Научные
знания и технические достижения
средневековой Европы
Хронология
Средневековья
- Средневековье
имеет «внутреннюю
периодизацию»
- темное
время - раннее средневековье (VI
- IX вв.);
- средний
период средневековья (X
- XI вв.);
- высокое
средневековье (XII
- XV вв.).
- Общие
хронологические рамки
периода:
середина V
в.
- середина XV
в.
Специфика
науки средневековья
- Современная
наука, технологии
укоренены в типе мышления
и способах технологического
познания и освоения
мира
- Системообразующей
является история
западноевропейской
науки и техники
- "Темперантия"-
механические часы.
- Средневековье
занимает особое место
в предыстории науки
и техники.
- Специфичность
периода определяется:
- принципиально
иным типом мышления
("религиозным"), характерным
для ученого человека
средневековья;
- качественно
иным характером понимания
связи теоретического
знания и продуктивной
деятельности;
- радикальным
изменением важнейших
технологий.
«Темперантия»-
механические часы.
Питер Брейгель
Старший, (1560 г.)
Структура
средневекового научного
знания
- Включает
четыре основных
направления:
- физико-космологическое,
ядром которого является
учение о движении
- учение
о свете; оптика в узком смысле слова
является частью общей
доктрины – «метафизики
света»
- комплекс
астролого-медицинских
знаний (примыкает также учение
о минералах и алхимия)
Понимание
природы в средневековье
- Религиозная
и научная установка
сознания отличаются
экзистенциональной ("быть") направленностью
первой и познавательной ("знать")
- второй.
- В средневековых
спорах о природе общих понятий
выявились три тенденции в обосновании
научного знания:
- реалистическая;
- концептуалистская;
- номиналистическая.
Христианская
педагогика
Христианское
образование как предметная, и несколько
позже, организационная система, берет
начало от
Боэция
и Кассиодора (около 480 - 524
гг.):
- "Наставления
в науках божественных и светских" (551 г.) Кассиодора
- одно из самых значительных
дидактических произведений
всего средневековья.
- Он впервые
четко сформулировал
коренное различие между "искусством"
и «дисциплиной»
Медицинская
школа в Салерно,
где преподавали
учение Авиценны
Преподавание
фармации
Школы
катехуменов выработали ключевой для
всего средневековья
катехитический(вопросоответный)
метод обучения.
- От
античности христианское
образование взяло основное - язык,
логику, право, прикладные
научные знания, медицину.
- Латынь
стала обязательным сакральным
языком обучения.В Западной Европе-греческий.
- Школьный
("ученый") путь постижения (обучения)
Бога реализовывался через познание
сотворенного мира
Знание
на Руси
- Русь
X - XVII вв. -"особое пространство"
развития научных знаний и
технологии.
- Во многом
рациональное знание "поступало"
через Западную и Северную Русь
- Москва
и Владимир имели непосредственные
контакты с научно-техническими
сторонами христианской цивилизации
- На
Руси существовала своя оригинальная
и мощная традиция рационального
знания и эффективной технологии.
Основными
направлениями средневековой "технологической
революции" были:
- преобразование
системы агротехники;
- освоение
и использование новых энергетических
устройств.
- К техническим
новациям, оказавшим радикальное воздействие
на всю культуру средневековья относятся:
- Максимилиан
I посещает пушечную мастерскую
- заимствование
пороха, что быстро привело к созданию
пороходелательного производства (первый
завод);
- разработка
технологии гранулирования пороха, что
резко повысило его эффективность;
- стремительное
развитие производства огнестрельного
оружия, в корне изменило способы ведения
боевых действий и привело к развитию
новых технологий в литейном деле, направленных
на повышение точности метания;
- заимствование
бумаги, что привело к созданию книгопечатания;
- создание
и внедрение в хозяйственный и культурный
оборот различных механических устройств,
создавших со временем целую инфраструктуру;
- развитие
часового дела.
Научные
и технические
достижения средневековой
Европы.Вывод.
- Средневековая
наука не предложила новых
фундаментальных программ, но в
то же время она не ограничивалась
только пассивным усвоением достижений
античной науки.
- Основной
интерес к явлениям природы состоял в
поиске иллюстраций к истинам морали и
религии.
- В
сознание человека проникает идея, которая
никогда не возникла бы в античности
Научные
и технические
достижения средневековой
Европы.Вывод.
- Стремление
найти для каждой вещи подходящее
место в иерархии бытия четко
прослеживается и в тенденции
к систематизации и классификации
знания
- В
недрах средневековой культуры успешно
развивались астрология, алхимия, ятрохимия.
- Ситуация
в средневековой науке стала меняться
в XII в.(Столкновение с теологией).
- Важными
для становления современной
науки были религиозные обряды
и ритуалы.