Концепция современного естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 16:49, контрольная работа

Описание работы

1.чем отличается естественно- научная культура от гуманитарной
2.каковы измерения времени в геологии
3.чем отличается синтетическая теория эволюции от Дарвиновской
4.в чем заключается единство и различие между специальной и общей теориями относительности

Работа содержит 1 файл

контрольная анне.docx

— 39.52 Кб (Скачать)

Вятский социально-экономический  институт

Кафедра экономики  и управления 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету

Концепции современного естествознания

Вариант 10 
 

Работу выполнила  студентка

 группы  МС 23 Куклина А.Н.

проверила: Халтурина  В.М.

                                         оценка:     
 
 
 
 
 
 
 

Киров 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ. 
 
 

  1. Чем отличается естественно-научная культура от  гуманитарной.
  2. Каковы способы измерения времени в геологии. В чем их преимущество и недостатки.
  3. В чем заключается единство и различие между специальной и общей теориями относительности.
  4. Чем отличается синтетическая теория эволюции от Дарвиновской.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Чем отличается естественно-научная культура от  гуманитарной.
 

      Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо  производство материальных и духовных благ. Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.

     Исходный  признак культуры выделяется через  соотношение с природой. Объект есть достояние культурной реальности, ее ли он обработан или переделан  людьми для удовлетворения их потребностей. В этом контексте все созданное  человечеством есть культура. Таково расширенное понимание специфики  культуры.  Однако предельно общие  понятия часто не заключают в  себе сколько-нибудь значительного  научного потенциала, если они не раскрываются полностью в своем содержании. Выражения типа "все" и "ничего" могут быть, поняты как тождественные. Поэтому ученые стремятся к более  конкретному объяснению явлений  и выражающих их понятий. Одним из путей объяснения понятия "культуры" является ее инструменталистская трактовка. Культура — это система средств  человеческой деятельности, благодаря  которой программируется, реализуется, стимулируется активность индивида, групп, человечества в их взаимодействии с природой и между собой.

     Эти средства создаются людьми, постоянно  совершенствуются и состоят из трех содержательных типов культур —  материальной, социальной и духовной. Материальная культура — совокупность вещественно-энергетических средств  бытия человека и общества. Она  включает разнообразные факторы: орудия труда, активную и пассивную технику, физическую ("телесную") культуру индивида и населения, благосостояние человека и общества и т. д. Социальная культура — система правил поведения  людей в различных видах общения  и специализированных сферах общественной деятельности. Она включает этикет, профессиональную, правовую, религиозную, светскую, нравственную, экономическую  и другие разновидности нормативной  деятельности. Духовная культура —  это составная часть культурных достижений человечества. Она представляет собой многообразную систему  знаний, состояний эмоционально-волевой  сферы психики и мышления индивидов, а также непосредственных форм их выражений — знаков. Универсальный  знак — язык — естественный и  искусственный, звуковой (речь) и письменный. Основные виды духовной культуры —  мораль, право, мировоззрение, идеология, искусство, наука и т. д. Каждый из этих видов духовной культуры состоит  из относительно самостоятельных разновидностей. В предметной области науки относительно четко выделяются системы знаний о природе — естествознание (естественные науки) и системы знаний о позитивно  значимых ценностях бытия индивида, групп, государства, человечества —  гуманитарные науки.

     До  последовательного оформления науки, как самостоятельной части культуры человечества, знания о природе и  ценностях общественной жизни входили  в иные состояния духовной культуры: практический опыт, мудрость, народная медицина, моральные системы этносов, натурфилософия и др.

Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса  научных и ненаучных видов  знаний.

     Основные  науки о неорганической природе  — физика, химия, физическая химия  и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую  природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.

     Гуманитарная  культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д.

     Существенную  роль в современной индустриальной цивилизации играют экономические  и утилитарно-практические ценности, в которых осмысливаются явления  материальной культуры. Важно подчеркнуть, что и в гуманитарном знании, и  в целом в гуманитарной культуре существенным образом представлены интересы субъекта. Поэтому неизбежны  различные варианты осмысления и  оценки "позитивности" одних и  тех же общественных явлений для  того или иного человека, группы, социума, государства. В этом и заключается  специфика гуманитарной культуры.

      Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.

      Специфика гуманитарной культуры состоит в  том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к  определенной социальной группе. В  основе актуализаций нередко лежат  общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы  морали и т. д.). Все это имеет  решающее значение в социальной адаптации  индивида.

     Взаимосвязь естественно-научной и гуманитарной культур заключается в следующем: они имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека, и человечества в создании оптимальных  условий для самосохранения и  совершенствования; осуществляют взаимообмен  достигнутыми результатами (это нашло  свое выражение, например, в этике  естествознания, рационализации гуманитарной культуры и т. п.); взаимно координируют в историко-культурном процессе; являются самостоятельными частями единой системы знаний науки; имеют основополагающую ценность для человека, ибо он выражает единство природы и общества..

  1. Каковы способы измерения времени в геологии. В чем их преимущество и недостатки.
 

