Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 23:16, контрольная работа
Цель данной работы – выявить роль массовой и элитарной субкультур в пространстве современной культуры. В процессе работе, автором, на основе изучения литературы по культурологии, будет дано определение «субкультуры» в контексте общего понятия «культура», определена сущность массовой и элитарной субкультур, а также рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.
ОГЛАВЛЕНИЕ: 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ СУБКУЛЬТУРЫ 4
2. ЭЛИТАРНАЯ СУБКУЛЬТУРА 7
3. МАССОВАЯ СУБКУЛЬТУРА 9
4. ДИАЛОГ КУЛЬТУР 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 19
ОГЛАВЛЕНИЕ:
Культура – это обобщающее понятие, охватывающее различные классы явлений. Она представляет собой сложное, многослойное, многоуровневое целое, включающее различные феномены. В зависимости от того, с какой точки зрения, по каким основаниям ее анализировать, можно выделять те или иные ее структурные элементы, различающиеся по характеру носителя, по результату, по видам деятельности, по и т. д., которые могут сосуществовать, взаимодействовать, противостоять друг другу, менять свой статус.
Культура напрямую связана с поведенческими моделями внутри таких групп людей, как, например, субкультуры. С позиции культуры, субкультура – это система норм и ценностей, связывающая группу людей и отличающая их от окружающего большинства.
В рамках определенной исторической эпохи в мире всегда существовали различные культуры: интернациональная и национальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. В современном обществе особое значение приобрели «массовая» и «элитарная культура». Этим определяется актуальность темы данной работы.
Цель данной работы – выявить роль массовой и элитарной субкультур в пространстве современной культуры. В процессе работе, автором, на основе изучения литературы по культурологии, будет дано определение «субкультуры» в контексте общего понятия «культура», определена сущность массовой и элитарной субкультур, а также рассмотрено их взаимодействие в диалоге культур.
Структура контрольной работы включает в себя: введение, 4 параграфа, заключение и список литературы. Общий объем работы 19 страниц, список использованной литературы включает 10 источников.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой. Поскольку общество распадается на множество групп, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т.е. система ценностей и правил поведения. Малые культуры называются субкультурами.
Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих определенной социальной группе.
Термин «субкультура» обозначает культуру некоторой общности, входящей в этнос или нацию, или выделяемой в составе населения страны, если эта общность (социальная группа) достаточно заметно отличается от остального общества своими ценностями, интересами, традициями, обычаями, стилем и образом жизни.1
При
этом сами эти ценности, традиции и
прочее порождены культурой общества
(страны, нации) в целом, в широком смысле
принадлежат этой культуре: субкультура
продолжает, в общем и целом культуру нации,
принимает ее основные ценности. Реально
культура каждой большой страны состоит
из различных субкультур; они взаимодействуют
между собой, даже в каких-то аспектах
и направлениях противоречат основной
культуре, но
в большинстве случаев остаются составляющими
частями общей (доминирующей) культуры.2
Выбор критериев (признаков) для выделения субкультур определяется познавательной ситуацией точно так же, как при построении типологии культуры вообще. Сообщества – носители (субъекты) субкультур обычно различаются этнической принадлежностью, демографическими характеристиками (пол и возраст), профессией, образованием, местом жительства, религией и многими другими признаками.
Субкультуры выполняют в рамках общей культуры две важнейших функции:
Субкультура, таким образом, может влиять на доминирующую культуру, изменять ее. В этом смысле субкультуры являются источниками развития, обновления доминирующей культуры.
Достаточно
широко известны субкультуры, которые
выделяются
по признакам творческого вклада их носителей
в развитие культуры, а также по развитости
и сложности создаваемых и потребляемых
культурных ценностей. Понятно, что способностями
к интенсивному творчеству в любой сфере
культуры, в любой деятельности, одарены
далеко не все люди. Еще меньшему количеству
удается реализовать такие способности
и таланты. Соответственно и ощущать потребность
в освоении так называемой высокой или
классической культуры.
Участие
в культурной жизни связано с деятельностью,
осуществляемой носителями субкультур.
Разделение на массу и элиту определяется
тем, что элита владеет знаниями и творческими
умениями, недоступными большинству других,
часто властью и богатством, и потому ощущает
свое положение «над» массой. Данное разделение
ведет начало из глубокой древности человечества.
Элита складывалась как правящие группы,
а также как торговые
и финансовые сословия. Часто все эти функции
выполнялись одной и той же общественной
группой.4
В настоящее время элитой общества принято называть носителей высокого творческого потенциала, лидеров, крупнейших специалистов в каком-то деле, активных собственников и политиков, а остальных людей, главным образом потребляющих культуру, но не создающих ее, – массой.
Элита
имеет высокие нравственные и эстетические
стандарты, она – основной «мотор» общественного
прогресса. Именно элита способна осуществлять
нетривиальные подходы к проблемам, критично
относиться к устоявшимся нормам и стандартам,
предлагать новые. Главным вкладом элиты
в культуру, в жизнь общества является
организация и упорядочение жизни. Отсюда
представление о культурах (по сути, субкультурах)
массовой и элитарной.
