Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:42, реферат
В методологии науки существует два вида культуры:
1. Естественно-научная культура
2. Гуманитарная культура
Введение 3
I Формирование естествознания как науки 7
1.1 Становление и развитие естествознания 7
1.2 Античная наука 8
II Первые научные программы 15
2.1 Физико-математическая программа 15
2.2 Физическая программа 17
2.3 Учение Демокрита 20
Заключение 24
Список используемой литературы 25
Приложение 26
Общей чертой континуальной программы Аристотеля и атомистической программы Демокрита является их материалистичность. Континуальный подход предполагал весь материальный мир состоящим из непрерывной материальной субстанции, находящейся в постоянном движении. Все объекты природы («существующие вещи») не возникают и не уничтожаются, а существуют вечно и проявляются в различных формах этой субстанции, преобразуясь из одной формы в другую. Эта физическая по своей сути программа Анаксагора - Аристотеля также созвучна современным представлениям о формах существования и движения материи еще и потому, что предполагала наличие в каждом объекте всех «вещей» («все во всем» или «во всем есть часть всего»), что можно перевести на наш научный язык как строение вещества из элементарных частиц. Аристотель предполагал, что Мир представляет собой вращающийся Космос и его движение началось в каком-то малом объеме пространства от первоначального толчка, а это хорошо согласуется с одной из современных теорий происхождения Вселенной - Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. Сам Космос является некой ограниченной сферой, в центре которой расположена Земля. Пространство, заполненное «первичной материей», и время реализуются только в пределах этого Космоса. Первичная материя под воздействием комбинации «первичных сил» - горячего, холодного, сухого и мокрого - переходит в одну из четырех «стихий» - огонь, воздух, воду и землю. Стихии, в свою очередь, могут как переходить из одной в другую, так и вступать в различные соединения и образовывать «вещества» - камни, металлы, мясо, кровь, глину, шерсть и т.д. И, как логичный результат, из веществ создаются тела.
Аристотель ввел также понятие естественных и насильственных движений тел. Для земных тел естественным является перемещение тел или вниз («тяжелые» тела), или вверх («легкие» тела), причем считалось, что причина естественных движений заложена в их природе. Для небесных тел естественным предполагалось их круговое движение вокруг Земли как центра Космоса. Насильственное движение объяснялось действием сил на тела, и оно прекращалось, если сила переставала действовать. Такая механика естественных и насильственных сил и вызванных ими движений вытекала из повседневной практики и наблюдений за движением тел в реальной жизни и была принята в науке до XVIII века. К этому времени представление о силе как причине движения стало краеугольным камнем классической механики Галилея - Ньютона. Заметим, что именно Аристотель первым ввел название «физика» для обозначения учения о природе. Поэтому с формальной точки зрения Аристотель - первый физик. [7] Хотя к первым физикам можно отнести и Анаксагора с его идеей движущейся материи и Пифагора, поскольку он первым изучал и описал появление разных звуков в зависимости от длины струны.
Атомистическая программа Демокрита была основана на идее существования мельчайших, более неделимых частиц - атомов, которые и составляют весь материальный мир. Атомы двигаются в пустоте и разнообразны по форме, при столкновении они сцепляются и образуют различные тела. Причем эта различность тел объяснялась различностью атомов. Нетрудно и здесь увидеть наивный, но в целом правильный с точки зрения современной науки взгляд на мир. Любопытно отметить, что в этом атомистическом мире находилось место и Богам. Они тоже были из атомов, но не доступных органам человека. Естественно, богам приписывался высший разум, который и управляет всем миром.[8]
Интересно также, что этой атомистической программе был присущ жесткий детерминизм, сохраненный впоследствии и в механике Галилея - Ньютона, т.е. любое движение материи предполагалось необходимым, обусловленным какими-то причинами. Случайность полностью исключалась из картины Мира. Она считалась субъективной и объяснялась недостаточностью человеческих знаний. В то же время последователь Демокрита Эпикур (III век до н.э.) высказывал предположение о существовании объективной случайности.