   Временными  аспектами истории земной коры занимается та область геологии, которая называется стратиграфией. Место стратиграфии в геологии аналогично месту систематики  в биологии, т.е. стратиграфия – фундамент  геологии, основа любых историко-геологических  реконструкций и геологических  карт, без которых немыслимы другие геологические исследования. Вот  почему от того, как мы понимаем время, зависят результаты практической деятельности геологов, в первую очередь –  стратиграфов. Для стратиграфии слова М. Мамардашвили1 “Человек мучается тайной времени” имеют не только метафорический смысл.

   Объекты стратиграфии – стратиграфические подразделения, или стратоны разного масштаба, совокупность которых составляет стратиграфические схемы (обобщения): местные, региональные и общие (глобальные). Последние из них наименее детальные, но исключительно важные, так как призваны в идеале отражать наиболее общие особенности историко-геологических процессов земной коры, а названия стратонов этой шкалы – Международной стратиграфической шкалы (МСШ) – служат языком общения геологов разных стран. Сложность конструирования шкал, особенно МСШ, состоит в том, что каждый из стратонов характеризуется неоднородностью слагающих его пород, их вещественной изменчивостью и невыдержанностью (до полного исчезновения) в латеральных направлениях. Поэтому организовать (систематизировать) огромное количество разнородных данных, характеризующих стратоны, и свести их в общую схему – задача чрезвычайно сложная, так что вряд ли когда-либо удастся поставить “последнюю точку” в построении МСШ, если, конечно, рассматривать ее как схему содержательной классификации, отражающую суть историко-геологического времени.Понятно, что наши представления об истории и этапности развития земной коры не могут не меняться. Об этом свидетельствует история установления и дальнейшего изменения понимания и объема основных стратонов МСШ – систем и ярусов – прекрасно изложенная в монографии Г.П.Леонова.

   Изменчивы не только наши представления о конкретных стратонах. Меняются, хотя и несравненно медленнее, общенаучные представления о понятии “время”. В науке нового времени (с XVII в.) это понятие было “приватизировано” физикой в связи с потребностью измерять время, а точнее – движение. Общая тенденция понимания времени в физике шла в сторону приближения к реалиям подлунного мира. Однородное, ни от чего независимое время Ньютона (его математическая модель – бесконечная числовая ось) имело скорее отношение к безвременью (вечности), нежели к реальным процессам бытия. Время Эйнштейна гораздо более конкретно, хотя оно по-прежнему связывалось исключительно с физическим движением (светодинамика); и все же оно стало зависимым от материи и пространства (от распределения вещества в пространстве). И наконец, недавно физики, изгнав из науки “демона Лапласа”, открыли для себя время неоднородное, время историческое. Именно с этим временем, и только с ним, мы постоянно имеем дело в нашей земной жизни, в том числе и в геологии.

   В стратиграфии эволюция понимания общей  проблемы времени была преимущественно  прямо противоположной: если вначале  стратиграфические схемы строились  как схемы-классификации историко-геологических  процессов, то примерно полвека назад  появилась, а сейчас стала господствующей идея опереться при построении шкалы на внешнее, объективное и точное астрономическое время – время Ньютона. После успешного внедрения в стратиграфию радиоактивных (радиометрических) методов определения абсолютного возраста обсуждалась возможность полного отказа от традиционных подразделений и их названий (например, кембрий, ордовик и т.д.) и замена их на метрику, выраженную в годах. Однако большинство стратиграфов тогда и даже сейчас не готовы пойти по столь радикальному пути, хотя он лучше соответствовал бы хроностратиграфической методологии. Так возникла “смешанная” форма общей стратиграфической шкалы: интервалы пород (стратоны) с собственными названиями остались, но была разработана и внедрена в практику методика жесткой фиксации границ стратонов точками – моментами астрономического времени. В результате троянский конь абсолютного времени поселился в славном городе, который называется стратиграфией.

   Наибольшее  заблуждение моих оппонентов – сторонников  хроностратиграфии – состоит в том, что они отождествляют процедуру измерения времени (время-длительность) с самим временем. Вот почему они, подобно Х. Хедбергу, считают понятие “время” чем-то однородным, единственно возможным и обязательно внешним по отношению к историко-геологическим процессам. Это монотонное “время” может иметь отношение только к потустороннему миру, но не к реальным процессам подлунного мира. Оно быстро завоевало симпатии геологов потому. что хорошо “легло” на бытовой и научный “здравый смысл”: хотя нам трудно представить себе миллионы лет, но зато психологически понятна элементарная единица – год (пусть даже ее длительность в геологическом прошлом была другой, а границы – всегда совершенно условны). Удобство такой метрики состоит в ее абсолютной однородности, т.е. в полной неангажированности чему бы то ни было. Ввиду отсутствия единой имманентной метрики геологического времени использование астрономической метрики (именно метрики) для измерения масштабов геологических процессов весьма разумно и полезно. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. В чем заключается  единство и различие между специальной  и общей теориями относительности.

Информация о работе Концепция современного естествознания