Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 17:55, реферат
Сложно не заметить, что мифология не является религией, но описывает бытие божества и истории, связанные с жизнью богов. Мифология не рассматривается всерьез, однако несет в себе некий посыл, как и религия. Ведь в этих двух совершенно разных понятиях есть нечто общее. И религия, и мифология пытаются донести до нас смысл существования, ответы на вопросы о жизни и смерти, а также рассказывают нам о создании мира (богом).
Введение 2
1. Мифология 3
2. Религия 10
3. Мифология, религия, наука как способы описания Универсума 15
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22
Представители теории
прамонотеизма только выразили наиболее
откровенно ту мысль, которая, быть может,
неосознанно для самих авторов,
сквозит и в сочинениях других буржуазных
учёных: примесь Мифологии загрязняет
Религию. В апологетической тенденции,
однако, нельзя обвинить тех авторов, которые
разграничивали миф и Религию путём сужения
понятия Религии; так, например, В. Вундт
считал, что Религия налицо лишь там, где
есть вера в богов, а Мифология охватывает
веру в духов, демонов, в души людей и животных,
и она представляет собой не более как
начатки Религии. Близок к этому взгляд
П. Эренрейха, согласно которому, Мифология
вначале не была религиозной и лишь на
поздних ступенях связывается с Религией.
В противоположность теоретикам прамонотеизма
марксисты признают Религию явлением
отрицательным, Мифологию же - положительной
культурной ценностью, считая, что именно
примесь Религии "портит" Мифологию. Ту же приблизительно
мысль высказывал М. Горький; он был склонен
сближать, почти отождествлять мифологическое
и сказочное творчество и резко разграничивал,
даже противопоставлял друг другу Мифологию
и Религию. Он считал, что мифы, как и сказки,
вырастали на почве трудового опыта народа,
выражали мечту трудящегося человека
о покорении природы; а Религия возникла
из отрыва идеологического мышления от
практики, от труда.
Взаимодействие Мифологии и Религии на
большом фактическом материале рассматривается
венгерским марксистом И. Тренченьи-Вальдапфелем.
По его мнению, Религия - сила реакционная,
подчиняющая человека тайным силам, в
то время как Мифология - сила прогресса,
даёт крылья человеческому самосознанию,
создавая положительных героев и даже
прекрасные образы богов как высшую ступень
самосовершенствования человека; в первобытном
обществе Мифология была частью Религии,
позднее, на рубеже бесклассового и формирующегося
классового общества, мифотворчество
отделилось от Религии; Мифология стала
свободной и прогрессивной областью фантазии,
в которой человеческое самосознание
смогло вступить в борьбу против пут Религии,
старавшейся вселить в человека чувство
беззащитности и зависимости от внешних
сил. Толкование Тренченьи-Вальдапфеля
(как отчасти и М. Горького) основывается
по существу лишь на развитой и поздней
мифологии, преимущественно греческой;
исследователь почти не принимает во внимание
первоначальные стадии развития мифа.
Историческое соотношение Мифологии и
Религии на самом деле было гораздо сложнее.
В современной науке господствует мнение
о тесной связи между Мифологией и Религией,
при этом остающимися самостоятельными.
Источники Религии и мифологии различны:
корни Религии - в бессилии человека перед
слепыми природными и социальными стихиями;
Мифологии - в элементарной потребности
человеческого ума в понимании и объяснении
окружающей действительности. Выражаются
Религия и мифология, конечно, в формах,
обусловленных и общим уровнем общественно-культурного
развития, и конкретно-историческими факторами.
