Основные закономерности, особенности и тенденции современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 22:51, контрольная работа

Описание работы

Предмет естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами чувств. 3адача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель, включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки. Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки, например закон всемирного тяготения — варианты объяснения явлений. Факты науки, будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был скорректирован после создания теории относительности.

Работа содержит 1 файл

Антонова КСЕ.doc

— 72.00 Кб (Скачать)

     В.В. Докучаев постоянно подчеркивал тесную взаимопереплетенность процессов в природе. Например, он писал, что «любой луг, небольшой участок степи, кусочек леса, всякое озеро, ничтожное болото могут представить вполне достаточные данные для любого самого выдающегося в научном и практическом отношении ботанического или зоологического труда, для самой интересной и ученейшей работы... — вовсе нет надобности предпринимать отдаленные дорогостоящие и продолжительные экскурсии, для этой цели достаточно штудировать детально и умелой рукой окружающую нас природу». Следует отметить, что аналогичные мысли еще раньше Докучаева высказывал известный российский естествоиспытатель К. Ф. Рулье.

     4. Вездесущность циклов, их тесная связь с организованностью и самоорганизацией. Оказалось возможным свести многие устойчивые равновесия к соответствующим циклам. Можно сказать, что все в природе сводится к циклам или к близким к ним инфинитезимальным процессам, т.е. процессам, незначительно отличающимся от циклических (система после процесса возвращается в состояние, бесконечно мало отличающееся от исходного)

     Циклы, связанные с движением звезд, планет, были замечены людьми еще в глубокой древности. Но именно в современном естествознании, было отчетливо осознано, что устойчивые равновесия обеспечиваются циклическими процессами, круговоротами энергии, вещества (информации) в природе. Методы циклов активно используются в термодинамике, различные типы круговоротов исследуются в биологии, географии, почвоведении и т.п. Современные ученые-естествоиспытатели обнаружили циклы во всех природных земных сферах — в литосфере, гидросфере, атмосфере, биосфере. Выявлены циклы и в осадконакоплении, сейсмичности, составе газов, изменении уровней самых различных водоемов, уровней подземных вод и т.д. Ученые выяснили, что в жизни Земли существуют ритмы от часа и менее до сотен миллионов лет и эти ритмы имеют определенную иерархическую подчиненность.

     Через исследование природных циклов и  соответствующих им равновесий естествознание вплотную подходит к исследованию ритмов природы, космоса, бытия.«Дальнейшее развитие человечества возможно только при ориентации на эти ритмы. Подобные мысли неоднократно высказывались в религиях, прежде всего в даосизме, а также в астрономии, биологии, физике, химии, медицине, экологии, и наконец, в искусстве и литературе. Но только сейчас из них начинает формироваться единое мировоззрение на основе планетарного мышления.

     5. Тесная взаимосвязанность специальных естественно-научных дисциплин между собой. Появление значительного числа пограничных наук.

     В настоящее время никого не удивляет, что физические и химические методы познания широко используются в биологии, геологии и других науках. Углубляются связи между астрономией и географией, биологией и медициной. Совершенствуются методы математики, обеспечивающие взаимосвязи между естественными науками. В ХХ в. упор в исследованиях вследствие усложнения задач переносится на проблемы, так что возникли целые науки такой «проблемной ориентации». К ним относится, например, мерзлотоведение (геокриология), океанология, где на первый план выдвигается исследование конкретной части земной оболочки вместе с соответствующими ей проблемами. B мерзлотоведении эти проблемы связаны с частью криолитосферы — многолетнемерзлыми грунтами, поэтому исследуется генезис грунтов, особенности взаимодействия их с окружающей средой, устойчивость и свойства. Кроме того, изучаются вопросы, связанные с практическим использованием многолетнемерзлых грунтов в строительстве, в обеспечении технологических процессов и т.п. Важность перехода в современных исследованиях от узкоспециальных задач к пробле-мам подчеркивал В. И. Вернадский.

     6. Тесная взаимосвязь современного естествознания с процессами формирования ноосферы.

     Под ноосферой понимается сфера разума, но разработано это понятие еще совершенно недостаточно. Однако точка зрения, что ноосфера есть одно из природных равновесий, являющихся естественным продолжением равновесий, возникших в биосфере, позволяет рассматривать это понятие в тесном взаимодействии как с естественными науками, так и с духовностью.

     Общие закономерности современного естествознания. В этой теме сделаем некоторые выводы из анализа развития науки, представим современную естественнонаучную картину мира и возможное будущее естествознания.

     1. Первый вывод гласит, что наука  является одним из этапов эволюции человеческой культуры. Пройдя несколько предварительных стадий от античности до эпохи Возрождения, наука в своей развитой форме вобрала достижения других отраслей культуры, в том числе философии и религии, представляя собой в целом качественно новое явление.

     2. Но уже изначально в науке  присутствовало противоречие двух  ее целей, которое затем породило  противоречивость результатов: с  одной стороны, наука была средством  нахождения истины о мире, а,  с другой, была нацелена на  обеспечение господства человека над природой и ее преобразование. Соединяя обе цели, Ф. Бэкон писал, что «истинной и закономерной целью наук должно быть обогащение жизни человека новыми открытиями и новым могуществом». В дальнейшем, однако, наука все больше склонялась (и ее склоняли) к обеспечению прежде всего могущества человека с тем, чтобы люди, как писал Декарт, могли стать «хозяевами природы».

     Что же все-таки главное в развитии науки  — понимание человеком себя, мира, окружающего его, или покорение  природы? — этот вопрос становится все более острым.

