Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 19:36, реферат
До 60-х годов нашего века под охраной природы понималась в основном защита ее животного и растительного мира от истребления. Соответственно и формами этой защиты было главным образом создание особо охраняемых территорий, принятие юридических актов, ограничивающих промысел отдельных животных, и т. п. Ученых и общественность волновали прежде всего биоценотическое и частично стациально-деструкционные воздействия на биосферу. Ингредиентное и параметрическое загрязнение, конечно, существовало тоже, тем более что об установке очистных сооружений на предприятиях и речи не шло.
Механическую
очистку применяют при удалении
твердых нерастворимых
Производственные
сточные воды, не поддающиеся очистке
перечисленными методами, подвергают
термическому обезвреживанию, т. е. сжиганию,
или закачке в глубинные
Для обеззараживания сточных вод от микробов, содержащихся в бытовых, особенно в фекальных, стоках, применяется хлорирование в специальных отстойниках.
После того
как решетки и прочие приспособления
освободили воду от минеральных примесей,
микроорганизмы, содержащиеся в так
называемом активном иле, «съедают»
органические загрязнения, т. е. процесс
очистки обычно проходит несколько
ступеней. Однако и после этого
степень очистки не превышает 95%,
т. е. полностью устранить
Следовательно,
стоки данного населенного
Одной из важнейших проблем охраны окружающей среды является проблема сбора, удаления и ликвидации или утилизации твердых производственных отходов' и бытового мусора, которого приходится от 300 до 500 кг в год на душу населения. Она решается путем организации свалок, переработки мусора на компосты с последующим использованием в качестве органических удобрений или в биологическое топливо (биогаз), а также сжигания на специальных заводах. Специально оборудованные свалки, общее число которых в мире достигает нескольких миллионов, называются полигонами и представляют собой довольно сложные инженерные сооружения, особенно если речь идет о хранении токсичных или радиоактивных отходов.
Под складирование более 50 млрд. т накопленных в России отходов занято
250 тыс.
га земельных угодий.
3.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
ОСНОВЫ ОХРАНЫ
ОКРУЖАЮЩЕЙ
ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
§ 1.
СИСТЕМА СТАНДАРТОВ
И НОРМАТИВОВ
Одной из важнейших
составных частей природоохранительного
законодательства является система
экологических стандартов. Ее своевременная
научно обоснованная разработка является
необходимым условием практической
реализации принимаемых законов, так
как именно на эти стандарты должны
ориентироваться предприятия-
Под стандартизацией понимается установление единого и обязательного для всех объектов данного уровня системы управления норм и требований.
Стандарты могут быть государственными (ГОСТы), отраслевыми (ОСТы) и заводскими. Системе стандартов по охране природы присвоен общий номер 17, который включает несколько групп в соответствии с охраняемыми объектами.
Например, 17.1 означает «Охрана природы. Гидросфера», а группа 17.2 —
«Охрана природы. Атмосфера» и т. д. Этот стандарт регулирует различные стороны деятельности предприятий по защите водных и воздушных ресурсов, вплоть до требований к аппаратуре для наблюдения за качеством воздуха и воды.
Важнейшими экологическими стандартами являются нормативы качества окружающей среды — предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах.
ПДК утверждается
для каждого из наиболее опасных
веществ в отдельности и
В В последнее время ученые утверждают, что и соблюдение ПДК не гарантирует сохранения качества среды на достаточно высоком уровне хотя бы потому, что влияние многих веществ в перспективе и при взаимодействии друг с другом еще слабо изучено.
На основе
ПДК разрабатываются научно-
Из-за того
что количество и мощность источников
загрязнения меняются с развитием
производительных сил района, приходится
периодически пересматривать нормативы
ПДВ и ПДС. Выбор наиболее эффективных
вариантов природоохранной
К сожалению, в настоящее время многие предприятия в силу технических и экономических причин не способны сразу уложиться в эти нормативы. Закрытие такого предприятия или резкое ослабление его экономического положения в результате штрафных санкций тоже не всегда возможно по экономико-социальным причинам.
Кроме чистой окружающей среды, человеку для нормальной жизни нужно есть, одеваться, слушать магнитофон и смотреть кино и телепередачи, производство пленок и электроэнергии для которых является весьма «грязным».
Наконец, нужно
иметь работу по специальности рядом
с жильем. Лучше всего реконструировать
отсталые в экологическом смысле
предприятия так, чтобы они перестали
наносить вред окружающей среде, но сразу
в полном объеме выделить средства
на это может далеко не каждое предприятие,
так как природоохранное
Поэтому таким предприятиям могут быть установлены временные нормативы, так называемые ВСВ (временно согласованные выбросы), допускающие повышенное сверх нормы загрязнение окружающей среды в течение строго определенного срока, достаточного для проведения необходимых для снижения выбросов природоохранных мероприятий.
От того,
укладывается или нет предприятие
в установленные ему нормативы
и в какие именно — ПДВ, ПДС
или только в ВСВ,— зависят
размер и источники платы за загрязнение
окружающей среды.
§ 2.
ЗАКОН НА СТРАЖЕ ПРИРОДЫ
Ранее уже отмечалось, что государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.
Природоохранительное законодательство — это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.
Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.
Я Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.
Объектами
природоохранительного
В нашей
стране впервые в мировой практике
требование охраны и рационального
использования природных
Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г.
Он гласит,
что каждый гражданин имеет право
на охрану здоровья от неблагоприятного
воздействия загрязненной окружающей
природной среды, на участие в
экологических объединениях и общественных
движениях и получение
Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.
В случаях наиболее тяжелых нарушений, например при поджоге леса, виновный может быть подвергнут уголовно-м у наказанию в виде лишения свободы, наложения крупных денежных штрафов, конфискации имущества.
Однако чаще применяется административная ответственность в виде наложения штрафов как на отдельных лиц, так и на предприятия в целом. Она наступает в случаях порчи или уничтожения природных объектов, загрязнения природной среды, невыполнения мер по восстановлению нарушенной окружающей среды, браконьерства и т. д.
Должностные лица могут также подвергаться дисциплинарной ответственности в виде полного или частичного лишения премий, понижения в должности, выговора или увольнения за невыполнение природоохранных мероприятий и несоблюдение экологических нормативов.
Кроме того, выплата штрафа не освобождает от материальной гражданско- правовой ответственности, т. е. необходимости возмещения причиненного загрязнением или нерациональным использованием природных ресурсов вреда окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству.
Кроме декларации
прав и обязанностей граждан и
установления ответственности за экологические
правонарушения, вышеназванный закон
формулирует экологические
Необходимо
отметить, что Природоохранительное
законодательство, хотя и является
довольно обширным и разносторонним,
на практике действует еще недостаточно
эффективно. Причин этому много, но
одной из важнейших является несоответствие
тяжести наказания тяжести
(не путайте
с фактической зарплатой,
Уголовная ответственность и возмещение нанесенного ущерба применяются значительно реже, чем надо бы. Да и невозможно его полностью возместить, так как он часто достигает многих миллионов рублей или вообще не поддается денежному измерению.
И Обычно за год по всей стране рассматривается не более двух десятков дел по ответственности за загрязнение воздуха и воды, повлекшее тяжелые последствия, да и самые многочисленные дела, связанные с браконьерством, не превышают полутора тысяч в год, что несравнимо меньше реального количества правонарушений. Правда, в последнее время наметилась тенденция роста этих цифр.
Другими причинами
слабого регулирующего действия
природоохранительного