Многообразие вненаучного знания и его познавательный статус

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 08:33, контрольная работа

Описание работы

Классический идеал научности, несмотря на многообразие форм выражения, имеет "твердое ядро", состоящее из ряда регулярно воспроизводимых, стабильно действующих основоположений. Эти соновоположения тесно вплетены в интеллектульную традицию, сформировавшуюся еще в античности. Они длительное время имели характер "очевидностей", альтернатива которым фактически не воспринималась, находилась на периферии интеллектульного горизонта. Серьезное критическое обсуждение основоположений классического идеала научности начинает занимать центральное место лишь в современности, когда после длительного развития наступает его фундаментальный кризис и отчетливо намечается переход к существенно иным представлениям.

Содержание

Введение 3

1. Многообразие вненаучного знания (искусство, мистика, магия, астрология, алхимия, хиромантия, парапсихология, уфология, биоэнергетика) 5

2. Познавательный статус вненаучного знания 16

Заключение 19

Список используемой литературы 20

Работа содержит 1 файл

КСЕ Виктор.docx

— 41.08 Кб (Скачать)

     2.Экзотеризм. Воплощает собой ясное знание, доступное всем. Это знание каббалы, различных культов, иногда знание колдовства.

     Каббала (от древнееврейского, буквально - предание), мистическое течение в иудаизме, стремящееся постигнуть скрытый истинный смысл Торы (Пятикнижие в Ветхом Завете) и других священных книг. Сложилась в 13 веке в Испании (”Зогар”, или “Книга сияния”, на арамейском языке). Так называемая практическая каббала (”каббалистика”) основана на вере в то, что при помощи особых ритуалов, молитв, словесных и буквенных формул, чисел, амулетов человек может соучаствовать в божественном творении. Канон священных книг иудаизма включает Тору (”Пятикнижие  Моисея”), книги пророков и так называемого Писания (в иудаизме Священным писанием считается Ветхий Завет). Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

     3.Эзотеризм - учение доступное узкому кругу посвященных адептов. Это знание мистических сил, пребывающих в мировом эфире. Постижение тайных знаний эзотеризма невозможно без предварительной оккультной подготовки и знаний экзотеризма.

     Эзотеризм в целом ставит несколько целей.

     1.Создание  ядра Вселенского Братства Человечества  без различия рас, вероисповедания,  пола, касты или цвета кожи.

     2.Содействие  изучению религии, философии и  науки. “Эзотерическое знание  основано на прямом устном  обучении; но прежде чем человек  получит возможность непосредственно  изучать идеи эзотеризма, ему необходимо узнать об эзотеризме всё, что можно, обычными способами, т.е. изучением истории, философии и религии. Он должен искать. Ибо врата мира чудесного могут открыться лишь тем, кто ищет: “Просите, и дано будет вам… стучите, и отворят вам”.

     3.Исследование  необъяснённых законов Природы  и сил, сокрытых в человеке  и Космосе. Самое последнее  исследование сил сокрытых в  Космосе связано с концепциями  русских космистов Л.Н. Гумилева и А.Л. Чижевского.

     Одним из широко известных направлений  эзотеризма является теософия. Основателем современного теософского движения является Е.П. Блаватская (1831-1891). “И в месте с тем, несмотря на низкий уровень популярной теософической литературы, несмотря на шарлатанство, которое нередко примешивается к этой литературе, к теософии нужно отнестись более серьезно и увидеть в ней серьезный симптом. Возрастающая популярность теософии связана с кризисом науки и кризисом христианства. Это есть симптом глубокой неудовлетворенности современного человека и поворота его к духовному миру”. Теософия Блаватской рассматривает природу и происхождение магии, корни христианства, ошибки богословия и заблуждения признанных научных авторитетов, трактуя их в свете тех тайных учений, которые золотой нитью проходят через века, проявляясь время от времени в виде различных мистических движений.

     4.Мистика - это знание Души, истинной мудрости Востока, предполагающей изучение герметизма.

