Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:52, контрольная работа
Усиление интегративной тенденции в развитии современного научного знания выражается кроме прочего в становлении, расширении смысла и уточнении общих научных категорий как наиболее обобщенных фундаментальных понятий, имеющих существенное значение для всех или многих отраслей науки. Их мировоззренческое и методологическое значение, как известно, трудно переоценить. Именно в них концентрированно и лаконично выражаются совокупные результаты познания единства мира, сущностных свойств и закономерных отношений его слагаемых.
Усиление интегративных тенденций в современной науке…………………3
Сближение идеалов естественнонаучного и социогуманитарного исследования………………………………………………………………………………..4
Новый взгляд на природу через призму системологии, кибернетики, синергетики……………………………………………………………………………..7
Достижения этологии, бионики, генной инженерии………………………10
Список использованных источников…………………………………………17
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ
И
СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра
гуманитарных дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Концепции современного естествознания»
студентки III курса группы 311-Д
дистанционного обучения
Специальность
«Менеджмент»
Тема: «Междисциплинарные тенденции в
развитии
современного естествознания»
Проверил
Преподаватель
проф. Слемнев
М. А.
МИНСК
2007
Содержание:
Усиление
интегративной тенденции в
Речь идет не только о тех предельно общих категориях, которые традиционно принято относить к философским. Не так давно стали все больше обращать внимание на общеинтегративный смысл и тех категорий, которые возникли не в лоне собственно философских абстракций, а в результате взаимосопряженного развития более или менее смежных отраслей специально-научного знания. К ним относятся, к примеру, такие категории, как структура и функция, упорядоченность и неупорядоченность (энтропия), система и элементы, модель и оригинал и т. д. Ряд из них в последние десятилетия предложено называть "общенаучными" или "межнаучными" в том смысле, что они распространились или распространяются во всех либо в нескольких отраслях науки. Если они ведут к образованию межпредметных связей и способствуют сближению различных отраслей знания, в том числе ранее разобщенных, такие категории называют также "межнаучными понятиями-интеграторами".
Частными проявлениями интегративной тенденции в 19 - 20 столетиях стали:
- в области сближения науки и религии:
1)
появление внутри католической
конфессии Папской Академии
2) выдвижение идеи синтеза науки и религии на пути построения принципиально нового мировоззрения, частными случаями которого являются религия, наука, философия, искусство, эзотеризм;
- в области сближения науки с искусством, эзотеризмом следует отметить активное проникновение науки в искусство - появление новых научных понятий, методов, которые нашли успешное применение в искусстве и буквально преобразовали формы художественного выражения наших переживаний - это фотография, кино, телевидение, лазеры, информационные технологии, фракталы, когнитивная компьютерная графика и компьютерная музыка, стихосложение и многие другие - как в сфере искусств, основанных на зрении, так и в сфере искусств, базирующихся на слухе. Кроме того, активизировалось проникновение искусства и эзотеризма в науку, в частности, в виде попыток реанимации полузабытых альтернативных программ развития науки - например, оптики, герметизма, алхимии. Существуют и обратные попытки перенести типично художественные приемы в научное творчество - у Мориса Эшера, при использовании компьютеров в геометрии (в работе топологов с целью выработки интуиции, предчувствия свойств многомерных объектов) и т.п.
Внутринаучной стала интегративная тенденция к сближению математики, естественных и гуманитарных наук. Происходит активный перенос естественнонаучных понятий и методов в историю, филологию, юриспруденцию, психологию, искусствознание (что было и сотни лет назад). Также и науки о человеке и обществе начали влиять на физику, биологию, технические дисциплины. Появились и новые "естественно-гуманитарные" направления, например, экология, также комплекс проблем, условно называемых "психо-физикой".
К
числу наиболее важных последствий
воздействия High-Tech на научный этос мы
относим: сближение идеалов естественно-
Во-первых, высокие технологии взаимосвязаны междусобой и взаимообуславливают друг друга. Само появление High-Tech связано с революцией в вычислительной технике, приведшей к созданию компьютеров нового поколения и высоких информационных технологий. Без современных компьютеров появление нано- и биотехнологий было бы просто невозможно, так как для их создания необходимы сложные и многочисленные расчеты и создание многофакторных моделей. Благодаря достижениям в нанотехнологиях и вычислительной технике стали реальностью генетические исследования, приведшие к расшифровке генома живых существ и ставшие основой биотехнологий. А созданные на основе нанотехнологий новые материалы в свою очередь значительно увеличили возможности вычислительной техники. И это только несколько примеров.
Во-вторых,
применительно к созданию High-Tech речь идет
не только о междисциплинарных естественно-научных
и технических исследованиях, но и о
вовлечении в них социогуманитарного
знания. Например, развитие кибернетики
и вычислительной техники уже в первые
годы потребовало привлечения лингвистики
для создания искусственных языков (машинных
и алгоритмических языков программирования,
позднее языков интерфейсов) и машинного
перевода. Современные исследования в
сфере машинного перевода и математической
лингвистики (например, по созданию программ-переводчиков)
требуют совместной работы лингвистов,
специалистов по программному обеспечению,
математиков, дизайнеров и др. В результате
этих исследований возникли такие новые
междисциплинарные отрасли науки, как
компьютерная лингвистика, инженерная
лингвистика, математическая лингвистика,
количественная и статистическая лингвистика.
