Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 19:03, доклад
Представления об особенностях и свойствах природы дают нам научные знания на каждом историческом этапе разными науками, которые занимаются изучением процессов и явлений природы. Так как природа представляет собой единое целое, то и система научных знаний о природе носит научный характер, т.е. имеет определенную систему. Такой системой научных знаний о природе является естествознание.
1. Введение
2. Научно-техническая революция
а) понятие НТР
б) особенности НТР
3. Глобальные проблемы человечества
а) классификация глобальных проблем
б) интерсоциальные глобальные проблемы
в) глобальные проблемы в системе «общество – природа»
г) глобальные проблемы в системе «индивид – общество»
4. Заключение
5. Список литературы
В подходе к решению экологических проблем можно выделить три главных направления, формирующих основные стратегии природоохранной деятельности.
Ограничительная стратегия в качестве главного средства предотвращения экологических катастроф предлагает ограничение развития производства и соответственно потребления, так как тенденция к непрерывному экономическому росту неизбежно увеличивает экологическую напряженность. Сторонники этой стратегии настаивают на"нулевом росте', требуют немедленного развития экологически вредных производств, призывают к добровольному ограничению потребления и т.д.
Стратегия оптимизации предполагает нахождение оптимального уровня взаимодействия общества и природы. Такой уровень не должен превышать критического порога загрязнения. Он должен быть таким, чтобы был возможен обмен веществ между обществом и природой, не отражающийся отрицательно на состоянии окружающей среды.
Стратегия замкнутых циклов предполагает создание производств построенных по циклическому принципу, за счет чего достигается изоляция производства от воздействия на окружающую среду. Замкнутые циклы возможны при использовании биотехнологии, позволяющей перерабатывать неорганические отходы производства в органические вещества. Последние могут быть вновь использованы для создания полезных человеку продуктов.
Глобальные проблемы в системе "индивид-общество"
В эту группу входят проблемы непосредственно связанные с человеком, его индивидуальным бытием. Это проблема "человеческих качеств"- развития нравственных, интеллектуальных и иных задатков человека, обеспечения здорового образа жизни, нормального психического развития. Особое внимание к этим проблемам стало характерной чертой глобалистики, начиная со второй половины 70-х годов. Поворот к человеку, к духовным основам бытия был не случаен. По сути он выражает новое понимание глобальной проблематики. Это понимание можно назвать философско-антропологическим. Новый подход противостоит тому взгляду, который рассматривал глобальные проблемы как результат социального устройства, особенностей экономики и техники, а человека как пассивную жертву хода мирового развития. Теперь стало ясно, что судьбы мира в конечном итоге зависят от вопросов духовного порядка.
Существует целый ряд духовных процессов, связанных с ситуацией глобального кризиса человечества: опустошение жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю природную среду, но и убивающее в самом человеке всякое благоговение перед красотой и величием природы; бег человечества наперегонки с самим собой, подстегивающий гибельное для нас все ускоряющееся развитие техники, делающий людей слепыми ко всем подлинно человеческим ценностям и не оставляющий времени для подлинно человеческого дела - мышления; генетическая деградация; разрыв с традицией; унификация взглядов и потеря индивидуальности. Решение этих проблем в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения свей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.
Принципы "нового гуманизма" и новой картины мира подробно рассмотрены учеными Римского клуба. В их изложении основные черты новой духовной позиции таковы: малое против большого, базис против центра, самоопределение против определения извне, естественное против искусственного, ограничение потребления против потребления, экономия против расточительности, мягкость против жесткости и т.д. Новая картина мира поставила в центр истории человека, а не безликие силы. Культурное развитие человека отстало от энергетических и технических возможностей общества. Выход видится в развитии культуры и формировании новых качеств человека. В эти новые качества входит глобальность мышления, любовь к справедливости, отвращение к насилию.
В связи с необходимостью формирования
новых человеческих качеств на передний
план выходят проблемы образования. Именно
в системе образования закладывается
тот ресурс, который реализуется в последующей
жизни человека. Следовательно от качества
образования зависит, как люди будут представлять
свое место в мире, на какие ценности будут
ориентироваться. От образования же зависит
формирование либо перспективного взгляда
на ход мирового развития, либо ориентация
на сиюминутность. Между тем значение
и роль образования недооцениваются. Об
этом свидетельствуют множество фактов:
неграмотность; незначительные расходы
бюджетных средств на образование; качество
образования; неполная реализация творческого
потенциала человека в процессе обучения;
ориентация не на перспективу, а на текущие
запросы и т.д. Без соответствующих человеческих
качеств невозможно ни применение экологически
чистых технологий, ни установление справедливого
экономического порядка, ни разумная формулировка
задач человечества.
Заключение.
Все эти высказывания и предостережения усиливают набатный звон, формируют мнение и поднимают людей на борьбу за сохранение окружающей среды и всего живого на планете.
Но победа достигается ценой меньших потерь, если известны не только цели, но и средства их достижения Что касается методов для решения данной проблемы, то они еще не разработаны. Поэтому человечеству не удается остановить лампу взаимосвязанных проблем, скатывающуюся на планету. Да и вряд ли удается это сделать, если оно будет продолжать спотыкаться в своем движении и не научится освещать себе дорогу, чтобы видеть то, что его ждет впереди. И, не только видеть многообразия проблемы, но и научиться их предотвращать. Если всему этому не научиться, то катастрофические изменения в биосфере приведут к катастрофе и техногенную цивилизацию, созданную человеком.
Из всего многообразия современных проблем, стоящих перед человечеством, многие считают, что острейшей из них является проблема войны и мира. С этим выводом можно и не согласиться потому, что война, имеется в виду ядерная, может быть, а может и не быть. Философия пользуется этими категориями, Но так как любая случайность имеет какую-то свою закономерность, то нет смысла гадать на "кофейной гуще" или постоянно повторять "быть или не быть".
Лучше в таких случаях следовать логическим
выкладкам, из которых следует, что современную
ядерную войну могут развязать только
те политики, чье сознание сформировалось
в условиях деградированной среды их обитания.
Исходя из этого вывода, мы и должны направить
все свои усилия на сохранение и формирование
здоровой среды обитания для всего современного
человечества и для всего того, что его
окружает.
Список
литературы.
1. Горелов А.А. - Концепции современного естествознания, М. – 1989.
2. Грушевицкая Т.Г. - Концепции современного естествознания, М. – 1998.
Информация о работе Научно-техническая революция. Глобальные проблемы человечества