Сама по себе мифотворческая деятельность человеческого разума не заключает в себе ничего религиозного, о чём свидетельствуют мифы аборигенов Австралии, островитян Океании, народов Африки и Америки (о животных, об окружающей человека природе). Самые элементарные из них содержат ответы на вопросы: почему ворон чёрный; почему летучая мышь плохо видит днём; почему медведь без хвоста, и т.п. Другие мифы служат объяснением того, почему море такое большое; почему солнце совершает ежедневно свой путь по небу с востока на запад; откуда люди получили огонь; почему различаются формы тела мужчин и женщин, и т.п. Но когда мифы объясняют явления социальной жизни, обычаи, нормы поведения (касающиеся, например, разделения по возрасту и полу, родственных, межплеменных отношений и др.), это объяснение превращается в мифологическое обоснование и оправдание данных форм социальной практики, санкцию и сакрализацию их; таким образом, сакрализованные социальные нормы, предписания, запреты становятся обязательными и неприкосновенными. В классовом обществе боги начинают олицетворять в первую очередь социальную власть. "Фантастические образы, в которых первоначально отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил". Возникает миф, который выполняет важнейшую социально-нормативную функцию. Социальная практика обосновывается и освящается ссылкой на мифическое прошлое; в мифе повествуется о действиях мифических предков, культурных героев, демиургов, установивших данный обряд или данный запрет. Так узакониваются обряды инициации, тотемический ритуал, брачные нормы. И сами мифы, и фигурирующие в них персонажи обычно окутаны строгой тайной от всех непосвящённых, от нечленов рода или племени. Устанавливается неразрывная связь между мифами и религиозными обрядами. Миф как бы разъясняет и обосновывает совершаемую религиозную церемонию; а эта церемония (обряд) как бы воспроизводит в лицах рецитируемый или пересказываемый миф. Это тесное взаимодействие мифа и обряда вызвало длительный спор в науке: что является первичным, а что производным - миф или обряд. Большинство современных учёных склоняются к мнению о первичности обряда по отношению к мифу, но одновременно не отрицается и обратная зависимость и взаимодействие мифа и обряда.
Хотя Мифология играет и важную роль в истории Религии, как бы поставляя материал для содержания религиозных верований, не она является самым существенным элементом Религии. Ещё Робертсону Смиту принадлежит глубокая мысль о том, что в древних Религий основу составляли не верования, не догматы, а обряды, ритуал, в котором участие членов общины было обязательным. Во многих Религиях мифологическая сторона составляет второстепенный, необязательный, иногда несущественный элемент. Например, в Религии древних греков, у которых Мифология достигла особого развития и разнообразия содержания, мифы отнюдь не составляли сути Религии. Вера в мифы не была обязательной. Многие образованные люди смеялись над мифами, при этом не навлекая на себя упреков в безбожии до тех пор, пока они с почтением относились к богам - покровителям города и выполняли предписанные религиозные обряды. Известны и Религии, в которых мифологическая сторона играла совсем неприметную роль и даже почти отсутствовала. Мифы рождаются из естественной любознательности человечества, на ранних стадиях его развития, на почве трудового опыта; по мере расширения этого опыта, вместе с ростом материального производства, расширяется круг мифологической фантазии, усложняется её содержание. Имея различные корни, Мифология и Религия имеют общее - олицетворяющую фантазию. Именно это уже на ранних ступенях развития способствует включению мифологических представлений в область Религии. В отличие от других религиозных представлений, религиозно-мифологическое обладает ещё одним характерным признаком: фигурирующие в Мифологии события, явления относятся к отдалённому прошлому (мифологическая эпоха). В Религии встречаются культовые мифы, связанные с религиозно-магическими обрядами, в которых обряд обосновывается и объясняется характерным для Мифологии способом: учреждение данного обряда возводится к глубокой мифологической древности, связывается с мифическими персонажами, сам миф, как и обряд, становится священным, тайным (эсотерическая Мифология).
Таким образом, Мифология и на ранних, и на поздних ступенях исторического развития иногда сохраняла известную независимость от Религии.
Универсум - (от лат. - единая Вселенная) – понятие, обозначающее объективную реальность, мир в целом и отождествляемое либо с видимой частью Вселенной, либо с ее духовной сущностью. Качества универсума относились к Богу и его воплощениям. В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир – объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания универсума. Понятие мира уже, чем понятие универсума; оно уже предполагает некоторую специфику: физический, биологический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров.
И мифология и религия являются одними из составляющих универсума духовной культуры, в которых можно выделить ценности и знания, однако их доля различна в науке и религии, философии и мифологии, искусстве и морали. Наука – это не только система знания, она представляет собой и систему деятельности огромного числа людей, и особый социальный институт. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя множество ложных, ошибочных или сомнительных идей. Неистинными или недоказанными являются гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не исключается из сферы науки. Именно за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки. Истина может также существовать не только в виде научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии и т.п. Наука представляет собой лишь один из способов постижения мира. Все виды знания равноценны и одинаково необходимы для понимания природы познавательной деятельности человека. Каждый из видов знания имеет собственные форму и содержание и существует независимо от других видов.
Информация о работе Мифология, религия, наука как способы описания Универсума