     Традиционная  наука имеет достаточно строгую  форму организованности. Научное  знание выступает в виде логически  упорядоченной схемы. Эзотеризм же изначально плюралистичен. Он выражает индивидуальные различия и многообразные пути достижения истины. Эзотеризм есть поиск и построение идеальной реальности и осмысление личного пути самосовершенствования. Эзотеризм - это ниша интеллектуальной свободы, где каждый имеет право на духовное творчество, самостоятельное волеизъявление, не стесненное нормой запрета социально-идеологического характера.

     Эзотеризм призывает многое принимать на веру. Не представляя доказательств, эзотеризм обращается к внерациональным (интуиция) или сверхрациональным (Откровение) способам убеждения, опирается на легенды и предания, свидетельства исторического повествования. Последователи герметических учений верят в непосредственное влияние произносимой мистической формулы на природу вещей, т.е. признают, что произносимое слово само по себе обладает способностью и свойством влиять на естественное течение событий. На этом основывалась мифология и магия всех языческих народов.

     Взгляд  с точки зрения “научности” не совпадает с устремлением к постижению тайного, эзотерического. В герметизме соблюдался принцип держать в тайне от профанов сокровенные знания о Вселенной и человеке, но и передавать их ученикам, посвященным. “Поколения Исполинов мысли собрали воедино эти Доктрины и неведомый нам Величайший Гений мира обобщил их в стройную систему, Великое Герметическое Учение, скрывавшееся на пути бесчисленных веков от толпы и дошедшее до нас в ореолах мифов под именем Священной Книги Тота, Великих Арканов Таро”.

     Герметизм - это учение о 1)божественной первопричине, 2)человеке и 3)вселенной. Всё, что есть, сводится к этим трем началам, первичным модусам единой реальности. И хотя в эзотерическом знании в качестве источника познания провозглашаются откровение и мистическая интуиция, однако общим основанием, служащим сближению науки и эзотеризма, является активно-деятельностная позиция человека по отношению к миру как в эзотеризме, так и в науке. И наука, естествознание (как знание естества, диалог с природой), и эзотерика (как учение о тайных законах универсума) по своей сути являются двумя разновидностями противостояния человека стихиям мироздания. Каждая на свой лад пытается обуздать, покорить и освоить неопределенность бытия. Наука также как и эзотерика охватывают два плана существования сознания. Первый план осуществляется как идея, он представляет желаемый образ будущего. Второй - практический, опирающийся на методику, средства и способы достижения желательного состояния. Человек всегда стремиться именно к задуманной, мысленно построенной эзотерической реальности. Наука не отрицает наличие скрытых (occulta) естественных сил, пока еще не изученных доскональным образом и не получивших исчерпывающего объяснения. Сегодня наука вынуждена фиксировать существование некоторых необычных явлений (полтергейст, медиумизм, телекинез и т.п.) при всём том, что их удовлетворительное естественнонаучное объяснение оказывается делом будущего. Основная задача науки - проникновение в суть вещей - свойственна не только науке. Это основное кредо эзотерического познания, герметизма. Так, например, работа с идеальными моделями весьма распространена в науке. В этом случае мышление пользуется специальными процедурами трансформации, когда реальные объекты с необходимостью представляются как логические концептуальные конструкты, имеющие идеальное существование (существующие только в мысли). Эти интеллектуальные процедуры родственны и эзотерическим практикам. Сама способность научно-теоретического мышления строить и конструировать идеальные миры, оперируя многообразными степенями свободы, оказывается тождественной с эзотерическими устремлениями к идеальной реальности. “В теоретическом познании, особенно в современной физике, очень распространены модельные исследования, опирающиеся на конструкты - заместители реального объекта. В месте с тем замещение - основная процедура магического ритуала. Факт невыразимости, наиболее сильно акцентированный в мистике, имеет известные аналогии с глубинными микрофизическими исследованиями. Они состоят в том, что многие научно-теоретические связи не имеют своего репрезентанта… Явные параллели и пересечения обнаруживаются и в проблеме наблюдаемости, решаемой современной микрофизикой таким образом, что неотъемлемым компонентом всей системы является сам наблюдатель. Невозможно наблюдать без того, чтобы в тот же самый момент не изменять систему. Как отмечали еще в 20-х гг. 20 века Н. Бор и В. Гейзенберг, наблюдения за объектом при физическом эксперименте вносят возмущение в этот объект. Подобная констатация имеет реальное пересечение с доктриной древних. Именно мыслители Востока настаивали на фундаментальном единстве наблюдателя и наблюдаемого, на изменении, сопровождающем процесс наблюдения”.

