Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 16:49, контрольная работа
1.чем отличается естественно- научная культура от гуманитарной
2.каковы измерения времени в геологии
3.чем отличается синтетическая теория эволюции от Дарвиновской
4.в чем заключается единство и различие между специальной и общей теориями относительности
Вятский социально-экономический институт
Кафедра экономики
и управления
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету
Концепции современного естествознания
Вариант 10
Работу выполнила студентка
группы МС 23 Куклина А.Н.
проверила: Халтурина В.М.
оценка:
Киров 2010г.
СОДЕРЖАНИЕ.
Понятие культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей. Вся наука, включая естествознание, является одной из важнейших форм культуры, без которой немыслимо производство материальных и духовных благ. Понятием "культура" обозначаются различные явления: сорта растений, выведенные специалистами в ходе селекционной работы; процессы совершенствования телесных, нравственных и умственных качеств человека; совокупность обычаев, традиций, верований и образа жизни народов; особый неприродный тип бытия, созданный человечеством в его истории и постоянно воспроизводимый в течение жизни поколений; системы положительно значимых ценностей в жизнедеятельности людей и т. д.
Исходный
признак культуры выделяется через
соотношение с природой. Объект есть
достояние культурной реальности, ее
ли он обработан или переделан
людьми для удовлетворения их потребностей.
В этом контексте все созданное
человечеством есть культура. Таково
расширенное понимание
Эти
средства создаются людьми, постоянно
совершенствуются и состоят из трех
содержательных типов культур —
материальной, социальной и духовной.
Материальная культура — совокупность
вещественно-энергетических средств
бытия человека и общества. Она
включает разнообразные факторы: орудия
труда, активную и пассивную технику,
физическую ("телесную") культуру
индивида и населения, благосостояние
человека и общества и т. д. Социальная
культура — система правил поведения
людей в различных видах
До
последовательного оформления науки,
как самостоятельной части
Данное обстоятельство дает право трактовать понятия "естествознание" и "гуманитарное знание" не в качестве естественных и гуманитарных наук, а в значении более широкого комплекса научных и ненаучных видов знаний.
Основные науки о неорганической природе — физика, химия, физическая химия и многочисленные подразделения. Комплекс биологических наук исследует живую природу, начиная от доклеточного уровня и кончая биосферой. Специфику планетного вещества Земли изучает геология и другие науки. Вселенная является объектом познания астрономии, астрофизики, астрохимии. Математика исследует все сферы бытия природы, где выявлены количественные закономерности. Методы математики проникают и в науки об обществе.
Гуманитарная культура основывается на знаниях этики, религиоведения, юриспруденции, искусствознания, философии, литературоведения, педагогики и других наук. Системообразующие ценности гуманитарных наук — гуманизм, идеалы добра, истины, красоты, совершенства, свободы и т. д.
Существенную
роль в современной индустриальной
цивилизации играют экономические
и утилитарно-практические ценности,
в которых осмысливаются
Естественно-научная культура во многом исключает субъективизм ученого. Выделим основные признаки (показатели) рассматриваемых видов культур. Специфика естественно-научной культуры состоит в том, что знание о природе постоянно совершенствуется, отличается высокой степенью объективности, представляет собой наиболее достоверный (истинный) слой массива человеческого знания, имеющего большое значение для существования человека и общества. Кроме того, это глубоко специализированное знание. Для "рядовых" потребителей естественно-научной культуры необходимы научно-мировоззренческие популярные "переводы" (толкования) знаний о природных объектах. В любом случае для человека вообще естественно-научная культура есть важнейшее средство социализации, а для многих специалистов — решающее условие их эффективной деятельности.
Специфика гуманитарной культуры состоит в том, что знание о системе ценностных зависимостей в обществе активизируется исходя из принадлежности индивида к определенной социальной группе. В основе актуализаций нередко лежат общечеловеческие ценности (гуманизм, демократия, права человека, нормы морали и т. д.). Все это имеет решающее значение в социальной адаптации индивида.
