Экологические проблемы современности и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 05:44, контрольная работа

Описание работы

Экологическое право — одна из отраслей российского права. Оно регулирует общественные (экологические) отношения в сфере взаимодействия общества и природы в интересах настоящего и будущего поколений людей. Слово «экология» (от греческого оiсоs — дом, жилище, местопребывание... и логос — учение) означает учение о доме, где ты живешь, о месте, где ты живешь.

Работа содержит 1 файл

КСЕ контрольная.docx

— 39.53 Кб (Скачать)

В числе субъективных факторов, влияющих на состояние окружающей среды, надо назвать еще два. Это экологическое невежество и экологический нигилизм. Общим у них является пренебрежение знанием и использованием экологических закономерностей в общении человека и окружающей среды — своего рода экологический анархизм. Особенности этих факторов не имеют существенного значения. Экологическое невежество — нежелание изучать законы взаимосвязи человека и окружающей среды; экологический нигилизм — нежелание руководствоваться этими законами, пренебрежительное к ним отношение. Нигилист может и обладать знаниями этих законов, но относиться пренебрежительно к их применению, игнорировать их в экономической деятельности. Экологическое невежество и экологический нигилизм в сочетании с потребительской психологией заняли господствующее место среди проблем охраны окружающей природной среды.

 

 

 

 

Стратегия разрешения экологических проблем

Будущее, возможность дальнейшей жизни и процветания человечества зависят от того, насколько сможет сложиться гармония его взаимоотношений с окружающей средой; в частности - насколько эффективно человечество сможет подойти к решению существующих экологических проблем.

Возникновение этих проблем  лежит в существующем конфликте, противоречии между стремлением общества к удовлетворению своих потребностей, которое проявляется в развитии тех или иных сфер производства и потребления, и возникающим  в результате негативным взаимодействием этого развития на окружающую среду - чрезмерном потреблении ее ресурсов, ее загрязнении. Существующий механизм разрешения этого противоречия сводится к трем основным формам:

-"воспитательно-убеждающая" (делать то, что полезно для  окружающей среды, во что бы  это не стало);

-"запретительно-штрафная" и "ограничивающая" (экономические  санкции, плата за загрязнение,  ПДК);

- так называемая "экономическая" - это, во-первых, система льгот  и кредитов на природоохранную  деятельность; во-вторых, все шире  распространяющийся "принцип выгодности", то есть повышение конкурентоспособности  за счет лучших экологических  свойств продукции (включение  в цену, этикирование, лицензирование).

Наиболее широкое распространение  из средств индивидуальной экологической  защиты получили бытовые очистители воды, использование которых многими  расценивается как довольно эффективный  и действенный способ разрешения проблемы неудовлетворительного качества питьевой воды и минимизации экологического ущерба. Главным аргументом сторонников подобных взглядов служит то, что использование фильтров способствует снижению заболеваемости людей и увеличению продолжительности их жизни. Однако, подобная "забота о людях" распространяется лишь на ту часть населения, которая экономически способна пользоваться водоочистителями; эффективность же очистки воды тем или иным водоочистителем, как правило, пропорциональна его стоимости. Самое главное, подобный путь разрешения проблемы неудовлетворительного качества воды имеет все предпосылки к тому, чтобы стать альтернативным комплексу централизованных мер, направленных на улучшение процессов водоподготовки и водоснабжения, ведущему к равной для всех людей возможности употребления чистой питьевой воды.

Капитал, направление которого в ту или иную область всегда определяется выгодой, будет вращаться в сфере  производства и торговли средствами индивидуальной экологической защиты до тех пор, пока для него не обозначится  еще более выгодная сфера. Эффективное  государственное регулирование  должно направить поток инвестиций на деятельность по очищению и улучшению  окружающей среды, то есть на изменение  к лучшему самой экологической ситуации. Этому может способствовать предлагаемая стратегия разрешения экологических проблем.

Первым звеном этой стратегии  является создание государственного экологического ("зеленого") фонда. Это достигается путем введения подушного экологического ("зеленого") налога, который будет являться основным источником поступлений в этот фонд.

Аргументацией необходимости  именно такого вида налога служит то, что, во-первых, каждый из людей на планете  вольно или невольно внес свою лепту  в доведение ее до такого состояния, в котором она находится сейчас, и, во-вторых, то, что будущее каждого  из людей и его потомков зависит  от того, насколько исправится и  улучшится состояние окружающей среды.

