Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 18:19, реферат
Цель данной работы – рассмотреть характерные черты науки, формы и методы научного познания, критерии и методы естественно-научного познания. Для достижения поставленной цели, будут решены следующие задачи:
- Рассмотреть характерные черты науки;
- Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;
- Рассмотреть формы и методы научного познания;
- Рассмотреть антинаучные тенденции в развитии науки и современные картины мира. колы.
Введение………………………………………………………………………………………3
1. Характерные черты науки……………………………………….………………..4
2. Формы и методы научного познания……………………………..............6
3. Критерии научного познания……………………………………………16
4. Антинаучные тенденции в развитии науки……………………...........18
Заключение………………………………………………………………………………..20
Список литературы…………………………………………………………………….21
Введение…………………………………………………………
1. Характерные черты науки……………………………………….………………..4
2. Формы и методы
научного познания……………………………...........
3. Критерии научного познания……………………………………………16
4. Антинаучные тенденции в развитии науки……………………...........18
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Тема моей контрольной работы – «Научный метод и методология. Классификация методов научного познания».
Наука явилась главной причиной столь бурно протекающей НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместному внедрению информационных технологий, появления «новой экономики», для которой не действуют законы классической экономической теории, начала переноса знаний человечества в электронную форму, столь удобную для хранения, систематизации, поиска и обработки, и мн.др.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого познания – наука в наши дни становиться все более и более значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела столь присущую ей развитую систему методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод наряду с талантом ученого помогает ему познавать глубинную связь явлений, вскрывать их сущность, открывать законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания действительности постоянно увеличивается.
Цель данной работы
– рассмотреть характерные
- Рассмотреть характерные черты науки;
- Рассмотреть общие, особенные и частные методы научного познания;
- Рассмотреть формы и методы научного познания;
- Рассмотреть антинаучные
тенденции в развитии науки и современные
картины мира.
1.
Характерные черты
науки
Если теперь попытаться дать общее определение науки, то оно будет выглядеть так: наука — это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве. Возникнув после философии и религии, наука, в определенной степени - синтез этих двух предшествовавших ей отраслей культуры, результат “существовавшей в средние века непререкаемой веры в рациональность Бога, сочетающего личную энергию Иеговы с рациональностью греческого философа”
О таком многофункциональном
явлении как наука можно
По каждой из данных номинаций наука соотносится с другими формами, способами, отраслями, институтами. Для того чтобы эти взаимоотношения прояснить, нужно выявить специфические черты науки, прежде всего те, которые отличают ее от остального. Каковы они?
1. Наука УНИВЕРСАЛЬНА – в том смысле, что она сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.
2. Наука ФРАГМЕНТАЛЬНА – в том смысле, что изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делится на отдельные дисциплины. Вообще понятие бытия как философское не приемлемо к науке, представляющей собой частное познание. Каждая наука как таковая есть определенная проекция на мир, как бы прожектор, высвечивающий области, представляющие интерес для ученых в данный момент.
3. Наука ОБЩЕЗНАЧИМА – в том смысле, что получаемые ею знания пригодны для всех людей, и ее язык – однозначный, поскольку наука стремится, как можно более четко фиксировать свои термины, что способствует объединению людей, живущих в самых разных уголках планеты.
4. Наука ОБЕЗЛИЧЕННА – в том смысле, что ни индивидуальные особенности ученого, ни его национальность или место проживания никак не представлены в конечных результатах научного познания.
5. Наука СИСТЕМАТИЧНА - в том смысле, что она имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.
6. Наука НЕЗАВЕРШЕННА – в том смысле, что хотя научное знание безгранично растет, оно все-таки не может достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.
7. Наука ПРЕЕМСТВЕННА – в том смысле, что новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносится со старыми знаниями.
8. Наука КРИТИЧНА – в том смысле, что всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.
9. Наука ДОСТОВЕРНА – в том смысле, что ее выводы требуют, допускают и проходят проверку по определенным, сформулированным в ней правилам.
10. Наука ВНЕМОРАЛЬНА – в том смысле, что научные истины нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания (этика ученого требует от него интеллектуальной честности и мужества в процессе поиска истины), либо к деятельности по его применению.
11. Наука РАЦИОНАЛЬНА – в том смысле, что получает знания на основе рациональных процедур и законов логики и доходит до формулирования теорий и их положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.
12. Наука ЧУВСТВЕННА – в том смысле, что ее результаты требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.
Эти свойства науки образуют шесть диалектических пар, соотносящихся друг с другом: универсальность – фрагментальность, общезначимость – обезличенность, систематичность – незавершенность, преемственность – критичность, достоверность – внеморальность, рациональность – чувственность[2].
Кроме того, для науки
характерны свои особые методу и структура
исследований, язык, аппаратура. Всем этим
и опреляется специфика научного исследования
и значения науки.
2.
Формы и методы
научного познания
Познание[3] - это специфический вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. "Познание - это, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой, процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение, и совершенствование".
Человек постигает окружающий его мир, овладевает им различными способами, среди которых можно выделить два основных. Первый (генетически исходный) - материально-технический - производство средств к жизни, труд, практика. Второй - духовный (идеальный), в рамках которого познавательные отношения субъекта и объекта - лишь одно из многих других. В свою очередь процесс познания и получаемые в нем знания в ходе исторического развития практики и самого познания все более дифференцируется и воплощается в различных своих формах.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. соответствуют специфические формы познания. Обычно выделяют следующие из них: обыденное, игровое, мифологическое, художественно-образное, философское, религиозное, личностное, научное. Последние хотя и связаны, но не тождественны одна другой, каждая из них имеет свою специфику.
Не будем останавливаться на рассмотрении каждой из форм познания. Предметом нашего исследования является научное познание. В связи с этим целесообразно рассмотреть особенности лишь последнего.
Основными особенностями научного познания являются[4]:
1. Основная задача
научного знания - обнаружение объективных
законов действительности - природных,
социальных (общественных), законов
самого познания, мышления и др.
Отсюда ориентация
2. Непосредственная
цель и высшая ценность
3. Наука в большей
мере, чем другие формы познания
ориентирована на то, чтобы быть
воплощенной в практике, быть "руководством
к действию" по изменению окружающей
действительности и управлению
реальными процессами. Жизненный
смысл научного изыскания
Существенной особенностью
современной науки является то, что
она стала такой силой, которая
предопределяет практику. Из дочери производства
наука превращается в его мать.
Многие современные производственные
процессы родились в научных лабораториях.
Таким образом, современная наука
не только обслуживает запросы
4. Научное познание
в гносеологическом плане есть
сложный противоречивый
5. В процессе научного
познания применяются такие
6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.
В современной методологии выделяют различные уровни критериев научности, относя к ним, кроме названных, такие как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т. д. В других формах познания рассмотренные критерии могут иметь место (в разной мере), но там они не являются определяющими[5].
3. Этапы процесса познания. Формы чувственного и рационального познания.
Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.
Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга.
Информация о работе Научный метод и методология. Классификация методов научного познания