Научный метод познания и его реализация в современной биологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 13:31, контрольная работа

Описание работы

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние точки зрения по этому вопросу. Сторонники одной объявляют научным всякое обобщенное абстрактное знание и относят возникновение науки к той седой древности, когда человек стал делать первые орудия труда. Другая крайность - отнесение генезиса (происхождения) науки к тому сравнительно позднему этапу истории (XV - XVII вв.), когда появляется опытное естествознание.

Содержание

Введение 3
Методы научного познания 4
СОВРЕМЕННАЯ БИОЛОГИЯ 7
2.1 ВЕК ГЕНЕТИКИ 7
2.2 СОЗДАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ РЕВОЛЮЦИИ 8
Заключение 10
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 32.54 Кб (Скачать)

Принципиальные положения  синтетической теории эволюции были заложены работами С.С. Четверикова (1926), а также Р. Фишера, С. Райта, Дж. Холдейна (1929 – 1932) и др. Непосредственными предпосылками для синтеза генетики и теории эволюции выступали: хромосомная теория наследственности Т. Моргана, биометрические и математические подходы к анализу эволюции, закон Харди – Вейберга для идеальной популяции (гласящий, что такая популяция стремится сохранить равновесие концентрации генов при отсутствии факторов, изменяющих его), результаты эмпирического исследования изменчивости в природных популяциях и др.

В основе этой теории лежит  представление о том, что элементарной “клеточкой” эволюции является не организм и не вид, а популяция. Именно популяция выступает той реальной целостной системой взаимосвязи  организмов, которая обладает всеми  условиями для саморазвития, прежде всего способностью наследственного  изменения в смене биологических  поколений. Элементарной единицей наследственности выступает ген (участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенных признаков организма). Наследственное изменение популяции в каком-либо определенном направлению осуществляется под воздействием ряда эволюционных факторов (т. е. таких факторов, которые изменяют генотипический состав популяции) – мутационный процесс (поставляющий элементарный эволюционный материал), популяционные волны (колебания численности популяции в ту или иную сторону от средней численности, входящих в нее особей), изоляция (закрепляющая различия в наборе генотипов и способствующая делению исходной популяции на несколько самостоятельных), естественный отбор как “процесс, определяющий вероятность достижения определенными индивидами репродукционного возраста” (имеющий разные формы – по относительной жизнеспособности, по фенотипическому признаку, стабилизирующий отбор, дизруптивный отбор, ведущий отбор и др.). Естественный отбор является ведущим эволюционным фактором, направляющим эволюционный процесс. Формирование синтетической теории эволюции ознаменовало собой переход к популяционному стилю мышления, который пришел на смену организмоцентрическому.

Создание синтетической  теории эволюции на основе популяционной  генетики ознаменовало собой начало преодоления противопоставления исторического  и структурно-инвариантного “срезов” в исследовании живого. Найдя принципиальную основу для объединения генетики и теории эволюции, идей организации и истории органического мира, синтетическая теория эволюции тем самым кладет начало качественно новому этапу в развитии биологии – переходу к созданию единой системы биологического знания, воспроизводящей законы и развития и функционирования органического мира как целого, начало всеобъемлющего синтеза эволюционной биологии и наук, изучающих структурно-инвариантный аспект живого. Такой синтез нацеливает на изучение жизни как единого целостного многоуровневого процесса, выявление того, как сущность живого проявляет себя в его конкретных органических формах и уровнях.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, в той или  иной степени используя все изученные  методы научного познания на различных  этапах развития человечества, мы можем  прийти к следующим выводам.

Наука - это сложное многогранное общественное явление: вне общества наука не может ни возникнуть, ни развиваться.

Биология постепенно становится лидером естествознания. Формами  выражения этих тенденций являются следующие процессы:

укрепление связи биологии, с одной стороны, с точными, с  другой – с гуманитарными науками;

развитие комплексных  и междисциплинарных исследований;

увеличение каналов взаимосвязи, с одной стороны, с теоретическим  познанием, с другой – со сферой практической деятельности, и прежде всего с глобальными проблемами современности;

явное участие запросов практики в актуализации тех или иных проблем  биологического познания; непосредственным основанием исследовательской деятельности в биологии все в большей степени  выступают прямые практические потребности, интересы и запросы общества.

кроме того – непосредственно  программирующая роль биологии по отношению  к аграрной, медицинской, экологической  и другим видам практической деятельности;

возрастание ответственности  ученых-биологов за судьбы человечества (прежде всего в связи с перспективами  генной инженерии);

непосредственное проявление гуманистического начала биологического познания; широкое внедрение ценностных подходов и др.;

все в большей мере становится ясно, что логика биологического познания будет в будущем непосредственно  задаваться потребностями практического  преобразования природы, развития общественных отношений и интересов людей.

В конце ХХ века заметно  преобразовываются методологическая и мировоззренческая функции  биологии. Мировоззренческая нацеленность биологии, ориентированность ее результатов  на конкретизацию наших представлений  об отношении “человек – мир (человека)”  реализуется в двух направлениях:

1) на человека, на выявление  взаимосвязей биологического к социального в человеке; на функционирование биологического в общественном (социуме). Человек становится непосредственной исходной “точкой отсчета” биологической науки, от него, для него и на него будет непосредственно ориентировано познание живого. Это направление развивается в контексте взаимосвязи биологического и социального познания; историческим пьедесталом здесь выступает процесс антропосоциогенеза, выявление биологических предпосылок становления человека и общества;

2) на мир, на выявление  закономерностей включенности живого  в эволюцию Вселенной, перспектив  биологического мира в развитии  мира космического. Это направление  раскрывается прежде всего через взаимосвязь биологических и астрономических наук.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Центр, 2005г.
  2. Концепции современного естествознания Аруцев А.А., Ермолаев Б.В., Кутателадзе И.О., Слуцкий М.С. 2008г.
  3. В.М. Найдыш. Концепции современного естествознания, 2003г.
  4. Лакатос И. Методология научных исследовательских программ. – М.: Владос, 2009г.
  5. Концепции современного естествознания (под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова) – М.: ЮНИТА-ДАНА, 2010г.
  6. Голубев Г. Н. Биология учебник для вузов.- М.: Аспект-Пресс, 2006г

 

 


Информация о работе Научный метод познания и его реализация в современной биологии