Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 17:45, реферат
Первоначально генетика изучала общие закономерности наследственности и изменчивости на основании фенотипических данных.
Понимание механизмов наследственности, то есть роли генов как элементарных носителей наследственной информации, хромосомная теория наследственности и т. д. стало возможным с применением к проблеме наследственности методов цитологии, молекулярной биологии и других смежных дисциплин.
- Введение
- Основная часть
1. История развития генетики
1.1 Работы Грегора Менделя. Законы Менделя
2. Классическая генетика
3. Генетика в России и СССР
4. Разделы генетики
- Заключение
- Список литературы
Известно, что в каждой клетке организма в большинстве случаев имеется совершенно одинаковый диплоидный набор хромосом. Две гомологичные хромосомы обычно содержат каждая по одному аллелю данного гена.
На схеме
показан мейоз клетки с диплоидным
набором 2n=4 (две пары гомологичных хромосом).
Отцовские и материнские хромосомы
обозначены разным цветом.
В процессе
образования гамет у гибрида
гомологичные хромосомы во время I мейотического
деления попадают в разные клетки.
При слиянии мужских и женских
гамет получается зигота с диплоидным
набором хромосом. При этом половину
хромосом зигота получает от отцовского
организма, половину — от материнского.
По данной паре хромосом (и данной паре
аллелей) образуются два сорта гамет. При
оплодотворении гаметы, несущие одинаковые
или разные аллели, случайно встречаются
друг с другом. В силу статистической вероятности при достаточно большом
количестве гамет в потомстве 25 % генотипов
будут гомозиготными доминантными, 50 % —
гетерозиготными, 25 % — гомозиготными рецессивными,
то есть устанавливается отношение 1АА:2Аа:1аа
(расщепление по генотипу 1:2:1). Соответственно
по фенотипу потомство второго поколения
при моногибридном скрещивании распределяется
в отношении 3:1 (3/4 особей с доминантным
признаком, 1/4 особей с рецессивным). Таким
образом, при моногибридном скрещивании цитологическая основа расщепления
признаков — расхождение гомологичных
хромосом и образование гаплоидных половых
клеток в мейозе.
Закон
независимого наследования (третий
закон Менделя) — при скрещивании двух
гомозиготных особей, отличающихся друг
от друга по двум (и более) парам альтернативных
признаков, гены и соответствующие им
признаки наследуются независимо друг
от друга и комбинируются во всех возможных
сочетаниях (как и при моногибридном скрещивании).
Когда скрещивались растения, отличающиеся
по нескольким признакам, таким как белые
и пурпурные цветы и желтые или зелёные
горошины, наследование каждого из признаков
следовало первым двум законам и в потомстве
они комбинировались таким образом, как
будто их наследование происходило независимо
друг от друга. Первое поколение после
скрещивания обладало доминантным фенотипом
по всем признакам. Во втором поколении
наблюдалось расщепление фенотипов по
формуле 9:3:3:1, то есть 9:16 были с пурпурными
цветами и желтыми горошинами, 3:16 с белыми
цветами и желтыми горошинами, 3:16 с пурпурными
цветами и зелёными горошинами, 1:16 с белыми
цветами и зелёными горошинами.
Менделю
попались признаки, гены которых находились
в разных парах гомологичных хромосом
гороха. При мейозе гомологичные хромосомы
разных пар комбинируются в гаметах случайным
образом. Если в гамету попала отцовская
хромосома первой пары, то с равной вероятностью
в эту гамету может попасть как отцовская,
так и материнская хромосома второй пары.
Поэтому признаки, гены которых находятся
в разных парах гомологичных хромосом,
комбинируются независимо друг от друга.
(Впоследствии выяснилось, что из исследованных
Менделем семи пар признаков у гороха,
у которого диплоидное число хромосом
2n=14, гены, отвечающие за одну из пар признаков,
находились в одной и той же хромосоме.
Однако Мендель не обнаружил нарушения
закона независимого наследования, так
как сцепления между этими генами не наблюдалось
из-за большого расстояния между ними).
Классическая генетика
В начале XX века работы Менделя вновь привлекли внимание в связи с исследованиями Карла Корренса, Эриха фон Чермака и Гуго Де Фриза по гибридизации растений, в которых были подтверждены основные выводы о независимом наследовании признаков и о численных соотношениях при «расщеплении» признаков в потомстве.
Вскоре английский натуралист Уильям Бэтсон ввёл в употребление название новой научной дисциплины: генетика (в 1905 г. в частном письме и в 1906 г. публично). В 1909 году датским ботаником Вильгельмом Йоханнсеном введён в употребление термин «ген».
Важным
вкладом в развитие генетики стала хромосомная теория
наследственности,
разработанная, прежде всего, благодаря
усилиям американского генетика Томаса Ханта Моргана и его учеников и сотрудников,
избравших объектом своих исследований
плодовую мушку Drosophila melanogaster. Изучение
закономерностей сцепленного
наследования
позволило путем анализа результатов
скрещиваний составить карты расположения
генов в «группах сцепления» и сопоставить
группы сцепления с хромосомами (1910—1913 гг.).
