- Общенаучные и конкретнонаучные методы познания.
Понятие «метод» (от греческого
«методос» - путь к чему-либо) означает
совокупность приемов и операций практического
и теоретического освоения действительности.
Метод вооружает человека системой
принципов, требований, правил, руководствуясь
которыми он может достичь
намеченной цели. Владение методом
означает для человека знание
того, каким образом, в какой
последовательности совершать те
или иные действия для решения
тех или иных задач, и умение
применять эти знания на практике.
Существует целая область знания,
которая специально занимается
изучением методов и которую
принято именовать методологией. Методология
дословно означает «учение о методах».
Изучая закономерности познавательной
деятельности, методология вырабатывает
на этой основе методы её осуществления.
Важнейшей задачей методологии является
изучение происхождения, сущности, эффективности
и других характеристик методов познания.
Методы научного познания принято
подразделять по степени их
общности, т.е. по широте применимости
в процессе научного исследования.
Они подразделяются на три
группы: всеобщие методы, общенаучные
и конкретнонаучные (или частнонаучные).
Всеобщих
методов в истории познания известно
два: диалектический и метафизический.
Это общефилософские методы.
Общенаучные
методы используются в самых различных областях
науки, т.е. имеют очень широкий междисциплинарный
спектр применения.
Конкретнонаучные
методы познания используются только в рамках
исследований какой-то конкретной науки
или какого-то конкретного явления. Каждая
частная наука (биология, химия, геология
и т.д.) имеет свои специфические методы
исследования.
Более подробно рассмотрим вторую
и третью группы методов. Классификация
общенаучных методов тесно связана
с понятием уровней научного
познания: эмпирический и теоретический.
Одни общенаучные методы применяются
только на эмпирическом уровне (наблюдение,
эксперимент, измерение), другие только
на теоретическом (идеализация, формализация),
а некоторые (например, моделирование)
как на эмпирическом, так и на теоретическом
уровнях.
Эмпирический уровень научного
познания характеризуется непосредственным
исследованием реально существующих,
чувственно воспринимаемых объектов.
На этом уровне осуществляется процесс
накопления информации об исследуемых
объектах или явлениях путем проведения
наблюдений, выполнения разнообразных
измерений, постановки экспериментов.
Здесь производится также первичная систематизация
получаемых фактических данных в виде
таблиц, схем, графиков и т.п. Кроме того,
уже на втором уровне научного познания
– как следствие обобщения научных фактов
– возможно формулирование некоторых
эмпирических закономерностей.
Теоретический уровень научного
исследования осуществляется на
рациональной (логической) ступени
познания. На данном уровне происходит
раскрытие наиболее глубоких, существенных
сторон, связей, закономерностей, присущих
изучаемым объектам или явлениям.
Теоретический уровень – более
высокая ступень в научном
познании. Результатами теоретического
познания становятся теории, гипотезы,
законы.
Выделяя в научном исследовании
указанные два различных уровня,
не следует отрывать их друг
от друга, а тем более противопоставлять.
Ведь эмпирический и теоретический
уровни познания взаимосвязаны между
собой. Эмпирический уровень выступает
в качестве основы, фундамента теоретического
осмысления научных фактов, статистических
данных, получаемых на эмпирическом уровне.
К тому же теоретическое мышление неизбежно
опирается на чувственно-наглядные образы
(в том числе схемы, графики и т.п.), с которыми
имеет дело эмпирический уровень исследования.
В свою очередь эмпирический
уровень научного познания не
может существовать без достижений
теоретического уровня. Эмпирическое
исследование обычно опирается
на определенную теоретическую
конструкцию, которая определяет
направление этого исследования,
обуславливает и обосновывает
применяемые при этом методы.
Конкретнонаучные методы, как правило,
содержат в различных сочетаниях
те или иные общенаучные методы
познания. В конкретнонаучных методах
могут присутствовать наблюдения,
измерения, индуктивные или дедуктивные
умозаключения и т.д. Характер
их сочетания и использования
зависит от условий исследования,
а также от природы изучаемы
объектов. Таким образом, конкретнонаучные
методы не оторваны от общенаучных.
Они тесно связаны с ними, включают в себя
специфическое применение общенаучных
познавательных приемов для изучения
конкретной области объективного мира.
Конкретнонаучные методы связаны
и с всеобщим диалектическим
методом, который как бы преломляется
через них. Например, всеобщий
диалектический принцип развития
проявился в биологии в виде
открытого Ч. Дарвином естественноисторического
закона эволюции животных и
растительных видов.
Однако метод сам по себе
еще не предполагает успеха
в познании тех или иных
сторон материальной действительности.
Важно уметь правильно применить
научный метод в процессе познания.