технологической и организационно-управленческой базе, что неизбежно повлечет за собой расточительный и разрушительный способ природопользования.

Интересен опыт государственного управления Норвегии, которая занимает лидирующее положение  в мире по качеству жизни и социальной защищенности граждан. Отличительной  чертой Норвегии является зависимость  ее хозяйства от сырьевого, в первую очередь нефтегазового экспорта, обеспечивающего более трети  поступлений в госбюджет. Экономика  этой страны носит рентный характер и в ее регулировании велика роль государства. В результате налоговых  поступлений большая часть национального  богатства находится под контролем  государства. Создавая и развивая государственный  сектор экономики, государство имеет  возможность контролировать ключевые отрасли. В жизненно важной нефтегазовой отрасли действует, например, крупнейшая в стране государственная нефтегазовая компания "Петро АС". В Норвегии с населением 4,5 млн человек имеется  Государственный нефтяной фонд, составляющий более 80 млрд. долл. Не замыкаясь на природно-ресурсном секторе экономики, норвежское государство активно  поддерживает развитие других отраслей промышленности (электрометаллургию, электрохимическую, деревообрабатывающую и др.) и сельского хозяйства. Среди  индустриально развитых стран Норвегия (0,2% населения) производит более 0,5% объема промышленной продукции. Норвежское государство  содействует внедрению в народное хозяйство результатов научно-технического прогресса, особое внимание уделяется  достижениям происходящей информационной революции.

С целью  информационного развития общества в Норвегии принята соответствующая  программа действий, обеспечивающая практически всему населению  доступ к Интернету, способствующая получению информации о новейших технологиях, активизации электронной  торговли и т.д. Политическая элита  и государственный аппарат создали  необходимые условия для процветания  своей страны. Государство умело  распорядилось богатыми природными ресурсами страны и смогло активизировать человеческий потенциал для создания общего благосостояния. В отличие  от олигархического аттрактора, данный аттрактор характеризуется рыночным режимом функционирования экономики  с государственным регулированием, обеспечением национальных интересов  и национальной безопасности.

Представляется  очень важным переломить вековую  закономерность в государственном  управлении России. Властьимущая элита  России удовлетворяла свои интересы за счет нещадной эксплуатации своего народа, тогда как в более цивилизованных странах власть гораздо эффективнее  удовлетворяет свои потребности  в результате развития общества в  целом. В наибольшей степени созидательный  потенциал широких слоев населения  раскрывается в рамках гражданского общества. Демократическое правовое государство обеспечивает общие  необходимые условия для эффективного функционирования рыночной экономики, построенной на постоянном росте  платежеспособного спроса населения, что влечет за собой повышение  жизненного уровня людей. Именно ставка на развитие человеческого потенциала приносит наибольший выигрыш для  всех слоев общества.

Проблема  эффективного экологического управления является сложной системной проблемой  и решается с учетом взаимосвязи  всех основных составляющих:

- государственной экологической политики;

- нормативно-правовой базы;

- структурно-функциональной организации органов управления;

- административных и экономических методов управления;

- мер  общественного характера.

Заключение 

Биосфера - важнейшая система, значимость которой  невозможно переоценить, т.к. именно биосфера является той средой, в которой  человечество может существовать.

Современная структура биосферы - продукт длительной эволюции многих систем разной сложности, последовательно стремящихся к  состоянию динамического равновесия. Практическое значение учения о биосфере огромно. Особенно заинтересованы в  развитии этого учения здравоохранение, сельское и промысловое хозяйство  и другие отрасли человеческой практики, чаще других сталкивающиеся с "ответными  ударами" со стороны биосферы, вызванными неразумным или неосторожным преобразованием  природы человеком.

Информация о работе Проблемы сохранения биосферы