Миф как "наука конкретного"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:25, реферат

Описание работы

Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Содержание

Введение.
Понятие «миф».
Категории мифов.
Классификация мифов.
Мифологическое мировоззрение.
Когда появилась наука.
«От мифа к логосу».
Заключение.
Используемая литература.

Работа содержит 1 файл

миф - реферат.doc

— 126.50 Кб (Скачать)
  • Они по-своему объясняли мир, природу, общество, человека.
  • Они в своеобразной, очень конкретной форме устанавливали связь между прошлым, настоящим и будущем человечества.
  • Они являлись каналом, по которым одно поколение передавало другому накопленный опыт, знания, ценности и культурные блага. 
    И этого можно сделать вывод, что мифология - это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном, она содержит элементы религии. Но, тем не менее, мифологическое мышление располагает обширным материалом, точными знаниями, особенно ботаническими и зоологическими.

   Но  уже само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и  познанию самого себя. 
 
 
 
 
 
 
 

   Когда появляется наука?

   Наука – это одна из важнейших компонент  духовной культуры. В течение всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на несколько основных видов:

  1. Донаучное – это мифология и религия.
  2. Вненаучное – искусство и мораль.
  3. Научное.

   Поговорим о последнем более подробно. Как  можно выделить научное знание из всех, известных ныне человечеству? Есть несколько основных критериев научности, назовём и попытаемся кратко пояснить их. 

  1. Абстракция или общность. Чаще этот критерий называют фундаментальностью или теоретичностью.
  2. Объективность.
  3. Рациональность. 

   Мифология, например, часто была привязана к  конкретным объектам и образам, она  не обобщала знания, а принимала  их конкретные формы. По мнению Леви-Строса: «Миф – это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт или теории. Например, очень часто общность используют в зоологии для наблюдения за группами животных, и все выводы, полученные в результате наблюдения, распространяют на целый вид или род.

   Научное знание должное еще обладать объективной  рациональностью, это значит, что  оно не должно зависеть от субъекта, получающего это знание, и быть сформулировано в инвариантной форме. Инвариантность, в общем смысле, означает «неизменность», в данном случае под формулировкой в инвариантной форме понимается то, что с какой точки зрения мы бы ни подошли к тому или иному понятию, и как бы его не формулировали, его смысл всегда останется неизменным.

   Например, как готовить то или иное блюдо – это тоже знание, но оно не является объективным и рациональным, потому что, даже пользуясь той же посудой, тем же рецептом, у разных хозяек одно и то же блюдо будет иметь разные вкусовые качества, того же самого просто не получится. 
Рациональность научного знания это еще и то, что к нему можно придти, или его можно получить опытным или логическим путем, хотя для этого необходимо введение точного языка, понятий, определений и логики рассуждений. Примером такого знания может быть та же теория чисел, или аналитическая геометрия на плоскости.

   Наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ, на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации, которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания – объективных общественно значимых истин науки.

   Например, в Древней Греции такие условия  появились во времена рабовладельческого стоя. Тогда у богатых людей  появилось свободное время, чтобы подумать о том, что их окружает и почему некоторые события происходят именно так, и никак иначе. Они обсуждали свои мысли с другими, делали какие- то выводы, может, не всегда правильные, но это были первые шаги к появлению, именно научных знаний, попытки обобщения и доказательства тех или иных фактов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   «От мифа к логосу»

«Логос» по-гречески означает «знание». 
Процесс отделения объективных эмпирических знаний о мире от их мифологической оболочки – это переход «от мифологических представлений к теоретическому мышлению» . 
Для того чтобы от мифологических представлений о мире перейти к научным, античному человеку было необходимо пройти две ступени осмысления, в работе они четко сформулированы, попробуем разобраться в них: 

