Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 19:19, реферат
Цель этого реферата ответить на вопрос, какова роль и место науки в жизни человека. В первой части работы рассмотрены понятие науки и ее функций в обществе, соотношение развития науки и технологии. Вторая часть посвящена влиянию науки на развитии общества, их взаимоотношениям. Особое внимание уделено соотношению положительного и отрицательного влияния науки на развитие человека и окружающего его мира.
Введение 3
1. Наука и ее функции в обществе 4
1.1 Фундаментальное и прикладное в науке 4
1.2 Функции современной науки 6
1.3 Наука и технология 8
2. Влияние науки на общество 9
2.1 Наука и целостное развитие человека 9
2.2 Преимущества и недостатки развития науки 11
3. Влияние науки на духовную сферу жизни общества 11
3.1. Наука - школа интернационализма 15
Заключение 18
Список использованной литературы 19
В общем, основные черты такого мировоззрения будут неизменны, какую бы область наук мы ни взяли за исходную - будут ли то науки исторические, естественно-исторические или социальные, или науки абстрактные, опытные, наблюдательные или описательные. Все они приведут к одному научному мировоззрению, подчеркивая и развивая некоторые его части. В основе этого мировоззрения лежит метод научной работы, известное определенное отношение человека к подлежащему научному изучению явления. Этот научный метод не есть всегда орудие, которым строится научное мировоззрение, но это есть всегда орудие, которым оно проверяется. Этот метод есть только иногда средство достижения научной истины или научного мировоззрения, но им всегда проверяется правильность включения данного факта, явления или обобщения в науку, в научное мышление.
Научное мировоззрение не есть
что-нибудь законченное, ясное,
Составляющие научного
Правильно выведенные научные
истины являются непреложными
и обязательными для всякой
человеческой личности, для всякой
философии и для всякой
Наука и научное мировоззрение
являются результатом все
Научное мировоззрение
Наука постоянно расширяет
Влияние науки на все стороны
духовной жизни человека
Научное мировоззрение
В результате научного анализа
экономических явлений в жизни
человеческого общества Маркс
вывел значение науки и как
основы социального
С поднятием значения науки в государственной жизни неизбежно, в конце концов, и другое изменение в конструкции государства - усиление его демократической основы. Ибо наука по сути дела глубоко демократична. В процессе жизни человеческого общества неуклонно развивается свобода личности, идет широчайшая демократизация общества, культурный мир охватывает весь земной шар… В унисон с этими элементами будущего человечества идет научная деятельность, развивается наука и в связи с ней развивается научное мировоззрение.
Наука - это еще и то, чему можно научить, или научиться, т.е. передать знания и умения или же добыть это знание и умение самому. Образовательный процесс - это процесс передачи и получения знания и умения. Наука непрерывно требует развития и развивается, а для этого нужна передача знаний из поколения в поколение, нужно образование, обучение. Образование должно обеспечить полную передачу информации обо всех, в том числе новейших достижениях в области фундаментальных наук, передать методы научных исследований. Обучение фундаментальным наукам должно тесно соседствовать с собственными фундаментальными исследованиями.
Дальнейшее развитие науки и
общества приведет к сближению
естественно научного и
3.1. Наука - школа интернационализма.
По выражению Вернадского В.И.
"К началу ХХ в. проявилась
в ясной реальной форме
Наука в социальной жизни
Научное творчество имеет
В развитии форм совместной деятельности в науке ведущее значение имеет деятельность научных школ, особенно - международных. Последнее стало остро чувствоваться в нашем столетии, и весьма плодотворно проявилось в функционировании школы Н. Бора на базе Института теоретической физики в Копенгагене. Развитие атомной и ядерной физики между двумя мировыми войнами шло под эгидой этого Института. В Копенгагене учились и работали ученые и молодежь из различных стран, независимо от национальности и расовой принадлежности. Творческий подход неотделим от высокого чувства гражданской ответственности. Представители школы первыми заявили о необходимости осознания ответственности политики в связи с разработкой и созданием атомного оружия. Н. Бор настойчиво выступал с утверждениями, что создание атомного оружия требует и нового политического мышления и действий. Свои идеи Бор излагал и ряду руководителей западных стран, и в “Открытом письме” в Организацию объединенных наций. Бор надеялся, что наука может помочь в решении политических проблем. Такую свою позицию он связывал с миссией науки, развитие которой он оценивал в широком контексте культуры. Бор всегда был верен своему идеалу, согласно которому наука должна выполнять культурную миссию объединения народов.
Как средство взаимного понимания народов рассматривал науку и В. Гейзенберг. Он всегда подчеркивал, что наука интернациональна, служит средством общения между народами и направляет мышление человека на вопросы, которые близки многим народам и в решении которых могут в равной мере принимать участие ученые самых различных наций, рас и религии. В нашем столетии под воздействием грандиозных успехов науки эти вопросы рассматриваются заново и на новой основе. Состояние современной науки является самым сильным из имеющихся в нашем распоряжении аргументов в пользу более оптимистических взглядов перед лицом великих мировых проблем.
Возникающие в ходе развития науки проблемы становятся все более сложными, трудоемкими и их исследование все определеннее основывается на международном сотрудничестве ученых. Последнее делается очевидным в наши дни, в период угроз человечеству со стороны глобальных проблем, таких как экологическая или ядерная.
Международное научное сотрудничество
содействует взаимопониманию наций и
народов. Научная деятельность преодолевает
ограниченность разделяющих человечество
сил национализма, расизма и различных
политических систем. Как многие собственно
разделы науки по мере своего развития
превратились в интенсивно развивающиеся
отрасли производства (атомное машиностроение,
радиотехническая и электронная промышленность,
лазерная техника, производство синтетических
материалов и др.), так и формы научного
сотрудничества могут в дальнейшем привести
к единению человечества в организации
своей жизнедеятельности на основе разума
и доброты. В этом и заключено высшее назначение
науки, если еще учесть, что общество будущего
следует мыслить как общество
высокообразованных и высококвалифицированных
личностей. Значение научного сотрудничества
далеко выходит за узкие рамки целей более
эффективного осуществления наших научных
замыслов. Оно подчеркивает связь всех
людей. Ученые, откуда бы они ни были, приходят
к общему образу мыслей; у них есть общая
система ценностей, направляющая их деятельность,
по крайней мере, в пределах их собственной
профессии. В этих кругах общества, вероятно,
могут с большей легкостью обсуждаться
новые подходы к сближению
наций, некоторые политические
недоразумения могут проясняться, а опасные
напряжения сниматься. Во всяком случае,
опыт науки по организации совместных
форм работы имеет несомненную ценность.
Информация о работе Место и роль науки в общественной жизни современного человека