Автор: p*********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 11:53, реферат
Особенности научно-технической революции не могли не оказать влияния на постановку этических проблем современного естествознания, в частности на отношение ученых к проблеме ответственности. Как постановка, так и решение проблемы ответственности естествоиспытателя находятся в прямой зависимости от более общей проблемы взаимоотношения науки, морали и этики.
1)Введение…………………………………………………………………….. 3
2)Ответственность ученых…………………………………………………... 3
3)Социальная ответственность ученых……………………………………. 5
4)Заключение………………………………………………………………….13
5)Список использованной литературы……………………………………14
Мы можем заметить, что проблемы социальной ответственности ученых не только конкретизируются, но и в определенном смысле универсализируются — они возникают в самых разных сферах научного познания. Таким образом, едва ли можно считать, что какая-либо область науки в принципе и на все времена гарантирована от столкновения с этими далеко не простыми проблемами. В одном отношении ученый не может отвечать за последствия своих исследований, так как в большинство случаев не он принимает кардинальное решение о том, как применить его открытие на практике. Другие ученые, представляющие крыло прикладного знания и работающие непосредственно на заказ, могут использовать сформулированные им и законы для создания конкретных аппаратов и приборов, способных создать человечеству проблемы. Что же касается массового применения открытых законов на практике, то это и вовсе на совести бизнесменов и политиков — правительств, президентов, военных. С другой стороны, ученый не марионетка, а человек с ясным умом и твердой памятью, поэтому он не может не осознавать собственный вклад в изготовление тех или иных предметов и систем, опасных для людей. Весьма часто ученые просто работают в военных или разведывательных ведомствах, выполняют конкретные заказы, прекрасно понимая, что их «физика» и «математика» служат вполне ясным целям. Ядерная бомба, нейтронная бомба, химическое и биологическое оружие не могут появиться без многолетних исследований, и вряд ли можно подумать, что ученые, участвующие в подобных разработках, не понимают, что они делают. Причем это могут быть крупные ученые-теоретики, а не только узкоспециализированные «прикладники». «Какая физика!», «Как тысяча солнц!» — вот фразы, которыми встретили создатели атомной бомбы взрывы в Хиросиме и Нагасаки. Вряд ли можно говорить о том, что они стояли на нравственной позиции. Скорее это дерзкое желание стать над добром и злом, любоваться красотой созданной человеком силы без учета страданий и гибели тысяч и тысяч невинных жертв. Несомненно, доля ответственности за происходящее в технике, технологии, медицине и других практических областях ложится на плечи ученого. Известный современный австрийский философ Пол Фейерабенд предложил идею отделения науки от государства, чтобы освободить её от влияния идеологии и политики. Идея хорошая, но в современных условиях она утопична, так как государства имеют свои интересы, для осуществления которых привлекаются ученые. Правительства щедро финансируют военные проекты, направленные на создание все более совершенных средств массового уничтожения людей, а идеологи внушают ученым, что эти проекты необходимы для защиты национальных интересов. У создателей грозного оружия политики и военные не спрашивают, где и когда его применять. Разве не несут моральной ответственности ученые за разорительную гонку вооружений? Многие ценные научные знания засекречиваются, вокруг секретов создаются системы шпионажа, куда вовлекаются не только работники спецслужб, но и ученые. Здесь также возникает проблема нравственной ответственности. Нередко национальными интересами прикрывается непродуманное, а порою и хищническое отношение к природе, её богатствам, что ведет к ухудшению среды обитания человека, порождает острые экологические проблемы. Представители науки и техники нередко идут на поводу у недалеких политиков и неразумных хозяйственников, живущих одним днем. Экологические проблемы - это одновременно и нравственные проблемы, так как от их понимания и решения зависит наше будущее. От ученых сейчас требуются хорошие знания экологической этики и строгое следование её нормам в своем творчестве. Не случайно в ВУЗах начали готовить экологов, для некоторых специальностей учебные планы предусматривают изучение курсов экологической этики.
Развитие науки и техники - одна из объективных
закономерностей в развитии общества.
Необходимо максимально гуманизировать
данный процесс, повернуть его в сторону
человека. Добро и зло идут не от науки
и техники, а от общества и человека. Никаким
машинам, в том числе и современным роботам,
нельзя запрограммировать какие-то нравственные
установки, например, чувство совести.
Один из создателей кибернетики Норберт
Винер в своей книге "Человек и робот",
перефразируя известное библейское выражение,
пишет: "Человеку - человеческое, а вычислительной
машине - машинное". Опираясь на свои
знания и опыт, он был глубоко убежден,
что машина всегда останется инструментом
в руках человека. Вложить в неё нравственные
качества невозможно, так как природа
нравственности далеко выходит за рамки
свойств и закономерностей предметного
мира, на основе которых создаются все
машины. Будет ли такая машина использоваться
для добра или во зло человеку, зависит
от людей, которые используют её в своих
целях, от их нравственных установок. Разумеется,
особенно остро проблемы нравственности
науки стоят для ученых, занятых в прикладных
областях. Ярким примером являются острые
дискуссии, развернувшиеся вокруг темы
клонирования животных и человека (о чем
выше шла речь). Так, с одной стороны, клонирование
может быть использовано для специального
выращивания тех органов, которые отсутствуют
у людей из-за несчастного случая или сильно
повреждены болезнью. В этом случае клонирование
— благо, оно гуманно, поскольку помогает
продлить и сделать здоровой человеческую
жизнь. Однако, с другой стороны, клонирование
может быть реально использовано для создания
породы людей «второго сорта», людей-рабов,
многочисленных близнецов, созданных
конвейерным способом с заданными качествами.
