Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:46, контрольная работа
21 век - век науки. Ее авторитет в обществе прочен и устойчив. Общее доверие к науке настолько велико, что мы порой просто отождествляем понятия “знание” и “научное знание”, считая их почти синонимами. Но это далеко не так. Существует немало видов знания, источником которых является отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические впечатления, религиозное откровение и т.д. Однако научное знание превосходит остальные виды своей полнотой, убедительностью и чисто практическими силой и пользой. В данной контрольной работе рассмотрены вопросы теории – как высшей формы организации научного знания; принципы верификации и фальсификации и суть проблемы границ научного метода и научности.
План работы
Введение………………………………………………………………………….3
Вопросы контрольной работы:
1. Охарактеризуйте теорию как высшую форму организации научного знания…………………………..………..…………………………….………..4
2. Проанализируйте принципы верификации и фальсификации…………8
3. Изложите суть проблемы границ научного метода и научности……..11
Список литературы…………………………………………………………….. 15
Титульный
лист
План работы
Введение…………………………………………………………
Вопросы контрольной работы:
1.
Охарактеризуйте теорию как высшую форму
организации научного знания…………………………..………..…………………
2. Проанализируйте принципы верификации и фальсификации…………8
3. Изложите суть проблемы границ научного метода и научности……..11
Список
литературы……………………………………………………
Введение
21
век - век науки. Ее авторитет в обществе
прочен и устойчив. Общее доверие к науке
настолько велико, что мы порой просто
отождествляем понятия “знание” и “научное
знание”, считая их почти синонимами.
Но это далеко не так. Существует немало
видов знания, источником которых является
отнюдь не наука, а житейский опыт, эстетические
впечатления, религиозное откровение
и т.д. Однако научное знание превосходит
остальные виды своей полнотой, убедительностью
и чисто практическими силой и пользой.
В данной контрольной работе рассмотрены
вопросы теории – как высшей формы организации
научного знания; принципы верификации
и фальсификации и суть проблемы границ
научного метода и научности.
1
Вопрос: Охарактеризуйте
теорию как высшую форму
организации научного
знания
Теория является высшей формой организации научного знания, дающей целостное представление о существенных связях и отношениях в какой-либо области реальности. Под теорией понимается система знаний, описывающая и объясняющая совокупность явлений некоторой области действительности и сводящая открытые в этой области законы к единому объединяющему началу.
Построение теории опирается, на результаты, полученные на эмпирическом уровне исследования. В теории эти результаты упорядочиваются, приводятся в стройную систему, объединенную общей идеей, уточняются на основе вводимых в теорию абстракций, идеализаций и принципов.
К вновь создаваемой теории предъявляется ряд важных требований:
1. Научная теория должна быть адекватна описываемому объекту, что позволяет в определенных пределах заменить экспериментальные исследования теоретическими изысканиями.
2. Теория должна удовлетворять требованию полноты описания некоторой области действительности, т.е. все многообразие опытных данных в этой области должно быть описано в терминах исходного базиса теории, при помощи ее основных принципов, понятий, абстракции, идеализации, аксиом и т.д.
3.
Должны быть объяснимы
4.
Должно выполняться требование
внутренней непротиворечивости
теории и соответствия ее
Удовлетворяющие изложенным требованиям
теории могут различаться по ряду признаков,
основными из которых являются эвристичность,
конструктивность и простота.
Эвристичность теории отражает ее предсказательные и объяснительные возможности. Она является веским аргументом в пользу истинности теории. Причем, особое значение в этом плане имеет математический аппарат теории, который позволяет не только делать точные количественные предсказания, но и открывать новые явления, что уже случалось в физике неоднократно.
Конструктивность теории состоит в простой, совершаемой по определенным правилам проверяемости ее основных положений, принципов, законов.
Простота теории достигается путем введения обобщенных законов, "сокращения" и "уплотнения" информации при помощи определений сокращений. Следует иметь ввиду, что можно оценивать теорию не только с точки зрения статической, но и динамической простоты: предпочтение отдается той теории, которая может быть уточнена и распространена на более обширное множество фактов путем незначительных уточнений и переделок, т.е. которая оказывается более простой в своей динамике, движении. В принципе в результате этих “сокращений” и “уплотнений” получается очень простая теория, но очень ненаглядная (примером могут служить справочники прошлых лет и выпускаемые сейчас). Для восприятия такой “упакованной” теории требуются специалисты, а это в массе случаев невыполнимо.
Научная теория развивается под воздействием различных стимулов, которые могут быть внешними и внутренними. Внешние стимулы представляют собой обнаруженные в составе теории нерешенные задачи, противоречия и т.п. Как те, так и другие приводят к развитию теории в 3х основных формах:
В развитии теории могут быть выделены два относительно самостоятельных этапа: эволюционный, когда теория сохраняет свою качественную определенность, и революционный, когда осуществляется ломка ее основных исходных начал, компонентов, математического аппарата и методологии. По существу такой скачек в развитии теории есть создание новой теории. Совершается он тогда, когда возможности старой теории исчерпаны.
В процессе развития теории как на первом, так и на втором этапе весьма существенную роль играет обобщение. Существую различные способы обобщения теорий. Важнейшими из них являются:
1. Обобщение, основанное на применении абстракции отождествления, когда теория, развитая для области явлений А экстраполируется в область Б, которая может быть отождествлена с областью А.
