Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:44, контрольная работа
Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово «экология» (от греческого оiсоs — дом, жилище, местопребывание... и логос — учение) означает учение о доме, где ты живешь, о месте, где ты живешь.
В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, надо назвать еще два. Это экологическое невежество и экологический нигилизм. Общим у них является пренебрежение знанием и использованием экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды — своего рода экологический анархизм. Особенности этих факторов не имеют существенного значения. Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение. Нигилист может и обладать знаниями этих законов, но относиться пренебрежительно к их применению, игнорировать их в экономической деятельности. Экологическое невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией заняли господствующее место среди проблем охраны окружающей природной среды.
Стратегия разрешения экологических проблем
Будущее, возможность дальнейшей жизни и процветания человечества зависят от того, насколько сможет сложиться гармония его взаимоотношений с окружающей средой; в частности - насколько эффективно человечество сможет подойти к решению существующих экологических проблем.
Возникновение этих проблем лежит в существующем конфликте, противоречии между стремлением общества к удовлетворению своих потребностей, которое проявляется в развитии тех или иных сфер производства и потребления, и возникающим в результате негативным взаимодействием этого развития на окружающую среду - чрезмерном потреблении ее ресурсов, ее загрязнении. Существующий механизм разрешения этого противоречия сводится к трем основным формам:
-"воспитательно-убеждающая" (делать то, что полезно для окружающей среды, во что бы это не стало);
-"запретительно-штрафная"
и "ограничивающая" (экономические
санкции, плата за загрязнение,
- так называемая "экономическая"
- это, во-первых, система льгот
и кредитов на природоохранную
деятельность; во-вторых, все шире
распространяющийся "принцип выгодности",
то есть повышение
Наиболее широкое
Капитал, направление которого в ту или иную область всегда определяется выгодой, будет вращаться в сфере производства и торговли средствами индивидуальной экологической защиты до тех пор, пока для него не обозначится еще более выгодная сфера. Эффективное государственное регулирование должно направить поток инвестиций на деятельность по очищению и улучшению окружающей среды, то есть на изменение к лучшему самой экологической ситуации. Этому может способствовать предлагаемая стратегия разрешения экологических проблем.
Первым звеном этой стратегии является создание государственного экологического ("зеленого") фонда. Это достигается путем введения подушного экологического ("зеленого") налога, который будет являться основным источником поступлений в этот фонд.
Аргументацией необходимости
именно такого вида налога служит то, что,
во-первых, каждый из людей на планете
вольно или невольно внес свою лепту
в доведение ее до такого состояния,
в котором она находится
Разъяснение этого и доведение до сознания каждого человека является важнейшей задачей, как на планетном уровне, так и на федеральном, региональном, городском и локальном уровнях.
Дополнительными источниками поступлений в экологический фонд должны являться экологический налог с предприятий, штрафные санкции к предприятиям-загрязнителям, плата за загрязнение и т.д.
Таким образом, функцией определенной
структуры государственной
Другой ее важнейшей функцией является координирование усилий федеральных, региональных и т.д. экологических структур по разработке программы действий, направленных на разрешение экологических проблем, что является следующим звеном предлагаемой стратегии.
Главная цель такой программы
состоит именно в целостном обобщенном
обозначении существующих экологических
проблем и возможных вариантов
их разрешения с поступенчатой детализацией
от федерального до локального уровня.
Предварительно необходимо собрать
и систематизировать уже
Вышеназванные два звена обеспечивают реальные предпосылки для начала успешных и эффективных действий по очищению окружающей среды, как новой сферы хозяйственной деятельности. Для этого программой ясно обозначены экологические проблемы и возможные варианты их разрешения, а экологическим фондом сконцентрированы денежные средства, направляемые в целевом порядке на это.
Непосредственная реализация механизма разрешения экологических проблем составляет основное центральное звено предлагаемой стратегии. Суть его состоит в том, что появляется отрасль, если так можно выразиться, "отрасль производства очистки", которая занимет место рядом со всем уже давно существующим спектром отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, нефтепереработка, сельское хозяйство и т.д. и т.п.