Разъяснение этого и доведение  до сознания каждого человека является важнейшей задачей, как на планетном  уровне, так и на федеральном, региональном, городском и локальном уровнях.

Дополнительными источниками  поступлений в экологический  фонд должны являться экологический  налог с предприятий, штрафные санкции  к предприятиям-загрязнителям, плата  за загрязнение и т.д.

Таким образом, функцией определенной структуры государственной власти становится концентрирование и распределение  средств, направляемых на разрешение экологических  проблем. Это происходит путем введения государственным законом подушного  экологического налога (предварительно разработав методику его расчета  и механизм изъятия), а также путем  объединения дополнительных источников поступлений в экологический  фонд.

Другой ее важнейшей функцией является координирование усилий федеральных, региональных и т.д. экологических  структур по разработке программы действий, направленных на разрешение экологических проблем, что является следующим звеном предлагаемой стратегии.

Главная цель такой программы  состоит именно в целостном обобщенном обозначении существующих экологических  проблем и возможных вариантов  их разрешения с поступенчатой детализацией от федерального до локального уровня. Предварительно необходимо собрать  и систематизировать уже имеющуюся  информацию в данной области, затем  ее дополнить и обобщить. В рамках программы должны быть определены приоритеты действий как по объектам хозяйственной  деятельности - основным источникам загрязнения, так и по основным компонентам  окружающей природной среды. В окончательном  же варианте программа должна давать четко обозначенное представление  о всем взаимосвязанном комплексе экологических проблем на том или ином уровне; то есть давать конкретный ответ на вопрос, какие проблемы существуют, и на вопрос, что нужно сделать для того, чтобы положение окружающей среды перешло в качественно лучшее состояние.

Вышеназванные два звена  обеспечивают реальные предпосылки  для начала успешных и эффективных  действий по очищению окружающей среды, как новой сферы хозяйственной  деятельности. Для этого программой ясно обозначены экологические проблемы и возможные варианты их разрешения, а экологическим фондом сконцентрированы денежные средства, направляемые в  целевом порядке на это.

Непосредственная  реализация механизма разрешения экологических проблем составляет основное центральное звено предлагаемой стратегии. Суть его состоит в том, что появляется отрасль, если так можно выразиться, "отрасль производства очистки", которая занимет место рядом со всем уже давно существующим спектром отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, нефтепереработка, сельское хозяйство и т.д. и т.п.

Так называемым "сырьем" для этой отрасли выступает та или иная территориальная часть  загрязненной окружающей среды - обозначенный программой проблемный экологический  узел.

"Предприниматель" (под  которым понимается то или  иное либо юридическое, либо  физическое лицо) авансирует капитал,  направляемый на процесс доведения  этого "сырья" посредством  привлечения рабочей силы, использования  различных ресурсов, средств, способов  и приемов до состояния "готового  продукта", которым является уже  очищенная территориальная часть  окружаюей среды или же хозяйственный  объект с уже разрешенными  на нем экологическими проблемами.

Именно "предприниматель" определяет, как разрешить экологические проблемы на принятой им территории. Для этого он может использовать различные приемы и способы - например, внедрение научых экологических разработок, прогрессивных технологий, также непосредственная ликвидация загрязнений с помощью тех или иных технических средств. В функцию "предпринимателя" включается и дальнейшее поддержание качественного состояния окружающей среды на данной территории посредством контроля деятельности хозяйственных объектов, наносящих ущерб природной среде.

Спектр деятельности "предпринимателя" очень широк: от разрешения проблемы переработки промышленных радиоактивных  отходов, от разрешения проблемы промышленных выбросов в атмосферу до восстановления маленькой загрязненной речки или  превращения заброшенного участка  земли в курортную зону.

"Готовый продукт"  становится "товаром" на той  стадии, когда "предприниматель"  продает его населению через  возмещение своих затрат и  получение причитающейся прибыли  из сконцентрированных государством  средств экологического фонда.

Порядок определения "цены" предполагает обязательное подтверждение  затрат государственной экологической  экспертизой. Сумма же прибыли устанавливается  путем заключения предварительного договора (также обозначающего сроки  выполнения работ и предусматривающего прочие детали их взаимоотношений) между "предпринимателем" и структурой государственной власти, функцией которой  является государственное экологическое  регулирование и координирование  действий структур, занимающихся "производством  очистки".

Функции государства, однако, этим не ограничиваются. Например, при  разрешении крупномасштабных экологических  проблем на федеральном уровне государство может непосредственно выступать инициатором действий, размещая ли государственный заказ на выпуск экологически чистой продукции, или же финансируя глобальные научные разработки в области экологии и их внедрение.

