Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 16:48, доклад
Термин «научная революция» - это классическое понятие для обозначения периода, охватывающего XVI и XVII века, со времени публикации «Об обращении небесных сфер» Коперника (1543) до выхода в свет «Математических начал натуральной философии» Ньютона (1687). Астрономия Коперника и физическое экспериментирование, с одной стороны, и аналитическая геометрия, дифференциальное и интегральное исчисление - с другой, привели к замене мнений Аристотеля и донаучного анимизма - механистическим пониманием законов природы1. Но эпоха научных революций не ограничивается этим периодом. После XVII века происходит ещё несколько переворотов, существенно изменивших облик научного естествознания. Поэтому я применяю термин «научная революция» и к этим событиям.
Все эти радикальные сдвиги в представлениях о мире и процедурах его исследования сопровождались формированием новых философских оснований науки. Идея исторической изменчивости научного знания, относительной истинности вырабатываемых в науке онтологических принципов соединялась с новыми представлениями об активности субъекта познания. Он рассматривался уже не как дистанцированный от изучаемого мира, а как находящийся внутри него, детерминированный им. Возникает понимание того обстоятельства, что ответы природы на наши вопросы определяются не только устройством самой природы, но и способом нашей постановки вопросов, способом, который зависит от исторического развития средств и методов познавательной деятельности. На этой основе вырастало новое понимание категорий истины, объективности, факта, теории, объяснения.
Радикально изменялись и философские основания науки. Развитие квантово-релятивистской физики, биологии и кибернетики было связано с включением новых смыслов в категории части и целого, причинности, случайности и необходимости, вещи, процесса, состояния и т. д. В принципе можно сказать, что эта «категориальная сетка» вводила новый образ объекта, который представал как сложная система. Представления о соотношении части и целого применительно к таким системам включают идеи несводимости состояний целого к сумме состояний его частей. Важную роль при описании динамики системы начинают играть категории случайности, потенциально возможного и действительного.
Причинность
не может быть сведена только к
ее лапласовской формулировке - возникает
понятие «вероятностной причинности»,
которое расширяет смысл традиционного
понимания данной категории. Новым содержанием
наполняется категория объекта: он рассматривается
уже не как себетождественная вещь (тело),
а как процесс, воспроизводящий некоторые
устойчивые состояния и изменчивый в ряде
других характеристик.
2.4.4. Четвёртая научная революция (кон. XX века)
В современную эпоху мы являемся свидетелями новых радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную революцию.
Для
этого этапа развития естествознания
характерно интенсивное применение
научных знаний во всех сферах социальной
жизни. Изменяется характер научной
деятельности. Он определяется революцией
в средствах хранения и получения
знаний (компьютеризация науки, появление
сложных и дорогостоящих
В
междисциплинарных
Объектами современных междисциплинарных исследований все чаще становятся уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Такого типа объекты постепенно начинают определять и характер предметных областей фундаментальных наук, детерминируя облик современной, постнеклассической науки.
Исторически
развивающиеся системы
Формирование
каждого такого уровня сопровождается
прохождением системы через состояния
неустойчивости (точки бифуркации),
и в эти моменты небольшие
случайные воздействия могут
привести к появлению новых структур.
Деятельность с такими системами
требует принципиально новых
стратегий. Их преобразование уже не
может осуществляться только за счет
увеличения энергетического и силового
воздействия на систему. Простое
силовое давление часто приводит
к тому, что система просто-напросто
«сбивается» к прежним
В
естествознании первыми фундаментальными
науками, столкнувшимися с необходимостью
учитывать особенности
Именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма.
Ориентация
современной науки на исследование
сложных исторически
В
естествознание начинает шире внедряться
идеал исторической реконструкции,
которая выступает особым типом
теоретического знания, ранее применявшимся
преимущественно в гуманитарных
науках (истории, археологии, историческом
языкознании). Образцы такого подхода
можно обнаружить не только в дисциплинах,
традиционно изучающих
Изменяются представления и о стратегиях эмпирического исследования. Идеал воспроизводимости эксперимента применительно к развивающимся системам должен пониматься в особом смысле. Если эти системы типологизируются, то есть если можно поэкспериментировать над многими образцами, каждый из которых может быть выделен в качестве одного и того же начального состояния, то эксперимент даст один и тот же результат с учетом вероятностных линий эволюции системы.
Но
кроме развивающихся систем, которые
образуют определенные классы объектов,
существуют еще и уникальные исторически
развивающиеся системы. Эксперимент,
основанный на энергетическом и силовом
взаимодействии с такой системой,
в принципе не позволит воспроизводить
ее в одном и том же начальном
состоянии. Сам акт первичного «приготовления»
этого состояния меняет систему,
направляя ее в новое русло
развития, а необратимость процессов
развития не позволяет вновь воссоздать
начальное состояние. Поэтому для
уникальных развивающихся систем требуется
особая стратегия экспериментального
исследования. Их эмпирический анализ
осуществляется чаще всего методом
вычислительного эксперимента на ЭВМ,
что позволяет выявить
Среди
исторически развивающихся
В
этой связи трансформируется идеал
ценностно-нейтрального исследования.
Объективно истинное объяснение и описание
применительно к «
Научное познание начинает рассматриваться в контексте социальных условий его бытия и его социальных последствий, как особая часть жизни общества, детерминируемая на каждом этапе своего развития общим состоянием культуры данной исторической эпохи, ее ценностными ориентациями и мировоззренческими установками. Осмысливается историческая изменчивость не только онтологических постулатов, но и самих идеалов и норм познания. Соответственно развивается и обогащается содержание категорий «теория», «метод», «факт», «обоснование», «объяснение».
В онтологической составляющей философских оснований науки начинает доминировать «категориальная матрица», обеспечивающая понимание и познание развивающихся объектов. Возникают новые понимания категорий пространства и времени (учет исторического времени системы, иерархии пространственно-временных форм), категорий возможности и действительности (идея множества потенциально возможных линий развития в точках бифуркации), категории детерминации (предшествующая история определяет избирательное реагирование системы на внешние воздействия).