Это стало бы поистине нравственной драмой
для человечества. А между тем, несмотря
на все решения и запреты, исследования
и эксперименты продолжаются, и из фантастических
книжек начинают выходить в жизнь доктор
Моро Герберта Уэллса, инженер Гарин из
«Гиперболоида инженера Гарина» А. Толстого
и другие жутковатые персонажи-ученые,
желающие «удивить мир злодейством». Множество
моральных проблем возникает при решении
вопроса о трансплантации органов. Предположим,
наука способна поместить мозг одного
человека в тело другого, чтобы спасти
хоть кого-то из погибших. Но как это выглядит
с моральной точки зрения? Что будет чувствовать
сознание, проснувшееся в чужом теле? Как
отнесутся родственники к новому существу,
у которого тело одного человека, а память
— другого? Однако даже если не прибегать
к подобным воображаемым сюжетам, можно
увидеть, что способность научной медицины
пересаживать органы ставит вопрос о справедливости
распределения дефицитных ресурсов для
трансплантации, требует ответить, можно
ли делать аборты, чтобы затем пользоваться
эмбриональными тканями? Подобных вопросов
можно задать множество. Важно то, что
моральную ответственность за собственные
открытия и прозрения, теории и концепции
ученые-гуманитарии несут не в меньшей
степени, чем физики, создающие бомбы,
и биологи, выращивающие в лабораториях
чуму. Ближайшим примером здесь могут
быть психологи, претендующие в отличие
от философов на статус полноценных ученых.
Практическое применение психологических
теорий в психотерапии, их использование
в педагогической работе — очень мощно
влияет на людей, которые становятся объектами
применения теории или же вступают с терапевтом
в диалог, строящийся по неким «концептуальным
правилам». Психотерапевт, опирающийся
на представление, что «в бессознательном
мы все — завистники и ненавистники»,
может легко травмировать пациента, приписывая
ему несуществующие пороки. В свою очередь
теория, построенная на идее «любви к себе»,
крайне легко вырождается в проповедь
эгоизма и насильственную «эгоизацию»
личной жизни доверчивого слушателя. Человек,
совмещающему в себе теоретика и практика,
надо самому быть высоконравственным
и чутким, чтобы исполнить важнейший врачебный
принцип «Не навреди!». Есть большое отличие
между рассуждениями в тиши кабинета и
соприкосновением с реальными человеческими
судьбами. Не меньшую ответственность
несут и такие ученые, как историки. Именно
они формируют нашу коллективную память,
и от их обычной порядочности зависит
характер истолкования и переистолкования
фактов. Создание новых интерпретаций
минувшей истории — дело честности и совести
каждого, кто за это берется. Для них очень
важно не идти на поводу эмоций и амбиций,
не потворствовать моде, а, как это положено
в науке, искать истину: что было на самом
деле? Распространение конъюнктурно создаваемых
новых версий истории влечет за собой
хаос и дезориентацию в массовом сознании,
оно может способствовать раздуванию
социальных и этнических противоречий,
конфликта между поколениями. А как же
быть с фундаментальными исследованиями?
В чем здесь заключается ответственность
учёных перед обществом? Результаты и
приложения фундаментальных исследований
очень часто непредсказуемы. Тем не менее
с большой долей уверенности можно предполагать,
что результаты сегодняшних фундаментальных
исследований довольно быстро найдут
самые разнообразные применения, причем
эти применения, скорее всего, не обязательно
будут лишены негативных сторон. И хотя
ученые могут не знать, каковы будут практические
последствия того или иного открытия,
они слишком хорошо знают, что “знание
— сила”, и притом не всегда добрая, а
потому должны стремиться к тому, чтобы
предвидеть, что принесет человечеству
и обществу то или иное открытие
Заключение
Нет сомнения, что в случае глобальных проблем, кризисов ученым не раз придется обращаться к своей совести, призывать чувство ответственности, чтобы найти правильный путь преодоления возникающих угроз. И, разумеется, дело общественной совести ученых мира, общей ответственности — всемерно бороться с причинами, вызывающими вредные, губительные последствия, направлять научные поиски на исправление вреда, который сама паука, не взвесив и не учтя возможных последствий, могла бы принести и тем самым оказаться причастной к возникновению тех или иных глобальных проблем. И не чем иным, как капитуляцией, следует считать встречающуюся в последнее время своеобразную форму реакции на возникающие перед совестью ученого трудные решения, которая находит свое выражение в выдвижении лозунгов «контрнауки» и «контркультуры» с призывом приостановить поступательное движение научного исследования.
В
настоящее время привлекают все
более пристальное внимание такие
широкие формы общественного
движения, какими являются Международная
федерация ученых, их профессиональные
объединения в отдельных странах, возникновение
организаций с четко выраженной специальной
целью, таких, как Британская ассоциация
по социальной ответственности ученых
(BSSRS), и т.д. В развитии этого движения мы
видим важную форму проявления учеными
своей ответственности в периоды, характеризующиеся
особенно широкими, достигающими глобальных
масштабов проблемами, затрагивающими
различные стороны современного общества.
Список
использованной литературы
Информация о работе Проблема социальной ответственности ученого