Например, та же проблема загрязнения  атмосферы автомобильным транспортом  может быть успешно разрешена, если государство произведет заказ на выпуск автомашин, снабженных аппаратурой  контроля выхлопных газов, которая  еще и не дает работать двигателю, если их концентрация превышает норму (японский опыт). Причем, экономические  рычаги должны зафиксировать цену на эту продукцию на том уровне, который  бы обеспечивал ее конкурентноспособность не только по качественным характеристикам, но и по доступности потребителю.

Государственной структурой на городском уровне может быть разрешена  проблема качества питьевой воды путем  заказа на внедрение прогрессивных (безреактивных) методов очистки  сточных вод, на замену водопроводных  труб и т.д.

 

Население Земли: перспективы  роста

Рост населения при  нынешнем состоянии производства и уровне экологического сознания существенно влияет на рост загрязнения природной среды и истощение природных ресурсов. XX в. переживает своего рода демографическую революцию, когда благодаря достижениям медицинской науки, росту общего благосостояния резко увеличился рост народонаселения в результате сокращения смертности и повышения рождаемости. Возьмем такие примеры: если в прошлом веке за 100 лет население прибавилось на 1 млрд, то в начале XX в. этот миллиард был достигнут уже за 30 лет, а во второй половине XX в. население увеличилось на миллиард за 15 лет. В настоящее время темпы прироста населения составляют 150 человек в минуту.

На 1994 г. на земном шаре проживает 5 млрд 500 млн человек. К 2000 г. при данных темпах роста ожидается 6 млрд человек. Причем 56 % населения будет находиться в Азии, 25 % — в Африке, 11%—в Латинской  Америке, 8%—в Европе и 

3 % — в Северной Америке.  Таким образом, традиционно развитые  страны Европы и Северной Америки  постепенно по количеству населения  уже и сейчас уступают место  развивающимся странам Азии, Африки  и Южной Америки.

Такое перераспределение населения, возможно, усилит экологические противоречия. В этих странах будут ощущаться  большие трудности с обеспечением экологической безопасности в смысле затрат средств на внедрение безотходных  технологий и создание системы очистных сооружений. Здесь велика будет роль развитых стран, которые могли бы оказать помощь в создании системы  экологической безопасности. Именно так стоял вопрос на прошедшей  в 1992 г. международной конференции  в Рио-де-Жанейро, посвященной всемирным  проблемам охраны окружающей среды. Ученые и общественность развивающихся  стран Америки, Африки, Азии поставили  вопрос перед крупными капиталистическими державами о том, чтобы часть  средств, вырученных от торговли со странами Азии, Африки и Америки, была направлена на экологические нужды, на экологическую  помощь в эти страны. Иначе говоря, речь шла о своего рода перераспределении  средств экологической защиты между  богатыми и бедными странами. Однако эта идея не нашла поддержки среди  развитых стран и в этой части  конференция не приняла никаких  решений.

 

Принцип перехода избыточности в самоограничение

Закон развития системы  за счет окружающей среды

Закон развития природной системы  за счет окружающей ее среды: любая  система может развиваться только за счет использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды; абсолютно изолированное  саморазвитие невозможно. Из закона вытекают следствия, имеющие важное теоретическое  и практическое значение:

1) абсолютно безотходное производство  невозможно (оно равнозначно созданию  вечного двигателя);

2) любая более высокоорганизованная  биотическая система, используя  и видоизменяя среду жизни,  представляет потенциальную угрозу  для более низкоорганизованных  систем (благодаря этому в земной  биосфере невозможно повторное  зарождение жизни – она будет  уничтожена существующими организмами);

3) биосфера Земли как система  развивается не только за счет  ресурсов планеты, но опосредованно  за счет и под управляющим  воздействием космических систем (прежде всего Солнечной).

Закон снижения энергетической эффективности  природопользования: с ходом исторического  времени при получении из природных  систем полезной продукции на ее единицу  в среднем затрачивается все  больше энергии. Увеличиваются и  энергетические расходы на одного человека: расход энергии на одного человека (в килокалориях в сутки) в каменном веке был порядка 4 тыс., в аграрном обществе – 12 тыс., в индустриальную эпоху 70 тыс., а в передовых развитых странах настоящего времени – 230 – 250 тыс.

Информация о работе Экологические проблемы современности и пути их решения