Так называемым "сырьем" для этой отрасли выступает та или иная территориальная часть загрязненной окружающей среды - обозначенный программой проблемный экологический узел.
"Предприниматель" (под
которым понимается то или
иное либо юридическое, либо
физическое лицо) авансирует капитал,
направляемый на процесс
Именно "предприниматель" определяет, как разрешить экологические проблемы на принятой им территории. Для этого он может использовать различные приемы и способы - например, внедрение научых экологических разработок, прогрессивных технологий, также непосредственная ликвидация загрязнений с помощью тех или иных технических средств. В функцию "предпринимателя" включается и дальнейшее поддержание качественного состояния окружающей среды на данной территории посредством контроля деятельности хозяйственных объектов, наносящих ущерб природной среде.
Спектр деятельности "предпринимателя" очень широк: от разрешения проблемы переработки промышленных радиоактивных отходов, от разрешения проблемы промышленных выбросов в атмосферу до восстановления маленькой загрязненной речки или превращения заброшенного участка земли в курортную зону.
"Готовый продукт"
становится "товаром" на той
стадии, когда "предприниматель"
продает его населению через
возмещение своих затрат и
получение причитающейся
Порядок определения "цены"
предполагает обязательное подтверждение
затрат государственной экологической
экспертизой. Сумма же прибыли устанавливается
путем заключения предварительного
договора (также обозначающего сроки
выполнения работ и предусматривающего
прочие детали их взаимоотношений) между
"предпринимателем" и структурой
государственной власти, функцией которой
является государственное экологическое
регулирование и
Функции государства, однако, этим не ограничиваются. Например, при разрешении крупномасштабных экологических проблем на федеральном уровне государство может непосредственно выступать инициатором действий, размещая ли государственный заказ на выпуск экологически чистой продукции, или же финансируя глобальные научные разработки в области экологии и их внедрение.
Например, та же проблема загрязнения
атмосферы автомобильным
Государственной структурой на городском уровне может быть разрешена проблема качества питьевой воды путем заказа на внедрение прогрессивных (безреактивных) методов очистки сточных вод, на замену водопроводных труб и т.д.
Рост населения при нынешнем состоянии производства и уровне экологического сознания существенно влияет на рост загрязнения природной среды и истощение природных ресурсов. XX в. переживает своего рода демографическую революцию, когда благодаря достижениям медицинской науки, росту общего благосостояния резко увеличился рост народонаселения в результате сокращения смертности и повышения рождаемости. Возьмем такие примеры: если в прошлом веке за 100 лет население прибавилось на 1 млрд, то в начале XX в. этот миллиард был достигнут уже за 30 лет, а во второй половине XX в. население увеличилось на миллиард за 15 лет. В настоящее время темпы прироста населения составляют 150 человек в минуту.
На 1994 г. на земном шаре проживает 5 млрд 500 млн человек. К 2000 г. при данных темпах роста ожидается 6 млрд человек. Причем 56 % населения будет находиться в Азии, 25 % — в Африке, 11%—в Латинской Америке, 8%—в Европе и
3 % — в Северной Америке.
Таким образом, традиционно
Такое перераспределение населения,
возможно, усилит экологические противоречия.
В этих странах будут ощущаться
большие трудности с
Принцип перехода избыточности в самоограничение
Закон развития системы за счет окружающей среды
Закон развития природной системы
за счет окружающей ее среды: любая
система может развиваться
1) абсолютно безотходное
2) любая более
3) биосфера Земли как система
развивается не только за счет
ресурсов планеты, но
Закон снижения энергетической эффективности природопользования: с ходом исторического времени при получении из природных систем полезной продукции на ее единицу в среднем затрачивается все больше энергии. Увеличиваются и энергетические расходы на одного человека: расход энергии на одного человека (в килокалориях в сутки) в каменном веке был порядка 4 тыс., в аграрном обществе – 12 тыс., в индустриальную эпоху 70 тыс., а в передовых развитых странах настоящего времени – 230 – 250 тыс.
Информация о работе Экологические проблемы современности и пути их решения