Взаимосвязь
естественно-научной и
Временными аспектами истории земной коры занимается та область геологии, которая называется стратиграфией. Место стратиграфии в геологии аналогично месту систематики в биологии, т.е. стратиграфия – фундамент геологии, основа любых историко-геологических реконструкций и геологических карт, без которых немыслимы другие геологические исследования. Вот почему от того, как мы понимаем время, зависят результаты практической деятельности геологов, в первую очередь – стратиграфов. Для стратиграфии слова М. Мамардашвили1 “Человек мучается тайной времени” имеют не только метафорический смысл.
Объекты стратиграфии – стратиграфические подразделения, или стратоны разного масштаба, совокупность которых составляет стратиграфические схемы (обобщения): местные, региональные и общие (глобальные). Последние из них наименее детальные, но исключительно важные, так как призваны в идеале отражать наиболее общие особенности историко-геологических процессов земной коры, а названия стратонов этой шкалы – Международной стратиграфической шкалы (МСШ) – служат языком общения геологов разных стран. Сложность конструирования шкал, особенно МСШ, состоит в том, что каждый из стратонов характеризуется неоднородностью слагающих его пород, их вещественной изменчивостью и невыдержанностью (до полного исчезновения) в латеральных направлениях. Поэтому организовать (систематизировать) огромное количество разнородных данных, характеризующих стратоны, и свести их в общую схему – задача чрезвычайно сложная, так что вряд ли когда-либо удастся поставить “последнюю точку” в построении МСШ, если, конечно, рассматривать ее как схему содержательной классификации, отражающую суть историко-геологического времени.Понятно, что наши представления об истории и этапности развития земной коры не могут не меняться. Об этом свидетельствует история установления и дальнейшего изменения понимания и объема основных стратонов МСШ – систем и ярусов – прекрасно изложенная в монографии Г.П.Леонова.
Изменчивы не только наши представления о конкретных стратонах. Меняются, хотя и несравненно медленнее, общенаучные представления о понятии “время”. В науке нового времени (с XVII в.) это понятие было “приватизировано” физикой в связи с потребностью измерять время, а точнее – движение. Общая тенденция понимания времени в физике шла в сторону приближения к реалиям подлунного мира. Однородное, ни от чего независимое время Ньютона (его математическая модель – бесконечная числовая ось) имело скорее отношение к безвременью (вечности), нежели к реальным процессам бытия. Время Эйнштейна гораздо более конкретно, хотя оно по-прежнему связывалось исключительно с физическим движением (светодинамика); и все же оно стало зависимым от материи и пространства (от распределения вещества в пространстве). И наконец, недавно физики, изгнав из науки “демона Лапласа”, открыли для себя время неоднородное, время историческое. Именно с этим временем, и только с ним, мы постоянно имеем дело в нашей земной жизни, в том числе и в геологии.
В
стратиграфии эволюция понимания общей
проблемы времени была преимущественно
прямо противоположной: если вначале
стратиграфические схемы
Наибольшее
заблуждение моих оппонентов – сторонников
хроностратиграфии – состоит в том, что
они отождествляют процедуру измерения
времени (время-длительность) с самим временем.
Вот почему они, подобно Х. Хедбергу, считают
понятие “время” чем-то однородным, единственно
возможным и обязательно внешним по отношению
к историко-геологическим процессам. Это
монотонное “время” может иметь отношение
только к потустороннему миру, но не к
реальным процессам подлунного мира. Оно
быстро завоевало симпатии геологов потому.
что хорошо “легло” на бытовой и научный
“здравый смысл”: хотя нам трудно представить
себе миллионы лет, но зато психологически
понятна элементарная единица – год (пусть
даже ее длительность в геологическом
прошлом была другой, а границы – всегда
совершенно условны). Удобство такой метрики
состоит в ее абсолютной однородности,
т.е. в полной неангажированности чему
бы то ни было. Ввиду отсутствия единой
имманентной метрики геологического времени
использование астрономической метрики
(именно метрики) для измерения масштабов
геологических процессов весьма разумно
и полезно.