Важно отметить: критерием различения выступает не количественное соотношение названных общественных групп, а их участие в культурной жизни, характер предпочтений в культуре, в образе жизни и поведении. Численность массы и элиты – всего лишь следствие сущностных особенностей этих групп.5
Элитарная, или высокая культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. К ее разновидности можно отнести светское искусство и салонную музыку. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства».6
Как правило, высокая культура носит поначалу экспериментальный или авангардный характер. В нем пробуются те художественные приемы, которые будут восприняты и правильно поняты широкими слоями непрофессионалов многие годы спустя. Специалисты называют иногда точные сроки – 50 лет. С таким запозданием образцы высшей художественности опережают свое время.7
Для восприятия произведений высокого искусства нужна определенная подготовка. Сегодня элитные группы как раз и включают тех, кому доступно творчество и восприятие ценностей высокой культуры. Для массы эти ценности обычно кажутся чересчур сложными, часто даже скучными и потому ненужными.
О существовании элитных групп в обществе писал еще Платон. Позднее пытались научно осмыслить соотношение и взаимодействие элиты с массой в обществе философы А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. В своей книге «Мир как воля и представление» Шопенгауэр пишет, что общество состоит из «людей гения» (тех, кому доступно эстетическое созерцание и художественное творчество) и «людей пользы» (способных только на работу под руководством других, материально полезную). Ницше в известных работах «Рождение трагедии из духа музыки», «Человеческое, слишком человеческое», «Веселая наука», «Так говорил Заратустра» представляет человека элиты как «сверхчеловека». «Сверхчеловек» у Ницше занимает привилегированное положение в обществе, обладает выдающейся чувствительностью к искусству.8
В ХХ веке концепцию элиты разрабатывали многие известные философы и социологи, в том числе В. Парето, Г. Моска, Ч.Р. Миллс и др.
В
1925 году появилась небольшая книга
испанского мыслителя Х. Ортеги-и-Гассета
«Дегуманизация искусства». В ней проводился
тезис, что новые, возникшие во второй
половине ХIХ и начале ХХ веков формы искусства
обращены не к массовой публике, а к избранной,
к элите. При этом новое искусство призвано
уводить людей от реальной жизни, его основой
является «дегуманизация». Искусство
ХХ века сознательно разделяет публику
на способных к его восприятию и на остальных,
к этому не готовых. Правда, вхождение
в элиту, пишет Ортега, определяется не
аристократическим происхождением и не
принадлежностью к привилегированным
слоям общества,
а природными задатками, «божиим даром».
Только элита обеспечивает общественный
прогресс, поэтому именно ей адресовано
искусство.9
Массовая или общедоступная культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX века, когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, магнитофоны, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.10
Массовая
культура, понятие, охватывающее многообразные
и разнородные явления культуры XX века,
получившие распространение в связи
с научно-технической революцией и постоянным
обновлением средств массовой коммуникации.
Производство, распространение и потребление
продуктов массовой культуры носит индустриально-коммерческий
характер. Смысловой диапазон массовой
культуры весьма широк – от примитивного
китча (ранний комикс, мелодрама, эстрадный
шлягер, «мыльная опера») до сложных, содержательно
насыщенных форм (некоторые виды рок-музыки,
«интеллектуальный» детектив, поп-арт).11
Массовая культура – понятие, которое в современной культурологии связывается с такими социальными группами, которым свойствен «усредненный» уровень духовных потребностей.
Массовая
культура, как правило, обладает меньшей
художественной ценностью, чем элитарная
или народная культура. Но у нее самая
широкая аудитория. Она удовлетворяет
сиюминутные запросы людей, реагирует
на любое новое событие и отражает его.
Поэтому образцы массовой культуры, в
частности шлягеры, быстро теряют актуальность,
устаревают, выходят из моды. С произведениями
элитарной и народной культуры подобного
не происходит.12
Массовая
культура – в самом широком смысле субкультура
самих широких слоев населения, близкая
так называемой «народной культуре», то
есть культуре сельского населения, из
которой она произошла. В достаточно далеком
историческом прошлом, когда сельское
население было повсюду преобладающим,
именно в массе крестьян складывались
мифы, возникали мелодии и тексты песен,
танцы, сказки, саги, былины, легенды, пословицы
и т.п., причем авторство не фиксировалось,
а сами произведения передавались
из поколения в поколение, составляя фонд
народной культуры.
Но в ХХ веке термин «массовая культура» приобретает новое содержание. Это связано с формированием индустриального массового производства и широким распространением технических средств массовой коммуникации.13
Массовое
искусство воплотилось в
и детективы, телесериалы типа бразильских
и аргентинских, записанная развлекательная
музыка, общедоступные боевики, мелодрамы
и триллеры в кино, мюзикл в театре, комиксы
и т.п.). Высокая, или серьезная, культура,
которая стала доступной благодаря новой
технике массового воспроизводства, в
массовой культуре оказалась сниженной
до череды популярных хитов, которые скрыли
реальную сложность искусства. Большая
часть новой музыки и пьес, которые были
созданы для кинофильмов и радио, а позже
для телевидения, по сравнению с классическими
образцами были мелкими. Культура, став
демократической, стала слишком легкой.