Автор: Света Барушева, 08 Декабря 2010 в 01:56, доклад
Задача обеспечения жизнедеятельности человека со стороны его участия в экономическом действии сводится прежде всего, как и в любом другом научном действии, связанном с изучением материальных процессов, к выявлению в экономическом явлении более глубокой причинно-следственной связи, т.е. к раскрытию ее основного содержания. Но любое исследовательское действие в области экономики — это прежде всего действие, которое происходит на основе изначально имеющегося замысла, который неразрывно связан с основными концепциями науки.
1.1. Концепции современного естествознания
естественно-научная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания, тенденции развития; порядок и беспорядок в природе, хаос
Приступая к
изучению экономической теории, следует
иметь в виду, что экономическая
теория как таковая представляет
собой комплекс знаний, взглядов и
идей, ставящих перед собой задачу
объяснения изменений в поведении
рынка. При этом принимается во внимание,
что отношения экономики
Задача обеспечения
жизнедеятельности человека со стороны
его участия в экономическом
действии сводится прежде всего, как
и в любом другом научном действии,
связанном с изучением
При изложении данного раздела использован базисный материал по теме «Концепции современного естествознания» из следующей учебной литературы:
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997; Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997;
Карташкин БА. Современные концепции естествознания. — М.: ТОО "Люкс-арт", 1997.
Естественно-научная и гуманитарная культуры
В методологии науки под этими терминами понимают две различные традиции, которые сформировались в изучении природы, т.е. в естествознании, с одной стороны, и исследовании явлений духовной жизни общества, т.е. в гуманитарных науках - с другой. Это различие обусловлено самой спецификой объектов изучения естественных и гуманитарных наук.
В то время как в природе действуют слепые, стихийные и не зависимые от человека процессы, в обществе ничего не совершается без сознательных целей, интересов и мотиваций. На этом основании естественно-научную культуру нередко противопоставляют культуре гуманитарной. Поскольку методы исследования в естествознании сформировались раньше, чем в гуманитарных науках, то в истории познания делались неоднократные попытки перенести их целиком и полностью, без соответствующих изменений и уточнений, в гуманитарные науки.
Такие попытки не могли не встретить сопротивления и критики со стороны специалистов, изучавших явления социальной жизни и духовной культуры. Иногда подобное сопротивление сопровождалось полным отрицанием какого-либо значения методов естествознания для исследования социально-культурных и гуманитарных процессов. Однако в последние десятилетия под влиянием научно-технической революции и в связи с возникновением новых общенаучных и междисциплинарных направлений исследования былая конфронтация между естествоиспытателями и гуманитариями все больше уступает место согласию и стремлению понять и использовать методы друг друга.
Мы являемся свидетелями того, как социологи, юристы, педагоги и другие специалисты-гуманитарии начинают применять системный подход, идеи и методы кибернетики и теории информации в своих исследованиях. Поэтому представляется весьма важным познакомиться с основными концепциями современного естествознания, во-первых, чтобы сознательно применять их в своей деятельности, во-вторых, чтобы получить более ясное и точное представление о современной научной картине мира, которую дает сегодняшнее естествознание.