  1. Должен произойти отказ от логики мифа, препятствующей оформлению таких фундаментальных принципов научной идеологии, как универсальность, инвариантность, общность, абстрактность и т.д. Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному, и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархия причин и следствий соответствует иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. 
    Другими словами, древние рассказывали мифы, вместо того, чтобы производить анализ событий и делать выводы. Например, мы сказали бы, что определенные атмосферные изменения прекратили засуху и вызвали дождь. 
    Вавилоняне наблюдали те же события, но внутренне переживали их как появление гигантской птицы Имдуизд, явившейся им на помощь. Она покрывала небо черными грозовыми тучами своих крыльев и пожирала небесного быка, чье горячее дыхание спалило посевы. Такой миф древние рассказывали не для развлечения. Они рассказывали о событиях, от которых зависело само их существование. Они порождены воображением, но не представляют собой чистой фантазии. 
  2. Нужно было изменить духовное личностное отношение к действительности объективно-субстациональным представить мир, как вещное образование, подлежащее объективному рассмотрению. 
    Основное отличие современной научной мысли – это различие между субъективным и объективным. На этом различии научная мысль строит критический и аналитический метод, с помощью которых последовательно сводит все индивидуальные явления к типическим событиям, подчиняющимся универсальным законам. Мы видим восход и заход Солнца, но думаем, что Земля движется вокруг Солнца. Мы видим цвета, но описываем их как длины волн. Нам снится умерший родственник, но мы думаем об этом четком видении как о продукте нашего собственного подсознания. Даже, если мы и не способны доказать, что эти почти невероятные научные взгляды верны, мы все же принимаем их, ибо знаем: можно доказать, что они обладают большей степенью объективности, чем наши чувственные впечатления. Однако в мгновенности первобытного переживания нет места для критического расщепления восприятий. 
    Первобытный человек не может отвлечься от присутствия явлений, поэтому различие между субъективным и объективным знанием лишено для него смысла. 
    Но сложившиеся исторические факторы, все же заставили задуматься некоторую группу людей и поразмышлять об окружающем мире, природе и о законах, действующих там. Правда, переход от мифологии к науке был довольно медленным, и на этом пути было сделано много проб и ошибок, но если бы не это, трудно было бы сказать кем, как не древними греками, начавшими развивать первобытную науку, и когда был бы сделан этот первый шаг «от мифа к логосу».

   Заключение.

   В одной  из работ я нашла интересную мысль  о мифе и науке, мне хотелось бы порассуждать на эту тему. 
«Нельзя считать, что мифология предшествует науке и, что наука появляется из мифа. Миф всегда практичен, насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями, но это - не начало науки» . 
На самом деле с этим можно согласиться, а можно и сказать, что это не так.

   «Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука, решительно всегда, не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции».  
Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма - мифолог, т.к. начинает свою философию с всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология. 
Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта. 
Вывод: наука не существует без мифа, она всегда мифологична. 
Я считаю, что миф предшествовал появлению науки, и многие античные научные теории либо опирались, либо отрицали мифологические представления о мире. И, скорее, именно с отрицания мифов началась вся первобытная наука. 
Действительно, миф очень эмоционален и более ориентирован на внутренний мир человека, чем на законы внешнего мира, но ведь именно обобщение, отбор, обработка объективных данных о природе, собранных в мифах, дали начало многим естественным наукам. Например, биологии, зоологии, ботанике и даже физике. Конечно, миф воспринимался как некий неизменный постулат, как аксиома, он принимался на веру, зато наука началась именно с того, что начали проверять и сомневаться в правдивости и правильности мифологического представления о мире. К этому еще можно добавить, что мифология обладала довольно-таки серьезными знаниями в области ботаники и зоологии. 
Ведь практика, наука и духовная культура, например, та же мифология, взаимосвязаны и одно порождает другое. И я полностью разделяю это мнение. 
Как ни странно, но мифологическое мышление не исчезло и по сей день. 
Многие из нас до сих пор любят читать древние мифы и сказки, а кто-то просто сочиняет новые. Почему, спросите Вы? «Потому что мифологическое мышление дает человеку необходимое ему чувство комфортности в мире. В силу того, что наука опирается исключительно на разум, а миф – ещё и на чувства, эмоции, интуицию, он более соответствует внутреннему миру человека и дает большее чувство уверенности». Наверно, именно по этой причине, мифы и сказки живут среди нас, и по сей день.
 
 
 
 
 
 
 

Используемая  литература.

  1. Голосовкер  Я.Э. «Логика мифа». //М., 1987
  2. Грушевицкая Т. Г., Садохин А. П., «Концепции современного естествознания», //М., «Высшая школа», 1998.
  3. Леви-Стросс К. «Первобытное мышление».// М., 1994
  4. «Мифологический словарь»// Под ред. Мелетинского Е.М.
  5. Кун Н. А. «Боги Древней Греции». //М.: Панорама,1992
  6. «Миф как форма культуры» //Культурология: Учебное пособие / Отв. ред. А.А. Радугин - М.: Центр, 1996.
  7. Мифы народов мира. Энциклопедия.// М., 1980, 1982

Информация о работе Миф как "наука конкретного"