Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:02, реферат
Понятие конституционного строя и его основ Конституционный строй - система правовых отношений, закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего, демократической Конституции.
5. Идеологические многообразия и политический плюрализм в конституционном строе России.
Идеологическое многообразие
ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ — конституционный принцип, устанавливающий запрет на признание какой-либо идеологии в качестве официальной. И.м. предполагает возможность свободного сосуществования в обществе различных политических взглядов, научных школ, концепций, идеологий, партий и организаций. Таким образом обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа И.м. предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России. Этим целям служит Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001—2005 годы)", утвержденная постановлением Правительства РФ 25 августа 2001 г. № 629. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям. Декларация исходит из того, что конструктивное взаимодействие социальных групп, имеющих различные ценностные, религиозные и политические ориентации, может быть достигнуто на основе выработки норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Для многонациональной России формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактика различных видов экстремизма и противодействие им имеют особую актуальность. Это обусловлено сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межэтническими и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, выступающих прямой угрозой безопасности страны. Наиболее рельефно все это проявилось на Северном Кавказе в виде вспышек ксенофобии, фашизма, фанатизма и фундаментализма. Эти явления в крайних формах своего проявления находят выражение в терроризме, усиливающем деструктивные процессы в обществе. Комплексный характер этой проблемы определил необходимость создания специальной Федеральной целевой программы для ее решения. Цель Программы — формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности, как основы гражданского согласия в демократическом государстве. Реализация Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных средств. Общий размер финансирования Программы составляет 397,65 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета — 131,95 млн. рублей, за счет средств бюджетов субъектов РФ — 138,95 млн. рублей и за счет внебюджетных источников — 126,75 млн. рублей. И.м. несовместимо с тоталитарными идеологиями, в частности с фашистской идеологией, которая запрещена законом. Согласно ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (вступает в действие с 1 июля 2002 г.) демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики влечет административную ответственность: наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до 15 суток с конфискацией такой атрибутики или символики. И.м. является основой для утверждения.
ПЛЮРАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ — возможность свободного существования в обществе различных политических взглядов, школ, идеологий, политических партий и организаций с неодинаковыми целями и программами. Политический плюрализм — закономерное следствие таких конституционных прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести, прав на объединение, на политическое участие в движениях и организациях. Статья 13 Конституции РФ (1993) утверждает важность идеологического и политического многообразия, многопартийности. В СССР в течение длительного времени существовала государственная общеобязательная идеология — марксизм-ленинизм, а политический плюрализм не допускался. Памятуя об этом иеторическом опыте, Конституция РФ специально подчеркивает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной общеобязательной и в России признается идеологическое многообразие. Его гарантиями являются отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания и т. д. Формирование в современной России политического плюрализма знаменовало разрыв с советским прошлым, когда в стране существовала одна партия — КПСС, именовавшаяся руководящей силой общества и сросшаяся с подчиненным ей государственным аппаратом. На 1 марта 1999 в России было 139 зарегистрированных политических партий и объединений. Палитру политического многообразия дополняют политические движения, избирательные объединения, профсоюзы и др. общественные объединения. Вместе с тем Конституция РФ запрещает создание и деятельность партий и иных общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности и подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды.
4. Народовластие – волеизъявление
народа в управлении государством непосредственно
или через представителей, которое осуществляется
свободно народом, но в соответствии с
требованиями закона, его суверенной волей
и интересами государства. В РФ власть
легитимируется и контролируется народом,
гражданами РФ. Непосредственное народовластие
– это прямое волеизъявление народа или
его части по разрешению важнейших для
государства вопросов регулирования общественной
жизни. Виды
непосредственной демократии: 1) референдум;
2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации,
шествия, пикетирования и т. п.; 4) народная
правотворческая инициатива в органы
местного самоуправления, инициатива
граждан по проведению референдума; 5)
индивидуальные и коллективные обращения
граждан в государственные органы и органы
местного самоуправления.
Представительная демократия (народовластие) – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти и местного самоуправления.
Органы представительной демократии:
1) высшие коллегиальные органы законодательной
власти (Государственная Дума ФС РФ, парламенты
субъектов РФ, городские думы и т. д.);