Концепции детерминизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 18:38, реферат

Описание работы

Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Причина и следствие………………………………………………..……4
2. Случайность и необходимость……………………………………..…..6
3. Возможность и действительность………………………………..….8
4. Объективный закон; типы законов……………………………….…..10
5. Статистические или вероятностные законы……………………...11
6. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность……….…13
Заключение…………………………………………………………………16
Список используемой литературы……………………………………...18

Работа содержит 1 файл

КСЕ.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

     Одним из важнейших мировоззренческих вопросов философии является определение понятий необходимость и случайность, причина и следствие. Этот вопрос является предметом спора философов, начиная с древних времён до наших дней. Этот спор определил два диаметрально противоположных взгляда на случайность и необходимость: детерминистический - утверждающий, что в мире всё закономерно, случайность объективно не существует, она может рассматриваться только как непознанная необходимость, и индетерминистический - утверждающий, что в мире не существует необходимости, а всё определяется непредвиденным стечением случайностей.

     Между этими двумя взаимоисключающими друг друга, полярными позициями можно проследить целый спектр промежуточных точек зрения, в той или иной степени признающих как случайность, так и необходимость.

     Индетерминизм в своей крайней форме отрицает всякую объективную необходимость, мир - результат действия стихийно-бессознательных сил, а поэтому в мире нет ничего закономерного. Мир - хаос случайностей (мир Гиббса). Будущее - следствие стечения множества случайностей и поэтому неопределённо.

     Детерминисты считают, что всё происходящее в мире рассматривается как следствие действия объективных однозначных законов природы, а случайность является выражением необходимости (мир Лапласа).

     Некоторые философы, признавая детерминистические концепции в природе, отрицают их применимость при оценке человеческой деятельности. Предполагается, что человек в силу своего разума может принимать решения и, таким образом, изменять ход развития событий. Утверждается, что при таких условиях принцип детерминизма неприемлем, поскольку человек является источником случайных, непредопределяемых событий. Признание же детерминистических концепций по отношению к человеку неминуемо приведёт к фатализму, подавлению роли человека и деградации личности.

     Кроме того, предопределённость (однозначность) будущего приобретает мистический характер и смыкается с верой в божественное предопределение.

Несостоятельность этих рассуждений определяется прежде всего тем, что человек порождён природой, является органической частью природы и на него в равной степени  распространяются все её законы. Умственная, сознательная деятельность человека является продуктом деятельности его мозга, и она также подчиняется объективным законам.

     Человеческий организм значительно сложнее самой совершенной ЭВМ. Он не только обладает способностью решать логические задачи, но и представляет собой сложный биологический комплекс, включающий в себя элементы контакта с окружающей средой, энергетические устройства, обеспечивающие организм всем необходимым, и, наконец, средствами генерации.

     Подводя итоги изложенному, можно утверждать, что нет объективной случайности, есть только непознанная необходимость. Всё в мире предопределено и детерминировано. Не может быть никаких "либо - либо". Будущее так же однозначно, как и прошлое. Только эта предопределённость не может быть нами познана. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы. 
 

Алексеев  П. В. и др. Философия  М. 1996.  

Введение  в философию. В 2-х  частях. Ч. 2 М. 1989.  

Королёв А. Д. О роли философской  категории «недобытие»  в формировании картины  мира. Credo_ №5(11)1998 - Теоретический философский журнал. 

Невлева И. М. Философия. М. 1997.  

Ярошевский  М. Г. Краткий курс истории психологии: Учебное пособие.-М.: Международная педагогическая академия, 1995. 

Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания: Учебник  для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 

Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник  для вузов. -- М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. 

Карташкин. Б А. Современные  концепции естествознания, шесть лекций-бесед  для студентов  гуманитарных специальностей и направлений подготовки. -М.: ТОО "Люкс-арт", 1997. 
 
 

Информация о работе Концепции детерминизма