Автор: j**********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 13:19, реферат
Пространство и время - фундаментальные категории современного естествознания. Физические, биологические, географические и другие величины непосредственно или опосредованно связаны с пространственно-временными характеристиками объектов. Ученые ведут дискуссии о сущности пространства и времени, об их основных свойствах. Проблемы пространства и времени во многом решаются в рамках господствующей в данную эпоху парадигмы. Картинам мира разных исторических эпох с присущими им культурами соответствовали свои пространственно-временные представления.
Эволюция
взглядов на пространство
и время
Пространство
и время - фундаментальные категории
современного естествознания. Физические,
биологические, географические и другие
величины непосредственно или
Нашим далеким предкам мир представлялся маленьким и кратковременным; для них пространство замыкалось видимыми очертаниями моря и гор . Пространство первобытных людей было очень неоднородным. На территории племени выделялись тотемные центры - места, где пространство, по мнению членов племени, обладало максимально благоприятными качествами. Место обитания племени было также благотворным пространством, ибо здесь похоронены предки, охраняющие племя. За относительно упорядоченным пространством племенной территории; располагалось внешнее пространство, наделенное отрицательными качествами. Развитие межплеменных связей обусловило появление представлений о множественности оазисов упорядоченного бытия. Постепенно мифологический мир приобретает многоуровневый характер: верхний уровень предков или иных сакральных персонажей, средний уровень людей и нижний
уровень мертвых.
Подобные уровни объединяются с помощью
<мирового древа>, креста и т.п.
Что касается восприятия
времени, то первобытное мышление не
ощущало как однородные следующие
друг за другом отрезки времени и приписывало
некоторым периодам дня и ночи, лунного
месяца, года и т.д. свойство оказывать
благоприятное или гибельное влияние.
В более развитой мифологии каждому уровню
мира присуще свое время, отличающееся
такими параметрами, как ритм, длительность
и т.п. Для мифологического времени характерна
ориентация на прошлое. Мифологический
прамир помещается в то время, когда еще
не было времени, оно само еще созидалось.
Более того, мифологическое время, соотнесенное
с прошлым, оказывается вместе с тем настоящим
и даже будущим, так как первобытные представления
порождены циклическим видением времени.
Колесо времени двигалось из прошлого,
захватывало настоящее и через будущее
уносило их в прошлое. Прошлое претерпевало
изменения, аккумулируя достижения первобытного
мышления и познания.
Древним грекам
мир не представлялся столь маленьким
. Они были смелыми мореплавателями;
установили торговые и культурные связи
со многими народами, населявшими
берега Средиземного моря. Древнегреческому
ученому Эратосфену удалось определить
длину земной окружности. В античной натурфилософии
на смену опоясывающему Землю Океану приходит
линейно упорядоченная река времени, которая
катит свои воды из прошлого через настоящее
в будущее, унося нас из детства в старость.
Эту линейную модель восприняло христианство,
где присутствуют три момента времени:
сотворение мира, распятие Христа и загробный
мир - конечный пункт. Однако в христианстве
река времени потекла вспять: настоящее
непрерывно переходит из будущего в прошлое.
Здесь более приемлем образ песочных часов.
Бог сотворил время и, отмерив нужное количество,
«засыпал» его в верхнее отделение часов
- это и есть будущее, которое через отверстие
(настоящее) стекает в нижнее отделение
- в прошлое.
В античности существовал
широкий спектр представлений о сущности
пространства и времени. Представители
элейской школы в Древней Греции отрицали
возможность существования пустого пространства,
или, по их выражению, небытия.
Эмпедокл, поддерживая
учение о невозможности пустоты,
высказывался в пользу реальности изменения
и движения, считая, что пустого пространства
не существует, и в качестве доказательства
указывал: если рыбы передвигаются в воде,
следовательно, все объекты также существуют
в определенной среде. Напротив, Демокрит
утверждал, что пустота существует и необходима
для перемещений и соединений атомов.
У древнегреческого математика Евклида
пространственные характеристики объектов
обрели строгую математическую форму.
В это время зарождаются геометрические
представления об однородном и бесконечном
пространстве, высказываются предположения
о шарообразности Земли и о Солнце как
центре Вселенной.
В античное время
возникает первая целостная система
мира -геоцентрическая система К.
Птолемея, в которой планеты, Солнце
и другие небесные тела обращаются
вокруг Земли по орбитам, представляющим
сложное сочетание круговых орбит -деферентов
и эпициклов. В центр деферента помещалась
Земля, и принималось, что планета движется
по эпициклу (системе эпициклов), центр
которого равномерно перемещается по
деференту. Система Птолемея представляла
собой универсальную модель мира, где
время было бесконечным, а пространство
- конечным, в котором происходит равномерное
круговое движение небесных тел вокруг
неподвижной Земли.
Согласно Библии,
Вселенная состоит из круглой плоской
Земли, накрытой сверху твердым куполообразным
небесным сводом, под которым движутся
облака и небесные светила. Все религии
основываются на том, что мир был некогда
сотворен, и при этом называют срок 6-9 тыс.
лет.