Генетика
в России и СССР
Если не считать опытов по гибридизации растений в XVIII в., первые работы по генетике в России были начаты в начале XX в. как на опытных сельскохозяйственных станциях, так и в среде университетских биологов, преимущественно тех, кто занимался экспериментальной ботаникой и зоологией.
После революции и гражданской войны 1917—1922 гг. началось стремительное организационное развитие науки. К концу 1930-х годов в СССР была создана обширная сеть научно-исследовательских институтов и опытных станций (как в Академии наук СССР, так и во Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина (ВАСХНИЛ)), а также вузовских кафедр генетики. Признанными лидерами направления были Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский, С. С. Четвериков и др. В СССР издавали переводы трудов иностранных генетиков, в том числе Т. Х. Моргана, Г. Мёллера, ряд генетиков участвовали в международных программах научного обмена. Американский генетик Г. Мёллер работал в СССР (1934—1937), советские генетики работали за границей. Н. В. Тимофеев-Ресовский — в Германии (с 1925 г.), Ф. Г. Добржанский — в США (с 1927 г.).
В 1930-е
гг. в рядах генетиков и
На рубеже 1930—1940-х гг. в ходе так называемого Большого террора большинство сотрудников аппарата ЦК ВКП (б), курировавших генетику, и ряд видных генетиков были арестованы, многие расстреляны или погибли в тюрьмах (в том числе, Н. И. Вавилов). После войны дебаты возобновились с новой силой. Генетики, опираясь на авторитет международного научного сообщества, снова попытались склонить чашу весов в свою сторону, однако с началом холодной войны ситуация значительно изменилась. В 1948 году на августовской сессии ВАСХНИЛ Т. Д. Лысенко, пользуясь поддержкой И. В. Сталина, объявил генетику лженаукой. Лысенко воспользовался некомпетентностью партийного руководства в науке, «пообещав партии» быстрое создание новых высокопродуктивных сортов зерна («ветвистая пшеница») и др. С этого момента начался период гонений на генетику, который получил название лысенковщины и продолжался вплоть до снятия Н. С. Хрущева с поста генерального секретаря ЦК КПСС в 1964 году.
Лично Т. Д. Лысенко и его сторонники получили контроль над институтами отделения биологии АН СССР, ВАСХНИЛ и вузовскими кафедрами. Были изданы новые учебники для школ и вузов, написанные с позиций «Мичуринской биологии». Генетики вынуждены были оставить научную деятельность или радикально изменить профиль работы. Некоторым удалось продолжить исследования по генетике в рамках программ по изучению радиационной и химической опасности за пределами организаций, подконтрольных Т. Д. Лысенко и его сторонникам.
Сходные
с лысенковщиной явления
После
открытия и расшифровки структуры ДНК,
физической базы генов (1953 г.), с середины 1960-х г.
началось восстановление генетики. Министр
просвещения РСФСР В. Н. Столетов инициировал широкую
дискуссию между лысенковцами и генетиками,
в результате было опубликовано много
новых работ по генетике. В 1963 г. вышел в
свет университетский учебник М. Е. Лобашёва Генетика, выдержавший
впоследствии несколько изданий. Вскоре
появился и новый школьный учебник Общая
биология под редакцией Ю. И. Полянского, используемый, наряду
с другими, и по сей день.
Разделы генетики
Классическая генетика
Популяционная генетика
Археогенетика
Молекулярная генетика
Геномика
Медицинская генетика
Генная инженерия
Спортивная генетика
Судебно-медицинская генетика
Криминалистическая генетика
Биохимическая генетика
Генетика человека
Генетика микроорганизмов
Генетика растений
Эволюционная генетика
Биометрическая генетика
Экологическая генетика
Генетика количественных признаков
Физиологическая генетика
Психиатрическая генетика
Генетика соматических клеток
Генетика вирусов
Генетика пола
Радиационная генетика
Генетика развития
Функциональная
генетика
Заключение
В данном
реферате рассмотрен исторический процесс
развития генетики.
Реферат состоит из четырёх частей. В первой
части рассмотрены основные положения
развития генетики и описаны законы Грегора
менделя. Во второй части описана классическая
генетика. В третьей части показано состояние
генетики в России и СССР. В четвёртой
части перечислены разделы генетики. Генетика
до сих пор остается наукой хранящей в
себе множество тайн.
Список Литературы:
- ред. М.С. Гиляров
Большой энциклопедический словарь. Биология
— 3. — Москва: Большая российская энциклопедия,
1999. — ISBN
5852702528.
- http://ru.wikipedia.org
- Ярыгин В.Н., Волков
И.Н. и др. Биология. - М.: Владос, 2001
- Биология / Под ред. Чебышева. Н.В. - М.:
ГОУ ВУНМЦ,2005.
- В. Н. Сойфер,
Э.Р. Пилле, О. Г. Газенко,
Л.В. Крушинский, С. Я.
Залкинд и др. "История биологии с начала
XX века до наших дней" М. 1975.