Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 15:01, реферат
Человечество с древних времен искало новые источники энергии. К
середине XX столетия были освоены почти все ее природные источники, причем
использование их в промышленных масштабах привело к значительному загрязнению отходами производства окружающей среды, особенно в крупных,
промышленно развитых городах.
Введение -----------------------------------------------------------------------------------4 стр.
Проблемы ресурсов ядерной энергетики. --------------------------------7 стр.
Проблемы безопасности. -----------------------------------------------------12 стр.
Проблемы переработки и захоронения отходов.-----------------------13.стр.
АЭС и окружающая среда.---------------------------------------------------15 стр.
Перспективы развития ядерной энергетики в XXI веке------------17 стр.
Заключение.----------------------------------------------------------------------19 стр.
различного типа. Однако в отличие от последней эти особенности сказываются
более благоприятно в реакторах на тепловых нейтронах.
Первая из этих особенностей заключается в том, что ядерное топливо не
может быть израсходовано в реакторе полностью, как расходуется обычное
химическое топливо. Последнее, как правило, сжигается в топке до конца.
Возможность протекания химической реакции практически не зависит от
количества вступающего в реакцию вещества. Цепной ядерной реакцией не
происходит, если количество топлива в реакторе меньше определенного
значения, называемого критической массой.
Уран (плутоний) в количестве, составляющем критическую массу, не
является топливом в собственном смысле этого слова. Он на время как бы
превращается в некоторое инертное вещество наподобие железа или других
конструкционных материалов, находящихся в реакторе. Выгорать может лишь та
часть топлива, которая загружается в реактор сверх критической массы. Таким
образом, ядерное топливо в количестве, равном критической массе, служит
своеобразным
катализатором процесса, обеспечивает
возможность протекания реакции, не
участвуя в ней. [Титаева Н. А. Ядерная
геохимия. М.: Изд-во МГУ, 1992., c.99]
Естественно, что топливо в количестве, составляющем критическую массу, физически неотделимо в реакторе от выгорающего топлива. В тепловыделяющихся
элементах, загружаемых в реактор, с самого начала помещается топливо, как
для создания критической массы, так и для выгорания. Значение критической
массы неодинаково для различных реакторов и в общем случае относительно
велико. Так, для серийного отечественного энергетического блока с реактором на
тепловых нейтронах ВВЭР-440 (водо-водяной энергетический реактор мощностью
440 МВт) критическая масса уран-235 составляет 700 кг. Это соответствует 2
млн тонн угля.[//potential.org.ru] Иными словами, применительно к электростанции на угле той же мощности это означает обязательное наличие при ней такого довольно значительного количества неприкосновенного запаса угля. Ни один килограмм из этого запаса не расходуется и не может быть израсходован, однако без
него электростанция работать не может. Наличие такого крупного количества "замороженного" топлива, хотя и сказывается отрицательно на экономических показателях, но в силу реально сложившегося соотношения затрат для реакторов на тепловых нейтронах оказывается не слишком обременительным. В случае же реакторов на быстрых нейтронах с этим приходится считаться более серьезно. Реакторы на быстрых нейтронах обладают существенно большей критической массой по сравнению с реакторами на тепловых нейтронах (при заданных размерах реактора). Это объясняется тем, что быстрые нейтроны при взаимодействии со средой оказываются более "инертными", чем тепловые. В
частности, вероятность вызвать деление атома топлива (на единицы длины
пути) для них в сотни раз меньше, чем для тепловых. Для того, чтобы быстрые
нейтроны не вылетали без взаимодействия за пределы реактора и не терялись,
их "инертность" необходимо компенсировать увеличением количества
закладываемого
топлива с соответствующим
Чтобы реакторы на быстрых нейтронах не проигрывали по сравнению с
реакторами на тепловых нейтронах, необходимо повышать мощность, развиваемую
при заданных размерах
реактора. В таком случае количество
"замороженного"
топлива на единицу мощности будет уменьшаться. Достижение высокой плотности
тепловыделения в реакторе на быстрых нейтронах и явилось главной задачей новых электростанций. Следует заметить, что сама по себе мощность непосредственно не
связана с количеством топлива, находящегося в реакторе. Если это количество превышает критическую массу, то в нем за счет созданной нестационарности цепной реакции можно развить любую требуемую мощность. Вопрос заключается в том, чтобы обеспечить достаточно интенсивный теплоотвод из реактора. Речь идет именно о повышении плотности тепловыделения, ибо увеличение, например, размеров реактора, способствующее увеличению теплоотвода, неизбежно влечет за собой и увеличение критической массы, т.е. не решает задачи. Положение осложняется еще и тем, что для теплоотвода из реактора на быстрых нейтронах такой привычный и хорошо освоенный теплоноситель, как обычная вода, не подходит в силу своих ядерных свойств. Она, как известно, замедляет нейтроны и, следовательно, понижает коэффициент воспроизводства. Газовые теплоносители (гелий и др.) обладают в данном случае приемлемыми ядерными параметрами. Однако, требования интенсивного теплоотвода приводят к необходимости использовать газ при высоких давлениях (примерно 1,5(107 Па), что вызывает соответствующие технические трудности. В качестве теплоносителя для теплоотвода из реакторов на быстрых нейтронах был выбран обладающий прекрасными теплофизическими и ядерно-физическими свойствами расплавленный натрий. Он позволил решить поставленную задачу достижения высокой плотности тепловыделения. Следует указать, что в свое время выбор "экзотического" натрия казался очень смелым решением. Не было никакого не только промышленного, но и
лабораторного опыта его использования в качестве теплоносителя. Вызывала
серьезные опасения высокая химическая активность натрия при взаимодействии
с водой, а также
с кислородом воздуха, которая, как
представлялось, могла весьма неблагоприятно
проявиться в аварийных ситуациях. Потребовалось
проведение большого комплекса научно-технических
исследований и разработок, сооружение
стендов и специальных экспериментальных
реакторов на быстрых нейтронах, для
того, чтобы убедиться в хороших технологических и эксплутационных свойствах натриевого теплоносителя. Как было при этом показано, необходимая высокая степень безопасности обеспечивается следующими мерами: во-первых, тщательностью изготовления и контроля качества всего оборудования, соприкасающегося с натрием; во-вторых, созданием дополнительных страховочных кожухов на случай аварийной протечки натрия; в-третьих, использованием чувствительных индикаторов течи, позволяющих достаточно быстро регистрировать начало аварии и принимать меры к ее ограничению и ликвидации. Кроме обязательного существования критической массы есть еще одна характерная особенность использования ядерного топлива, связанная с теми физическими условиями, в которых оно находится в реакторе. Под действием интенсивного ядерного излучения, высокой температуры и, в особенности, в результате накопления продуктов деления происходит постепенное ухудшение физико-математических, а также ядерно-физических свойств топливной композиции (смеси топлива и сырья). Топливо, образующее критическую массу, становится непригодным для дальнейшего использования. Его приходится периодически извлекать из реактора и заменять свежим. Извлеченное топливо для восстановления первоначальных свойств должно подвергаться регенерации.