Начиная с XV в. представления о пространстве и времени значительно расширяются. Этому активно способствовали Великие географические открытия, давшие представления о пространстве в пределах Земли и эмпирически доказавшие шарообразность нашей планеты. Изменение научной картины мира произошло с появлением гелиоцентрической системы мира, предложенной Н. Коперником (1543), где Солнце - центральное тело, вокруг которого обращаются планеты. Гелиоцентрическая система мира сменила представление о Земле как центре мироздания. Теория Коперника направила движение естественнонаучной мысли к признанию безграничности и бесконечности
пространства. Система
мира Коперника унаследовала высказанные
ранее, но не воспринятые современниками
идеи Аристарха Самосского (III в. до
н.э.), который полагал, что звезды и
Солнце неподвижны, Земля вращается вокруг
Солнца по окружности, расстояние от Земли
до звезд бесконечно большое, а также мыслителя
раннего Возрождения Николая Кузанского
(XV в.), который утверждал, что Земля, как
и любое другое тело, не может быть центром
Вселенной. Развитие взглядов Николая
Кузанского и Коперника получило в теории
Дж. Бруно, который связал бесконечность
Вселенной и пространства. Бруно писал,
что Вселенная должна быть бесконечной
благодаря возможности и сообразности
бытия бесчисленных миров, подобных нашему.
В начале XVII в. И.
Кеплер в гелиоцентрической картине
движения планет увидел действие единой
физической силы. Он установил универсальную
зависимость между периодами
обращения планет и средними расстояниями
их до Солнца, ввел представление об их
эллиптических орбитах.
Огромную роль
в развитии представлений о пространстве
сыграл сформулированный Г. Галилеем принцип
относительности, расширение которого
во многом привело к современным
научным представлениям о пространстве
и времени. Он заметил, что, находясь
в помещении под палубой корабля и наблюдая
за всем, что там происходит, нельзя определить,
покоится корабль или он движется равномерно
и прямолинейно. Галилей сделал вывод,
что механическое движение относительно,
а законы, которые его определяют, абсолютны,
т.е. безотносительны. Его взгляды коренным
образом отличались от общепринятых в
то время представлений Аристотеля о существовании
«абсолютного покоя» и «абсолютного движения».
Дальнейшее развитие
представлений о пространстве и
времени связано с именем Р. Декарта, который
полагал, что все явления природы объясняются
механическим взаимодействием элементарных
материальных частиц. Взаимодействие
он представлял в виде давления или удара
при соприкосновении частиц друг с другом
и ввел, таким образом, в естествознание
идею близкодействия. Он поставил знак
равенства между материальностью и протяженностью,
т.е., отрицая пустое пространство, отождествил
пространство с протяженностью.
Новая картина
мира была предложена И. Ньютоном. Распространив
на всю Вселенную закон тяготения, он пришел
к выводу, что Вселенная бесконечна. Лишь
в этом случае в ней может находиться множество
космических объектов - центров гравитации,
связанных между собой силой тяготения.
Пространство и время Ньютон характеризует
как вместилища самих себя и всего существующего:
во времени все располагается в порядке
последовательности, в пространстве -
в порядке положения. При этом Ньютон различал
два типа понятий пространства и времени
- абсолютные (истинные, математические)
и относительные (кажущиеся, обыденные).
Абсолютное время само по себе и без всякого
отношения к чему-либо внешнему протекает
равномерно и иначе называется длительностью,
а абсолютное пространство безотносительно
к чему бы то ни было внешнему, остается
всегда одинаковым и неподвижным. Относительное
время есть постигаемая чувствами внешняя
мера продолжительности, употребляемая
в обыденной жизни вместо истинного времени
(час, день, месяц, год), а относительное
пространство есть мера или какая-либо
его ограниченная подвижная часть, которая
определяется нашими чувствами по положению
его относительно некоторых тел и которая
в обыденной жизни принимается за пространство
неподвижное. Для своих построений Ньютон
использовал модели абсолютного пространства
и времени.
Немецкий ученый
Г.В. Лейбниц развивал реляционную
концепцию пространства и времени,
отрицающую существование пространства
и времени как абсолютных сущностей.
Указывая на чисто относительный (реляционный)
характер пространства и времени, Лейбниц
считал, что пространство и время есть
нечто относительное (пространство - порядок
сосуществования, а время - порядок последовательностей)
и не могут рассматриваться в отрыве от
самих <вещей>. Однако идеи Лейбница
о пространстве и времени не получили
распространение среди его современников.
Ньютоновская
концепция пространства и времени
и принцип относительности
Изучение электромагнитных
явлений выявило ряд
Расширение представлений
о пространстве и времени связано
с распространением принципа относительности
Галилея на системы отсчета, которые
движутся по отношению друг к другу
равномерно и прямолинейно под действием
инерции (инерциальные системы отсчета)
со скоростями, сопоставимыми со скоростью
света . Для таких систем X. Лоренц предложил
преобразования, носящие его имя. При v
(скорости)< с(скорость света) преобразования
Лоренца переходят в преобразования Галилея,
но если скорость v сопоставима со скоростью
света с, то проявляются существенные
отличия от нерелятивистской картины
пространства –времени.
Информация о работе Эволюция взглядов на пространство и время