Мировоззрение его структура и формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 09:34, реферат

Описание работы

Для того, чтобы изучать философию осмысленно, необходимо прежде всего понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

Содержание

Введение 3
1. Понятие мировоззрения 4
2. Структуры и формы мировоззрения 7
3. Мировоззрение в структуре личности 12
Заключение 16
Литература 17

Работа содержит 1 файл

Мировоззрение его структура и формы.doc

— 86.00 Кб (Скачать)

     Постепенно  в каждом племени стали выделяться профессиональные хранители мифов, первоначально старейшины, затем - шаманы, колдуны, жрецы, дифференцировались и сами мифы, среди которых начали выделяться те, что связывались с культовыми действиями7.

     Формировалась новая форма мировоззрения - религиозная, которая стала повсеместно господствующей и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире.

     Религиозное мировоззрение - это широкое мировоззрения обобщающее понятие для значительного числа различных систем миропонимания и мироотношения, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффективное взаимодействие двух мировоззренческих уровней - обыденного и теоретического. Условием прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного сознания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровню знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренческих проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно-поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне сознания.

     Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически-культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культовых действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного сознания. На уровне теоретического сознания, теологии совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

     В содержании различных религиозных  мировоззрений имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования и др.

     Философское мировоззрение, в отличие от мифологического  и религиозного, развивается на уровне теоретического сознания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень8.

     Как свидетельствуют социологические исследования, в мире становится все больше сторонников нерелигиозного мировоззрения, что обусловлено социальными процессами и связанными с ними изменениями в культуре. Большая роль принадлежит тем произведениям искусства и литературы, в которых принципиальные идеи философского миропонимания даются в образно-художественной форме, доступной нетеоретическому сознанию.

     Мировоззрение - это не просто миропонимание, но вместе с тем и орудие, и результат миропреобразования.

3. Мировоззрение в  структуре личности

 

     Анализ  литературы позволил сделать следующие  выводы:

     - личность целостна и многомерна; это многоуровневая система психологических  характеристик, обеспечивающих индивидуальное  своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека; в личности все человеческие качества, свойства, энергии представляют собой единство, целостность, что значит быть самим собой во всем, полностью соответствовать своему внутреннему Я;

     - важнейшими условиями зрелой, творческой духовно-нравственной человеческой личности являются: общество; деятельность; осмысленная реальная история своего развития;

     - одним из факторов личностного  развития, становления индивидуальности  является мировоззрение; формирование мировоззрения и развитие личности – две стороны одного процесса, в ходе которого человек, осознавая свою субъективность в противостоянии к внешнему миру, начинает осознавать себя способным к его интеллектуальному и практическому освоению.

     Анализ сущностных характеристик понятия «мировоззрение», отраженных в философской, психологической и педагогической литературе позволил определить мировоззрение как ядро духовного мира личности, как совокупность основных убеждений относительно природы, личной и общественной жизни, убеждений, которые играют интегрирующую роль в поведении, в совместной практической деятельности людей; как программу действий индивида (что надо делать, к чему стремиться) и обоснование этой программы (почему именно эти цели наиболее важные и достойные). Мировоззрение включает: мироощущение; мировосприятие;  миропонимание. В нем реально различимы  по степени познавательной глубины, логичности, интеллектуальной силе аргументов следующие пласты (уровни): повседневно-практический и теоретический. Теоретический уровень мировоззрения связан с научной и философской картиной мира и предполагает освоение определенной системы законов, знаний и принципов, многовекового (а не сиюминутного) духовного опыта всего человечества, когда человек подходит к миру с позиций разума, действует, опираясь на логику, обосновывая свои выводы и утверждения.

     Несмотря  на наличие множества трактовок  понятия «мировоззрение», анализ работ выявил общие позиции в его понимании, выраженных в следующих положениях: системный характер чувств, идей, принципов; их относительно высокая устойчивость и статичность; их определенная всеобщность и общезначимость; регулятивная функция по отношению к человеческой деятельности. Таким образом, под мировоззрением личности мы будем понимать -  систему его знаний о мире и о своем месте в этом мире, выраженную в аксиологических установках, в убеждениях относительно сущности природного и социального бытия, своей будущей профессиональной деятельности. Жизнь личности есть такое становление связей внутреннего и внешнего, или субъективного и объективного, когда жизнь  определяется как результат и сгусток социально-исторических отношений9.

     В структуре мировоззрения личности  выделяются три основных взаимосвязанных  компонента: познавательный компонент;  ценностно-смысловой компонент; поведенческий компонент.

     Человек формируется и развивается в  деятельности, которая является его  ведущей потребностью. Основные виды деятельности являются средствами формирования, если они педагогически целесообразно  организованы. Анализ педагогических исследований показывает, что нет общепринятого определения понятия «формирование». По-разному толкуется и понятие «развитие». Следовательно, намеченный в исследовании вопрос о соотношении понятий

     Процесс формирования мировоззрения личности представляет собой многомерную совокупность разномасштабных этапов развития, причем несколько различных этапов могут протекать одновременно. В таком случае личность выступает как субъект совокупности (последовательности) актов ответственного выбора, порождаемый жизнью в обществе, стремящийся к достижению конкретных целей и отстаивающий своей деятельностью тот или иной социальный идеал (образ жизни). При этом центром процесса формирования мировоззрения личности становится поиск оптимальных условий, форм и методов организации совместной деятельности и общения между людьми.

     Сопоставляя особенности профессиональной деятельности и факторы, влияющие на формирование их мировоззрения, можно прийти к  выводу, что должны выполняться следующие условия, обеспечивающие успешность формирования в процессе профессиональной подготовки: 1) необходима согласованность ценностно-смысловых оснований будущей профессиональной деятельности с целью и задачами процесса формирования мировоззрения личности; 2) при несогласованности цели и задач процесса формирования мировоззрения с ценностно-смысловыми основаниями собственной профессиональной деятельности следует: а) либо выполнить корректировку цели и задач формирования мировоззрения личности; б) либо переосмыслить ценностно-смысловые основания собственной профессиональной деятельности.

 

Заключение

 

     Подведем  некоторые итоги исследования:

     1. Значение мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человечества в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

     2. Развитые системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философские, социальные, естественнонаучные, эстетические и этические, антропологические, политические и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познавательные, ценностные и нормативно-поведенческие компоненты.

     3. Любое мировоззрение - это не набор взглядов и сведений, но определенная целостность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром - знаниями, нравственными, художественно-эстетическими, жизненно-практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение.

     Мировоззрение носит исторический характер, оно  меняется в зависимости от изменений условий и образа жизни, накопления знаний и умений, характера социальных связей между людьми. Связи и контакты между социальными общностями и личностями обусловливают взаимное влияние различных мировоззрений.

 

Литература

 
    1. Андрейченко Г., Грачева В. Философия. Учебник. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001.
    2. Кант И. Приложение к «Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного» // Соч. в 6 т. М., 1964. Т.2.
    3. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М., 1989.
    4. Мир философии. Часть 1. М., 1989.
    5. Основы религиоведения. Учебник / Под ред. И. Н. Яблокова. М.: Высш. шк., 1994.
    6. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
    7. Черноволенко В. Ф., Мировоззрение и научное познание, К., 1970.

Информация о работе Мировоззрение его структура и формы