В общем случае - это трудоемкий, длительный и дорогостоящий процесс.
Для реакторов на тепловых нейтронах содержание топлива в топливной
композиции относительно небольшое – всего несколько процентов. Для
реакторов на быстрых нейтронах соответствующая концентрация топлива
значительно выше. Частично это связано с уже отмеченной необходимостью
увеличения количество топлива вообще в реакторе на быстрых нейтронах для
создания критической массы в заданном объеме. Главное же заключается в том,
что отношение вероятностей вызвать деление атома топлива или быть
захваченным в атоме сырья различно для разных нейтронов. Для быстрых
нейтронов оно в несколько раз меньше, чем для тепловых, и, следовательно,
содержание топлива
в топливной композиции реакторов
на быстрых нейтронах
должно быть больше. Иначе слишком много нейтронов будет поглощаться атомами
сырья и стационарная цепная реакция деления в топливе окажется невозможной.
Причем при одинаковом накоплении продуктов деления в реакторе на быстрых
нейтронах выгорает в несколько раз меньшая доля заложенного топлива, чем в
реакторах на тепловых нейтронах. Это приводит к необходимости увеличить
регенерацию ядерного топлива в реакторах на быстрых нейтронах. В
экономическом
отношении это даст заметный проигрыш. [www.polar.mephi.ru/7;
стр. 60-75].
Проблемы
безопасности
Чернобыльская катастрофа и другие аварии ядерных реакторов в 1970-е и
1980-е годы, помимо прочего, ясно показали, что такие аварии часто
непредсказуемы. Например, в Чернобыле реактор 4-го энергоблока был серьезно
поврежден в результате резкого скачка мощности, возникшего во время
планового его выключения. Реактор находился в бетонной оболочке и был
оборудован системой аварийного расхолаживания и другими современными
системами безопасности, и трудно было предположить, что при выключении
реактора может произойти резкий скачок мощности и газообразный водород,
образовавшийся в реакторе после такого скачка, смешавшись с воздухом,
взорвется так, что разрушит здание реактора. В результате аварии погибло
более 30 человек, более 200000 человек в Киевской и соседних областях
получили большие дозы радиации, был заражен источник водоснабжения Киева.
На севере от места катастрофы – прямо на пути облака радиации – находились
обширные Припятские болота, имеющие жизненно важное значение для экологии
Беларуси, Украины
и западной части России.[//ruatom.ru/
В Соединенных Штатах предприятия, занимающиеся строительством и
эксплуатацией ядерных реакторов, тоже столкнулись с множеством проблем
безопасности, что
замедляло строительство, заставляя
вносить многочисленные
изменения в проектные показатели и эксплуатационные нормативы, и приводило
к увеличению затрат
и себестоимости
основных источника этих трудностей. Один из них – недостаток знаний и опыта
в этой новой отрасли энергетики. Другой – развитие технологии ядерных реакторов, в ходе, которого возникали новые проблемы. Но остаются и старые, такие, как коррозия труб парогенераторов и растрескивание трубопроводов
кипящих реакторов. Не решены до конца и другие проблемы безопасности,
например, повреждения,
вызываемые резкими изменениями расхода
теплоносителя.[//ruatom.ru/
Для ядерной
энергетики в мире разработана шкала событий
(INES). Она содержит два раздела.
Происшествия:
- незначительные происшествия;
- происшествия средней тяжести;
- серьезные происшествия.
Аварии:
- авария в пределах
АЭС;
- авария с риском для окружающей среды;
- тяжелая авария;
- глобальная авария. [//potential.org.ru]
Проблемы переработки и захоронения ядерных отходов
Одна из труднейших
и пока не решенных проблем атомной
энергетики - радиоактивные отходы
(РАО) – носители радионуклидов и, следовательно,
вредного излучения. Они делятся по фазовому
состоянию на жидкие (ЖРАО), твердые (ТРАО)
и газообразные (ГРАО), а по интенсивности
излучения на сильно-, средне и слаборадиоактивные.
К настоящему времени разработаны технологии
улавливания радиоактивных аэрозолей
в ГРАО, очистки от радиоактивности ЖРАО,
сбора и хранения ТРАО. Но реальное положение
не столь благополучно. Так получилось,
что ввод в действие
новых АЭС не сопровождался строительством
достаточных объемов