Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 13:49, реферат
Цели и задачи данной работы заключаются в том, чтобы выявить особенности научной картины мира, охарактеризовать основные принципы ее построения и описать общие контуры современной естественно - научной картины мира.
Под
системой обычно понимают некое упорядоченное
множество взаимосвязанных
Системный способ объединения элементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включении систем разных уровней друг в друга каждый элемент любой системы оказывается связан со всеми элементами всех возможных систем. Подобным образом организуются и научная картина мира, и создающее ее естествознание. Все его части ныне теснейшим образом взаимосвязаны — сейчас уже нет практически ни одной «чистой» науки. Все пронизано и преобразовано физикой и химией.
Глобальный
эволюционизм — это признание
невозможности существования
Самоорганизация — наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур I ходе эволюции. Механизм перехода материальных систем в более сложное и упорядоченное состояние, по-видимому, сходен для систем всех уровней.
Эти принципиальные особенности современной естественно-научной картины мира и определяют в главном ее общий контур, а также сам способ организации разнообразного научного знания в нечто целое и последовательное [5].
3.
Общие контуры
современной естественно-
Словосочетание «научная картина мира» подразумевает некую аналогию между совокупностью описывающих реальный мир научных абстракций и этаким огромным живописным полотном, на котором художник компактно разместил все предметы мира. Как и все прочие аналогии, она довольно приблизительно отражает суть дела, но в целом удачно.
Удачные же аналогии обладают удивительным свойством — их можно развернуть дальше, сделать подробнее, и при этом сходство с объектом аналогии сохранится! Попробуем проделать эту операцию с нашими «картинами мира».
Настоящие живописные полотна имеют один существенный недостаток: степень сходства с изображаемым объектом порой бывает и лека от желаемой. В стремлении добиться максимально точного изображения человечество изобрело фотографию. Точность повысилась, но заметное неудобство стала причинять статичность, безжизненность изображения. Человечество подумало и изобрело кинематограф: изображаемые объекты ожили, задвигались, возможности адекватного воспроизведения реальности увеличились. Любопытно, но последовательно сменявшие друг друга научные картины мира (античная, ньютоновская и современная) претерпели очень похожие превращения.
Античный ученый мир рисовал свою «картину» с большой долей фантазии и выдумки, сходство же с реальностью было минимальным. Ньютоновская картина мира стала суше, строже и во много раз точнее (этакая черно-белая фотография, местами, правда, неясная).
Нынешняя научная картина мира «оживила» неподвижную доселе Вселенную, обнаружила в каждом ее фрагменте эволюцию, развитие! Описание истории Вселенной потребовало уже не фотографии, а киноленты, каждый кадр которой соответствовал бы определенному этапу ее развития. Это главная принципиальная особенность современной естественно-научной картины мира — принцип глобального эволюционизма [3].
Однако
есть еще одна особенность современной
научной картины мира, отличающая ее от
прежних вариантов. Она заключается в
признании историчности, а, следовательно,
и принципиальной незавершенности настоящей,
да и любой другой научной картины мира.
Та, которая есть сейчас, порождена как
предшествующей историей, так и специфическими
социокультурными особенностями нашего
времени. Развитие общества, изменение
его ценностных ориентации, осознание
важности исследования уникальных природных
систем, в которые составной часть» включен
и человек, меняют стратегию научного
поиска, само отношение человека к миру
[5].
Заключение
В конце XX столетия возникли принципиально новые тенденции развития научного знания, которые привели к воссозданию общенаучной картины мира как целостной системы научных представлений о природе, человеке и обществе. Эта система представлений, формирующаяся на базе принципов глобального эволюционизма, становится фундаментальной исследовательской программой науки на этапе интенсивного междисциплинарного синтеза знаний. Вбирая в себя совокупность фундаментальных научных результатов и синтезируя их в рамках целостного образа развития Вселенной, живой природы, человека и общества, современная научная картина мира активно взаимодействует с мировоззренческими универсалиями культуры, в контексте которых происходит ее развитие. С одной стороны, она адаптируется к ним, но с другой - она вносит кардинальные изменения в сложившиеся культурные менталитеты.
Как
базисные основания современной
общенаучной картины мира принципы
универсального эволюционизма демонстрируют
свою ценность именно сейчас, когда наука
перешла к изучению нового типа объектов
- саморазвивающихся (в отличие от простых
и саморегулирующихся систем, исследуемых
на предшествующих этапах функционирования
науки). Саморазвивающиеся объекты характеризуются
иерархией уровней и появлением по мере
развития все новых уровней, которые воздействуют
на ранее сложившиеся и видоизменяют их.
Включив в орбиту исследования новый тип
объектов, наука вынуждена искать и новые
основания их анализа. С этих позиций общенаучная
картина мира, базирующаяся на принципах
универсального эволюционизма, выступает
глобальной исследовательской программой,
которая определяет стратегию исследования
такого рода объектов. Причем эта стратегия
исследования реализуется как на дисциплинарном,
так и на междисциплинарном уровнях.