Демокрит поставил перед собой задачу создать такое учение, которое обеспечивало соответствие картины мира, открывающейся человеческим чувствам, картине мира, конструируемой деятельностью мышления, дискурсивно, логикой. На этом пути он осуществил переход от континуального к дискретному видению мира. Демокрит исходил из безоговорочного при знания истинного бытия существующим и существующим как многое Он убедительно показал, что мыслить бытие как многое, мыслить движение можно, если ввести понятие о неделимости элементарных оснований этого бытия — атомов. Бытие в собственном смысле этого слова — это атомы, которые движутся в пустоте (небытии).
Демокрит учил, что реально существует не только бытие, но и небытие. Бытие — это атомы, небытие — пустота, пустое пространство. Пустота неподвижна и беспредельна, она не оказывает никакого влияния на находящиеся в ней тела, на бытие. Идея пустоты привела Демокрита к идее бесконечного пространства, где во всех направлениях беспорядочно носятся, перемещаются атомы (как пылинки в солнечном луче) Представление о пустоте — это достаточно сильная абстракция, требующая высокого уровня теоретического мышления. От понятия пустоты остается только один шаг до понятия инерции, но древние греки этого шага не сделали.
Атом
— неделимая, совершенно плотная, непроницаемая,
невоспринимаемая чувствами (вследствие
своей, как правило, малой величины),
самостоятельная частица
По Демокриту, мир в целом — это беспредельная пустота, начиненная многими отдельными мирами. Отдельные миры образовались в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри — кругообразные движения атомов. В вихрях крупные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля — центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно. Многие из них могут быть населенными. Демокрит впервые описал Млечный Путь как огромное скопление звезд. Миры преходящи одни из них только возникают, другие находятся в расцвете, а третьи уже гибнут.
Исторической заслугой античного атомизма являлось также формулирование и разработка принципа детерминизма (причинности). В соответствии с этим принципом любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляю! собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов — мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.
Концепция атомизма — одна из самых эвристичных, одна из самых плодотворных и перспективных научно-исследовательских программ в истории науки Она сыграла выдающуюся роль в развитии представлений о структуре материи, в ориентации движения естественно-научной мысли на познание все более глубоких структурных уровней организации материи. И сейчас, спустя 2500 лет после ее возникновения, программа атомизма (применяемая уже не к атомам, а к элементарным частицам, из которых они состоят) является одним из краеугольных оснований естествознания, современной физической картины мира.[6]
Атомистическая теория, как более ранняя, была вытеснена континуальной. Ее реабилитация началась лишь в XVII веке. Отметим также, что еще в I веке до н.э. Лукреций Кар в своей книге «О природе вещей», посвященной Эпикуру, в поэтической форме изложил много идей материалистичности мира, связи пространства, времени и материи, дискретности материи и относительности движения.
Таковы три основные научные программы античного мира, заложившие основы науки вообще. Все дальнейшее развитие науки по сути было развитием и преобразованием этих научных программ. Это еще не наука в современном смысле слова: еще нет понятия универсального природного закона; еще невозможно применение математики в рамках физики - это разные науки, между которыми нет точек соприкосновения; еще нет эксперимента как искусственного воспроизведения природных явлений, при котором устраняются побочные и несущественные эффекты и который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое предположение. Естествознание греков было абстрактно-объяснительным, лишенным деятельного, созидательного компонента.
Дальнейшее развитие миропонимания при переходе к количественному описанию процессов движения материи шло через механические представления о природе. Это было связано с именем Галилея, который объединил физику и математику, ввел основные характеристики движения - понятия инерции, системы отсчета, ускорения как причины движения, принцип относительности и ряд других параметров движения.
Закономерность – это совокупность фактов.
Естественно-научная картина мира - это система научных знаний о природе, даваемая фундаментальными естественными науками.[2]
Наука – сфера человеческой деятельности, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания о действительности, допускающие доказательство и эмпирическую проверку. [5]
Научная теория – это совокупность закономерностей.
Научная картина мира – система научных знаний об окружающем нас мире, даваемая всеми науками.
Объект – это целенаправленная сознательна деятельность исследователя.
Субъект – все состояния бытия, к которым прикладывается активная деятельность исследователя.[2]