     3. Еще одно противоречие, вытекающее  из предыдущего, коренилось в  том, что, как писал Д. Бернал, в то время как технические  потребности часто ставили проблемы, дающие рост новым отраслям  науки, научные успехи эффективно  закреплялись в том случае, если только они могли быть применены в практических целях. Однако слишком тесная взаимозависимость науки и техники вредна, так как у каждой из этих отраслей культуры есть специфика, заключающаяся в том, что наука изучает мир, а техника его преобразует.

     4. Наука, объединившись с техникой, привела в XX веке к научно-технической  революции, которая является ныне  главным фактором развития человечества. Около 5 млн. человек работает  в современной науке. Объем  научной информации растет по  экспоненте невиданными темпами.

     Развитие  науки становится международным  делом. Совместные исследования ученых различных стран необходимы сейчас для достижения значительных результатов, так как: а) требуются громадные  средства; б) некоторые исследования интернациональны по своему содержанию (климат страны нельзя объяснить, имея данные только об этой стране).

     5. Следующий вывод касается классификации  наук, особенно важный в эпоху  дифференциации научного знания.

     Еще древнегреческие философы разделяли  знание по его объему на три области: природа (физика), общество (этика), мышление (логика). Ф. Бэкон в соответствии со свойствами человеческого интеллекта разделил знание также на три части: историю (память), поэзию (воображение) и философию (рассудок). Т. Гоббс поставил геометрию во главе дедуктивных наук, а физику — во главе индуктивных. Г. Спенсер разделил все науки на абстрактные (логика и математика), конкретные (астрономия, геология, биология, психология, социология) и промежуточные между ними — абстрактно-конкретные (механика, физика, химия).

     В настоящее время общепринято  деление наук на естественные, гуманитарные, технические и математические. Основные из естественных наук: астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, физиология человека, антропология. Между ними немало переходных наук: астрофизика, физическая химия, химическая физика, геофизика, геохимия, биофизика, биохимия, биогеохимия и т. п., а также переходные от них к гуманитарным и техническим наукам.

     Данная  классификация не случайна. Предмет естественных наук составляют отдельные ступени развития природы или ее структурные уровни.

     6. Наука постоянно обогащается  новыми методологическими принципами, часто противоположными принятым  ранее (на смену редукционизму  приходит холизм, детерминизму — индетерминизм и т. д.); новыми подходами (структурный, системный, функциональный, вероятностный); новыми понятиями, как частными, применяемыми в отдельных областях познания (например, «кварк» в физике), так и общенаучными (неопределенность, дополнительность, целостность, целесообразность, адаптация, самоорганизация, информация, поле и т. п.).

     Задача  понятийного аппарата — компактно  представить постоянно растущее знание. Поэтому наряду с терминами  все большее значение приобретают  знаки, существенно сокращающие запись. Научный знак имеет значение, аналогичное тому, как термин, будучи определен, становится понятием.

     7. Наука находится в процессе  перманентного развития. Но предугадать,  в каком направлении она будет(продвигаться  и какими будут следующие открытия невозможно. Физики рассчитывали в 50-е годы осуществить искусственную термоядерную реакцию и создать общую теорию поля. А прорыв был совершен в термодинамике открытых систем. Кибернетики думали, что будут создаваться все более сложные и громоздкие ЭВМ, а появился персональный компьютер. Наука есть создание качественного нового, а это невозможно предвидеть.

     8. Область научного исследования  постоянно расширяется, распространяясь  на объекты, которые до этого  находились вне сферы ее интересов  (сложные, неустойчивые, открытые системы и т. п.). Тем не менее основные требования к научному исследованию — всеобщность опыта, универсальность объяснения — остаются в силе («Опыт — единственный верный руководитель», — говорил Н. Винер). Натурфилософские концепции, построенные на основе науки, например, концепция ноосферы, непроверяемые эмпирически, остаются на периферии естествознания.

     9.  Существуют три механизма эволюции: диссипативные структуры в неживом  мире, естественный отбор в живой  природе, культура в человеческом обществе. Но наука не знает, как произойдет становление нового, поскольку это уникальный процесс. Наука достигает здесь своих пределов возможного, потому что имеет дело в основном с воспроизводимыми и повторяющимися процессами. Подходя к уникальному, она обращается к вероятностным методам. Наука вообще не может утверждать, что нечто обязательно случится, так как по современным научным представлениям эволюция мира не запрограммирована однозначно.

     10. Наука развивается в пределах  чувственного и логичного и ограничена возможностями наших чувств и законами мышления. Особенности органов чувств и мышления, как и эволюция, являются ее граничными условиями. Наука как бы находится в треугольнике, ограниченном возможностями человека и творчеством природы. Она постоянно расширяет свои границы, оставаясь принципиально ограниченной.

     11. Ныне наука столкнулась с четвертым  ограничением — экологическим.  Ее развитие может привести  к уничтожению биосферы и ее  самой. Наука может это сделать,  но не способна создать равноценный искусственный мир. Разрушать всегда легче, чем созидать — и для отдельного человека и для человечества в целом.

     Итак, наука ограничена с четырех сторон. К эмпирической, теоретической и  предметной ограниченности прибавилась  ограниченность этического характера. Поэтому столь важной стала проблема: «этика и наука» — вопрос: наука — добро или зло?

     12. Наука создает информацию о  мире, и это должно иметь смысл.  Люди сами находятся в цепи  жизни и ответственны за нее  перед нею и собой. Все более  сложное, более разрушимо, но и более способно к дальнейшему самосовершенствованию. Это усиливает ответственность за творимое на Земле.

 

Литература:

     1.Данилова  В.С., Кожевников Н.Н. Основные  концепции современного естествознания. –М.:Аспект-пресс, 2000.

     2. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. –М.: Изд-во «Центр», 2000.

Информация о работе Основные закономерности, особенности и тенденции современного естествознания