Данные науки изучают различные аспекты
взаимодействия человека с машинной средой
(языки программирования и языки взаимодействия
человека с компьютером) и технологии
работы с текстовой информацией (создание
и редактирование текстовых документов,
распознавание текста и устной речи, проверка
правописания, машинный перевод с одного
языка на другой). В-третьих, принципиально
новым явлением стало появление в конце
XX в. высоких социогуманитарных
технологий (High-Hume), которые также основаны
на синтезе знаний из различных наук. High-Hume
предназначены для воздействия на сознание
людей (как индивидуальное, так и массовое).
Изменению подвергается сам человек или
социальные процессы. В качестве примера
High-Hume можно назвать: политические технологии,
PR-технологии, маркетинговые технологии,
бизнес-технологии и др. В данном случае
фундаментальное и прикладное социогуманитарное
знание соединяется с возможностями информационно-
(в первую очередь естественно-научного) постоянно подвергался сомнению. Во ногом это связано с тем, что ученые не могли больше оставаться безразличными к использованию результатов своего труда. Наука и техника стали осознаваться одновременно как величайшая надежда для человеческого прогресса и как одна из наиболее серьезных угроз, с которыми сталкивается современный человек. Подобные изменения в научном этосе вызваны современными глобальными проблемами, инициированными длительным бесконтрольным использованием достижений науки и техники, которые поставили человечество на грань физического уничтожения. High-Tech еще больше обострили противоречия, связанные c использованием достижений
науки. Это происходит
потому, что данные технологии в
буквальном смысле все больше «приближаются»
к человеку, воздействуя на его
биосоциальную сущность и духовные
основания, существенно меняя их. При этом
важно то, что с появлением High-Tech начала
размываться граница между человеком
и машиной. Например, биотехнология в отличие
от других областей биологии и медицины
опирается не на внешние технологии (протезирование,
инструментальная диагностика, хирургия),
а на идею о том, что собственные
процессы тела могут
быть перепрограммированы
на достижение нужных
результатов. Но сегодня перепрограммировано
может быть и сознание человека! Что уже
демонстрируют на практике High-Hume, базирующиеся
на высоких информационных технологиях.
Системология – совокупность методов и средств систематизации и формализации инженерных знаний с целью их дальнейшего моделирования на ЭВМ. Таким образом, системология является основой компьютеризации инженерных знаний, т.е. по существу является специальным разделом инженерии знаний. Примером системологических моделей являются семейство моделей Клира и интегративные модели. Системология использует методы системного подхода, системного анализа и общей теории систем и общей инженерии знаний.
Применение системного подхода в различных сферах человеческой деятельности.
Системный подход может быть рассмотрен как методология проектирования, общая концептуальная основа, новый научный метод, метод анализа организаций, системное управление, метод, связанный с системным проектированием, исследованием операций, экономической оценкой и т. д., и как прикладная ОТС.
Системный подход как методология проектирования.
Руководящие
работники самых различных
Системный подход как общая концептуальная основа.
Системы, взятые из самых различных областей, имеют много общих свойств. Одной из задач системного подхода является нахождение подобных структур, свойств и явлений, относящихся к системам из различных областей. Это позволяет “повысить уровень общности законов”, сфера действия которых ограниченна. Подобие в данном случае не совпадает с полной аналогией. Уровень общности может быть повышен, если использовать общие обозначения и общую терминологию аналогично тому, как системное мышление применяется к внешне не связанным друг с другом областям.
Системный подход как научный метод.
Методы научной парадигмы, с помощью которых был достигнут большой прогресс в физике, неприменимы к живым системам. Мир состоит из физических и живых систем. Эти два вида систем обладают множеством свойств, и соответствующие признаки этих систем настолько различны, что применение в обоих случаях одних и тех же методов приводит к серьезным недоразумениям и ошибкам. Научный метод, позволивший нам раскрыть физическую природу, должен быть дополнен другими методами, которые объяснили бы явления в живых системах. Системный подход и вызвавшая его появление ОТС стимулируют развитие системной парадигмы - метода, который имеет дело с такими процессами, как жизнь, смерть, рождение, развитие, адаптация, познание, причинность и взаимодействие. Этот метод мышления, который применим в таких областях, как биология и бихевиористская психология, создается с помощью системного подхода. Последний нуждается в качественно новом рациональном мышлении, которое дополнит парадигму традиционного научного метода и приведет к созданию новых подходов к измерению, объяснению, доказательству и проверке. Кроме того, системный подход обеспечит нас новыми способами решения проблем для случаев, когда мы имеем дело с так называемыми неустойчивыми понятиями, такими, как ценности, суждения, убеждения и чувства.
Информация о работе Междисциплинарные тенденции в развитии современного естествознания