Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 18:14, реферат
Математическая программа Пифагора – Платона
Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.
Картина мира, представленная пифагорейцами, поражала своей гармонией – протяженный мир тел, подчиненный законам геометрии, движение небесных тел по математическим законам, закон прекрасно устроенного человеческого тела.
Математическая программа Пифагора – Платона
Первой научной программой античности стала математическая программа, представленная Пифагором и позднее развитая Платоном.
Картина мира, представленная
пифагорейцами, поражала своей гармонией
– протяженный мир тел, подчиненный
законам геометрии, движение небесных
тел по математическим законам, закон
прекрасно устроенного
Свое завершение математическая
программа получила в философии
Платона, который нарисовал грандиозную
картину истинного мира – мира
идей, представляющего собой
Пифагор (ок. 570 – ок. 500 до н.э.)
Самым ярким воплощением математической программы стала геометрия Евклида, знаменитая книга которого «Начала» появилась около 300 г. до н. э. Евклид пошел дальше и создал теорию геометрии не просто как чисто математическую, но и как физическую теорию. Его геометрия изучала величины, фигуры и их границы, их отношения, а также относительные положения и движения. При этом все эти тела находились не в пространстве, а в шаре, потому что основу космологических представлений античности составляла геометрия шара. Шар и круг считались самыми совершенными фигурами, которые находились в надлунном мире.
Атомистическая программа Левкиппа и Демокрита
Второй научной программой античности, оказавшей громадное влияние на все последующее развитие науки, стал атомизм. Основателями атомизма стали Левкипп и Демокрит.
В основу мира атомистическая
программа положила мельчайшие, неделимые,
бесструктурные частицы – атомы,
которые двигались в пустоте.
Атомы – это бытие в
Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. – умер в глубокой старости)
Очень важна была также высказанная Демокритом идея жесткого детерминизма.
Детерминизм – (от лат. determino - определяю) - философское учение об объективной, закономерной связи и всеобщей обусловленности всех явлений и процессов окружающего мира.
Все, что происходит в мире, для Демокрита не только имеет причину, но и существует по необходимости. Случайности нет места в созданной им картине мира.
Атомизм является физической
программой, одной из самых плодотворных
в истории науки. Она ориентировала
ученых на поиски механистических причин
всех возможных изменений в природе,
на развитие представлений о структуре
материи. По сути дела, атомистическая
программа стала рождением
Континуальная программа Аристотеля
Программа Аристотеля стала
третьей, завершающей научной программой
античности. Она возникла на переломе
эпох. С одной стороны, она еще
близка к античной классике с ее
стремлением к целостному философскому
осмыслению действительности. С другой
стороны, в ней отчетливо проявляются
эллинистические тенденции к
выделению отдельных
Аристотель (384–322 до н.э.)
Аристотеля не устраивают крайности двух предыдущих научных программ, и он пытается найти компромисс между ними, предлагая третий путь. Он возражает и Демокриту, и Платону с Пифагором, отказываясь признать как появление вещей только из материальных атомов, так и существование идей или математических объектов, существующих независимо от вещей. Аристотель считает, что идеи и чувственные вещи не могут существовать отдельно. Мир един, а не распадается на две части – чувственную и идеальную. Поэтому познания заслуживают не только идеи, но и мир чувственных вещей.
Чтобы обосновать это утверждение, Аристотель в качестве первоосновы мира предлагает четыре причины бытия: формальную, материальную, действующую и целевую. Материя – это пассивное начало, материал. Чтобы стать вещью, она должна соединиться с формой, идеальным началом, которое придает вещи конкретность. В каждой вещи обнаруживается соединение материи и формы, при этом материя данной вещи является формой для материи тех элементов, из которых эта вещь состоит. Двигаясь так вглубь материи, вещества, можно прийти к первоматерии, лишенной всяких свойств и качеств. Если первоматерия соединится с простейшими формами (теплое, холодное, сухое и влажное), образуются первоэлементы – земля, вода, воздух и огонь. Конечно, эти элементы не существуют в чистом виде – все тела земного мира являются смесью этих элементов. Тем не менее, все элементы располагаются в определенном порядке, образуя структуру Космоса. Отдельные тела также стремятся занять свои места, которые определяются преобладанием в них тех или иных элементов.
Самый «тяжелый» элемент – земля – находится в центре мира, поэтому Земля, образующаяся из этого элемента, является центром аристотелевского Космоса. Она неподвижна и шарообразна. Шарообразность Земли уже можно было подтвердить наблюдениями за лунными затмениями. Когда происходит такое затмение, Земля становится между Луной и Солнцем и отбрасывает круглую тень на Луну.
Вокруг Земли располагаются более «легкие» элементы – вода, воздух и огонь, который поднимается до Луны. Выше идет надлунный божественный мир, существующий по иным законам, чем земной мир, так как там все тела состоят из пятого элемента – эфира. Из него сделаны небесные сферы, к которым прикреплены планеты, Луна и Солнце, вращающиеся вместе с этими сферами вокруг Земли. Это вращение происходит по круговым орбитам. Представление о круговом вращении связано с убеждением античных мыслителей, что именно круг, сфера или шар являются идеальными телами или траекториями движения. Картину античного Космоса замыкала сфера неподвижных звезд, за которой находился перводвигатель мира – Бог. В Космосе Аристотеля не было пустоты (с тех пор известна фраза: «Природа не терпит пустоты»). Поэтому его программа может быть названа континуальной, она принципиально противоположна Космосу Демокрита, который состоит из атомов и пустоты.
Так была сформулирована знаменитая геоцентрическая модель Вселенной, господствовавшая в науке до XVI в. и опровергнутая только в ходе первой глобальной естественно-научной революции.
Геоцентрическая модель Вселенной – модель, согласно которой в центре Вселенной находится Земля, вокруг которой по соответствующим орбитам вращаются остальные планеты.
Информация о работе Математическая программа Пифагора – Платона