     Ещё одно пересечение точных наук и эзотеризма происходит по линии принятия в качестве основы мироздания числа и числовых отношений. Взаимосвязи мира, рассматриваемые как числовые соотношения, - необходимый фундамент современной науки. Нумерологическая сторона очень сильна в древней каббале, пифагорейской школе. Это с новой силой доказывает, что тесная связь современных точных научных теорий со всем комплексом эзотерических учений имеет древнейшую традицию. Связь науки и оккультизма генетическая, опирающаяся на происхождение. “Теоретики относительности предполагают, что скорость невозможна больше скорости света. В этом весьма позволительно усомниться. При скорости движения тела, равной скорости света, длина его равняется нулю. Но тогда масса его бесконечна и время его - бесконечно велико. Таким образом, платоновские идеи, вернее, тела, как абсолютные носители идей, или - абсолютные воплощенности идей, оказываются вполне мыслимы математически. Это есть тело, движущееся со скоростью света, массивное в бесконечной степени и свое время собравшее во всей его бесконечности.

     Это значит, что тело проваливается внутрь себя; его поверхность вгибается  в себя, выворачивается наизнанку, через  самого себя, а время его протекает  в обратном порядке, т.е. следствие  предшествует причине. Однако это не есть просто внешняя перестановка следствия  на место причины в условиях однородного  времени и пространства. Это есть выворачивание причины в глубь ее самой, смысловое становление причины следствием, т.е. причина превращается в цель, в идеал. И это всё - при полном сохранении принципа телесности как такового “.

     Развитие  научного знания происходило и происходит не на основе конкурентной борьбы с  оккультизмом, а на собственной, освещенной слепящим светом прожектора рационализма и прагматизма магистрали, где  о существовании другого понимания  мира просто не упоминалось. Оно либо оттеснялось на периферию интеллектуального  развития, либо вообще игнорировалось, замалчивалось, как не имеющее реального  права не только на истину, но и на само существование. 
 

 

     

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ  СТАТУС ВНЕНАУЧНОГО ЗНАНИЯ 

     Под вненаучным знанием понимается совокупность специфических видов познания, лежащих за пределами науки и не ориентированных на познавательные критерии научности. К вненаучному знанию относятся обыденное, мифологическое, религиозное, художественное знание. Каждый из указанных видов знания представляет собой до некоторой степени самостоятельный способ понимания мира, имеющий свои источники формирования и пополнения (например, для обыденного знания это сфера повседневности, жизненный опыт, в отличие от науки, которая базируется на специально организованной и целенаправленной познавательной деятельности), свои базовые постулаты (например, для религии это идея разделения мира на естественную и сверхъестественную реальность, в отличие от науки, ориентированной на принцип натурализма) и свои специфические логические приемы и способы развертывания знания (например, для художественного познания это субъективно-авторская точка зрения, в отличие от науки, в которой установление истины связано с объективностью и интерсубъективностью). Каждый из них сохраняет свое присутствие в культуре даже при существенных ее изменениях (даже мифология, которая является наиболее архаичной формой в этом комплексе, по-прежнему существует не только как реликт, но и как актуальный способ осмысления отдельных реалий, трансформировавшись в современную мифологию).

     Традиционная  позитивистская точка зрения на соотношение  различных видов познания базировалась на предположении, что по мере укрепления индустриального общества (даже не говоря уж о постиндустриальном или  об информационном) все они будут  постепенно вытесняться научным  подходом, что означает выход человеческого  мышления в целом на более высокий  уровень. По мысли Конта, если ты научился мыслить позитивно (т.е., по Конту, научно) в сфере физики или астрономии, ты уже не сможешь мыслить иначе в сфере политики или экономики. ХХ в. обнаружил, что скорее можно говорить о сохранении за каждым видом познания некоторой "гносеологической ниши", когнитивных функций, принципиально не замещаемых иными видами, и что осмысление различных реалий различными способами - например, сочетание теоретической подготовленности в сфере естествознания, религиозности как ценностного мироотношения и веры в политические мифы - является скорее правилом, чем исключением для человека. Собственно, именно это наблюдение и отражает понятие "вненаучное знание" (по Конту, то, что не является научным, в конечном счете вообще не является знанием): признается, что все это закономерно возобновляющиеся формы понимания мира.