2. Обобщение путем объединения нескольких теорий в одну в результате выявления общих и фундаментальных закономерностей, имеющих силу в рассматриваемых каждой теорией областях. Так, Максвелл обобщил в единой теории электро-магнитного поля учения об электричестве и магнетизме.
3. Обобщение путем устранения из состава базиса теории той или иной аксиомы. Так, например создана "абсолютная" геометрия Больаи, по отношению к которой геометрии Лобачевского и Евклида выступают как частные случаи.
4. Обобщение с предельным переходом, когда вводятся новые характеристические параметры по отношению к предметам прежней области, выявляются новые свойства и отношения объектов в пределах прежней области. Таким путем были созданы релятивистская и квантовая механика как обобщение механики классической.
Обобщение
позволяет не только раскрыть внутренние
взаимосвязи между законами, но также
и объяснить многие факты, обнаружить
границы применимости теории, уплотнить
заключенную в теориях
Таким
образом, теория представляет собой систему
логически взаимосвязанных утверждений,
интерпретируемых на идеализированных
предметностях, референтирующих тот или
иной фрагмент изучаемой действительности.
Иначе: теория есть сеть (как целостность)
простроенных из исходных концептов конструктов,
связанных определенной совокупностью
выведенных высказываний относительно
них. Теория должна максимально полно
объяснять известные факты, подводя их под систему
связей-законов, конституируемых как "лежащие
в их основе". В то же время, эвристическая сила
теории определяется ее способностью
предсказывать еще неизвестные факты,
расширяя сферу познанного.
2
Вопрос: Проанализируйте
принципы верификации
и фальсификации
По отношению к теории осуществляется ряд процедур ее обоснования. Для этих целей разными направлениями методологии науки сформулировано несколько принципов.
Один
из них получил название принципа
верификации. Принцип верификации предусматривал
признание обладающими научной значимостью
только те знания, содержание которых
можно обосновать протокольными предложениями.
Поэтому факты науки в доктринах позитивизма
абсолютизируются, обладают приматом
перед другими элементами научного знания,
ибо, по их мнению они определяют содержательный
смысл и истинность теоретических предложений.
Иными словами, согласно концепции логического
позитивизма "существует чистый опыт,
свободный от деформирующих влияний со
стороны познавательной деятельности
субъекта и адекватный этому опыту язык;
предложения, выражаемые этим языком,
проверяются опытом непосредственно и
не зависит от теории, так как словарь,
используемый для их формирования, не
зависит от теоретического словаря".
Принцип верификации предусматривает,
что какое-либо понятие или суждение имеет
значение, если оно сводимо к непосредственному
опыту или высказываниям о нем, т.е. эмпирически
проверяемо. Если же найти нечто эмпирически
фиксируемое для такого суждения не удается,
то оно либо представляет собой тавтологию,
либо лишено смысла. Поскольку понятия
развитой теории, как правило, не сводимы
к данным опыта, то для них сделано послабление:
возможна и косвенная верификация. Скажем,
указать опытный аналог понятию «кварк»
невозможно. Но кварковая теория предсказывает
ряд явлений, которые уже можно зафиксировать
опытным путем, экспериментально. И тем
самым косвенно верифицировать саму теорию.
Принцип
верификации позволяет в первом
приближении отграничить
Несмотря на внешне парадоксальную форму, а, может быть, и благодаря ей, этот принцип имеет простой и глубокий смысл. К. Поппер обратил внимание на значительную асимметрию процедур подтверждения и опровержения в познании.
Никакое количество падающих яблок не является достаточным для окончательного подтверждения истинности закона всемирного тяготения. Однако достаточно всего лишь одного яблока, полетевшего прочь от Земли, чтобы этот закон признать ложным. Поэтому именно попытки фальсифицировать, т.е. опровергнуть теорию, должны быть наиболее эффективны в плане подтверждения ее истинности и научности.
Теория, неопровержимая в принципе, не может быть научной. Идея божественного творения мира в принципе неопровержима. Ибо любую попытку ее опровержения можно представить как результат действия все того же божественного замысла, вся сложность и непредсказуемость которого нам просто не по зубам. Но раз эта идея неопровержима, значит, она вне науки.
Можно, правда, заметить, что последовательно проведенный принцип фальсификации делает любое знание гипотетичным, т.е. лишает его законченности, абсолютности, неизменности. Но это, наверное, и неплохо: именно постоянная угроза фальсификации держит науку «в тонусе», не дает ей застояться, почить на лаврах. Критицизм является важнейшим источником роста науки и неотъемлемой чертой ее имиджа.
Исходя
из критики традиционного
Между
верификацией (подтверждением) и фальсификацией
(опровержение) существует явная ассиметрия.
Миллиарды подтверждений не способны
увековечить теорию. Одно опровержение
и теория подорвана. Пример: "Куски дерева
не тонут в воде" - "Этот кусок эбенового
дерева не держится на воде". Карл Поппер
любил повторять знаменитое высказывание
Оскара Уайлда: "Опыт- это имя, которое
мы даем собственным ошибкам". Всё должно
быть испытано фальсификацией.