Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 14:25, реферат
Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
Введение.
Понятие «миф».
Категории мифов.
Классификация мифов.
Мифологическое мировоззрение.
Когда появилась наука.
«От мифа к логосу».
Заключение.
Используемая литература.
Но
уже само создание мифов было первым
шагом человека к творчеству и
познанию самого себя.
Наука – это одна из важнейших компонент духовной культуры. В течение всего своего существования человечество познавало мир, эти познания можно разделить на несколько основных видов:
Поговорим
о последнем более подробно. Как
можно выделить научное знание из всех,
известных ныне человечеству? Есть несколько
основных критериев научности, назовём
и попытаемся кратко пояснить их.
Мифология, например, часто была привязана к конкретным объектам и образам, она не обобщала знания, а принимала их конкретные формы. По мнению Леви-Строса: «Миф – это наука конкретного, она оперирует не понятиями, а представлениями и служит магическому действию». Научное же знание обладает общностью, оно обладает способностью абстрагироваться и обобщать накопленные опыт или теории. Например, очень часто общность используют в зоологии для наблюдения за группами животных, и все выводы, полученные в результате наблюдения, распространяют на целый вид или род.
Научное знание должное еще обладать объективной рациональностью, это значит, что оно не должно зависеть от субъекта, получающего это знание, и быть сформулировано в инвариантной форме. Инвариантность, в общем смысле, означает «неизменность», в данном случае под формулировкой в инвариантной форме понимается то, что с какой точки зрения мы бы ни подошли к тому или иному понятию, и как бы его не формулировали, его смысл всегда останется неизменным.
Например,
как готовить то или иное блюдо – это тоже
знание, но оно не является объективным
и рациональным, потому что, даже пользуясь
той же посудой, тем же рецептом, у разных
хозяек одно и то же блюдо будет иметь
разные вкусовые качества, того же самого
просто не получится.
Рациональность научного знания это еще
и то, что к нему можно придти, или его можно
получить опытным или логическим путем,
хотя для этого необходимо введение точного
языка, понятий, определений и логики рассуждений.
Примером такого знания может быть та
же теория чисел, или аналитическая геометрия
на плоскости.
Наука появляется тогда, когда для этого создаются особые объективные условия: более или менее четкий социальный запрос на объективные знания; социальная возможность выделения особой группы людей, чьей главной задачей становится ответ, на этот запрос; начавшееся разделение труда внутри этой группы; накопление знаний, навыков, познавательных приемов, способов символического выражения и передачи информации, которые и подготавливают революционный процесс возникновения и распространения нового вида знания – объективных общественно значимых истин науки.
Например,
в Древней Греции такие условия
появились во времена рабовладельческого
стоя. Тогда у богатых людей
появилось свободное время, чтобы
подумать о том, что их окружает и почему
некоторые события происходят именно
так, и никак иначе. Они обсуждали свои
мысли с другими, делали какие- то выводы,
может, не всегда правильные, но это были
первые шаги к появлению, именно научных
знаний, попытки обобщения и доказательства
тех или иных фактов.
«Логос» по-гречески
означает «знание».
Процесс отделения объективных эмпирических
знаний о мире от их мифологической оболочки
– это переход «от мифологических представлений
к теоретическому мышлению» .
Для того чтобы от мифологических представлений
о мире перейти к научным, античному человеку
было необходимо пройти две ступени осмысления,
в работе они четко сформулированы, попробуем
разобраться в них:
В одной
из работ я нашла интересную мысль
о мифе и науке, мне хотелось бы
порассуждать на эту тему.
«Нельзя считать, что мифология предшествует
науке и, что наука появляется из мифа.
Миф всегда практичен, насыщен эмоциями
и реальными жизненными переживаниями,
но это - не начало науки» .
На самом деле с этим можно согласиться,
а можно и сказать, что это не так.
«Если
брать реальную науку, т.е. науку, реально
творимую живыми людьми в определенную
историческую эпоху, то такая наука, решительно
всегда, не только сопровождается мифологией,
но и реально питается ею, почерпывая из
нее свои исходные интуиции».
Примеры существуют в работах различных
философов. Например, Декарт - основатель
новоевропейского рационализма и механицизма
- мифолог, т.к. начинает свою философию
с всеобщего сомнения, даже относительно
Бога. И это только потому, что такова его
собственная мифология.
Аналогичные примеры можно проследить
и в работах Канта.
Вывод: наука не существует без мифа, она
всегда мифологична.
Я считаю, что миф предшествовал появлению
науки, и многие античные научные теории
либо опирались, либо отрицали мифологические
представления о мире. И, скорее, именно
с отрицания мифов началась вся первобытная
наука.
Действительно, миф очень эмоционален
и более ориентирован на внутренний мир
человека, чем на законы внешнего мира,
но ведь именно обобщение, отбор, обработка
объективных данных о природе, собранных
в мифах, дали начало многим естественным
наукам. Например, биологии, зоологии,
ботанике и даже физике. Конечно, миф воспринимался
как некий неизменный постулат, как аксиома,
он принимался на веру, зато наука началась
именно с того, что начали проверять и
сомневаться в правдивости и правильности
мифологического представления о мире.
К этому еще можно добавить, что мифология
обладала довольно-таки серьезными знаниями
в области ботаники и зоологии.
Ведь практика, наука и духовная культура,
например, та же мифология, взаимосвязаны
и одно порождает другое. И я полностью
разделяю это мнение.
Как ни странно, но мифологическое мышление
не исчезло и по сей день.
Многие из нас до сих пор любят читать
древние мифы и сказки, а кто-то просто
сочиняет новые. Почему, спросите Вы?
«Потому что мифологическое мышление
дает человеку необходимое ему чувство
комфортности в мире. В силу того, что наука
опирается исключительно на разум, а миф
– ещё и на чувства, эмоции, интуицию, он
более соответствует внутреннему миру
человека и дает большее чувство уверенности».
Наверно, именно по этой причине, мифы
и сказки живут среди нас, и по сей день.