Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 20:03, контрольная работа
Этапов выделяют иногда три-четыре, иногда более десяти. Переходы от этапа к этапу и от одной научной революции к другой не похожи на триумфальное шествие человеческой мысли. Основные направления ее развития возникали в результате перебора многих «окольных путей», отступлений, «периодов топтания на месте».
Цель данной контрольной работы – проследить основные этапы развития естествознания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4
1.1. ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ПЕРИОД 4
1.2. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД 5
1.3. ДРЕВНЕРИМСКИЙ ПЕРИОД 6
1.4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ 7
1.6. «НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 7
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУЧНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА, КАК МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ 9
3. РЕВОЛЮЦИИ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
4. крупные открытия в начале XX столетия в области микромира, создание квантовой механики и теории относительности.
Польский астроном Н. Коперник в труде «Об обращении небесных сфер» предложил гелиоцентрическую картину мира вместо прежней геоцентрической. Она явилась продолжением космологических идей Аристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. «Трудно переоценить значение и влияние гелиоцентрической картины мира на все естественные науки. Это было поистине яркое событие в истории естествознания: вместо прежнего неверного каркаса мироздания была введена истинная система координат околоземного космоса»5.
Сравнимые по масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от аристотелевой физики к ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эффективность при решении многих проблем.
Говоря о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения.
«Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными точками и расстояниями между ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины мира. Его теория использовала строгий математический аппарат и опиралась на научный эксперимент. Именно такая тенденция наметилась в физике после его работ»6.
Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век считается началом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.
Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем:
1. Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, скрещивая семена гороха в течение восьми лет.
2. Исследуя бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.
3. Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809— 1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии.
Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего:
1. исследования Фарадея по электрическим явлениям,
2. работы Максвелла и Герца по электродинамике,
3. изучение явления радиоактивности Беккерелем,
4. открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.
В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, историческое развитие человечества постоянно сопровождалось развитием науки.
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями – они сочетали в себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.
Но не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 548 с.
2. Пуанкаре А. О науке. – М., 2003. – 320 с.
3. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000. – 486 с.
4. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000. – 464 с.
5. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1975. – 286 с.
6. Кокин А.В. Концепции современного естествознания. – М.: «ПРИОР», 2008. – 640 с.
8. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000. – 420 с.
9.
Концепции современного естествознания
// Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова.
— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 388 с.