     Но  в результате возникает следующая  проблема. Согласно позитивистской парадигме, к которой восходит концепция  информационного общества, ценность науки и ее приоритет как формы  рациональности в таком обществе реализуются автоматически; на практике оказалось не так. Проблематизация ценности науки выражается в освоении вненаучным знанием каналов распространения, сформированных "под науку" (например, во внедрении религии, пусть пока не откровенном, в систему образования), в активной экспансии околонаучных концепций (благодаря которым наука распространяется в таких формах, в каких наукой уже не является), порой на удивление поддерживаемых официально, в стихийном антисциентизме массового сознания (на уровне восприятия науки как оторванного от жизни безделья, расточительства средств, которые можно было бы использовать лучшим образом, а в самом "гуманном" по отношению к ученым варианте - жалости к ним как типичным бюджетникам, страдающим от нехватки финансирования), наконец, просто в низком уровне научной осведомленности. В 90-х гг. была предпринята довольно масштабная попытка оценить степень научности массового сознания по этому показателю в ходе опроса, проведенного по единой программе в США И.Миллером, в Великобритании Дж.Дюрантом, а впоследствии еще в ряде европейских стран. Предлагавшийся опросный лист включал десять вопросов, призванных, по мысли составителей, фиксировать базовую научную осведомленность ("Вращается Земля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли?" и т.п.). Обладающим элементарной научной грамотностью признавался тот, кто давал правильные ответы на все вопросы. Таковых оказалось 5 - 7 %, при этом в ходе опроса в странах Западной Европы была отмечена тенденция к некоторому снижению уровня информированности в странах с наиболее высоким уровнем технического развития. Как недостаточное было оценено и понимание сущности и задач научной деятельности. Например, Дюрант обнаружил, что лишь 3 % опрошенных ассоциируют науку с практической проверкой теоретических положений, а одной из самых "правильных" наук в этом опросе оказалось астрология.

     Безусловно, вненаучное знание обладает собственной ценностью, особенно в экзистенциальном и социальном ракурсе. Но в духовной ситуации современного российского общества защита научной рациональности как ценностной ориентации и стиля мышления представляется одной из наиболее актуальных задач философии. Теоретические атаки постмодернизма на рационализм, падение авторитета науки, ощущаемая абсурдность социального бытия - все эти разноречивые факторы ведут к единому результату: размываются границы между рациональным и иррациональным, исчезают критерии качества знания, веры, убеждения. Между тем именно с рационально-критическим мышлением исторически связано осевое развитие цивилизации, и утрата этого основания может стать критичным для ее выживания.  

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Наука, имея многочисленные определения, выступает  в трех основных ипостасях. Она понимается либо как форма деятельности, либо как система или совокупность дисциплинарных знаний или же как социальный институт. Понимание науки как социокультурного феномена говорит о ее зависимости от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, о том, что наука определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Тем самым фиксируется двоякого рода зависимость и взаимообусловленность науки и общества: как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания о мире, и существует, в свою очередь, оказывая весьма заметное воздействие на развитие всех сфер общественной жизни. Наука рассматривается в качестве социокультурного феномена потому, что, когда речь идет об исследовании ее истоков, границы того, что мы сегодня называем наукой, расширяются до границ культуры. И с другой стороны, наука претендует на роль единственно устойчивого и «подлинного» фундамента культуры в целом, в ее первичном – деятельностном и технологическом понимании.

     Вненаучное познание – это совокупность познавательных действий, включенных в конкретные виды человеческой деятельности, конечные цели которых качественно отличаются от целевой установки познания. Это познавательные действия и процессы, происходящие в производственной, военной и любой другой деятельности, а также религиозном освоении мира. Эти виды деятельности невозможны или малопродуктивны, если их познавательная составляющая не получила соответствующего развития (наиболее отчетливо это проявляется в практически-преобразующей деятельности).

Информация о работе Многообразие вненаучного знания и его познавательный статус