История естествознания

Автор: Юлия Власова, 06 Октября 2010 в 17:41, реферат

Описание работы

Историю развития естествознания можно проследить с VI в. до н.э. Начиная с эпохи Коперника, история естествознания рас¬сматривается в свете научных революций, связанных с выявлени¬ем фундаментальных принципов природы.
Но, некоторые историки науки считают, что естествознание возникло примерно в VI веке до н. э. в Древней Греции, где на фоне разложения мифологического мышления возникают первые программы исследования природы. Уже в Древнем Египте и Вавилоне были накоплены значительные математические знания, но только греки начали доказывать теоремы. Если науку трактовать как знания с его обоснованием, то вполне справедливо считать, что она возникла примерно в V веке до н. э. в городах-полисах Греции – очаге будущей европейской культуры.
Итак, историческое развитие человечества постоянно опровождалось развитием науки.
Ученые, внесшие свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в себе профессио¬нальные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высо¬кой степени интуиции.
С тех пор прошло уже много времени. Современная наука быстро прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах. Современное естествознание представляет собой сложную, развет¬вленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислитель¬ной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергети¬ку.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Шумерская цивилизация и древнешумерский язык.....…………………….4
1.1 "Клинопись"- шумерское письмо...............................………………………..4
2. Основные этапы развития естествознания……………………………….…5
2.1. Древнегреческий период……………………………………………………..6
2.2. Эллинистический период………………………………………………….....7
2.3. Древнеримский период античной натурфилософии…………………….…8
2.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания………………………...9
2.5. Естествознание в средневековой Европе…………………………………...9
2.6. Этап, называемый «научной революцией»…………………………….….10
3. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования….....11
4. Революция в естествознании……………………………………………....12
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

История естествознания.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

4. Революции в естествознании. 

      В истории естествознания процесс  накопления знаний сменялся периодами научных революций, когда происходила ломка старых представлений и взамен их возникали новые теории.

      Крупные научные революции связаны с такими достижения человеческой мысли, как:

      ü учение о гелиоцентрической системе мира Н. Коперника,

      ü создание классической механики И. Ньютоном,

    ü ряд фундаментальных открытий в биологии, геологии, химии и физике в первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволюционного развития природы и установившие тесную взаимосвязь многих явлений природы,

    üкрупные открытия в начале XX столетия в области микромира, создание квантовой механики и теории относительности.

    Рассмотрим эти основные достижения.

      sПольский астроном Н. Коперник, предложил гелиоцентрическую картину мира вместо прежней птолемеевой (геоцентрической). Она явилась продолжением космологических идей Аристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. Заслуга Н. Коперника состояла также в том, что он устранил вопрос о «перводвигателе» движения во Вселенной, так как, согласно его учению, движение является естественным свойством всех небесных и земных тел. Вполне понятно, что его учение не соответствовало мировоззрению католической церкви, и с этого времени начинается противостояние науки и церкви по главным вопросам, касающимся природы.

       s Сравнимые по масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от Аристотелевой физики к Ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эффективность при решении многих проблем. С тех пор западная наука добилась крупных успехов и стала мощной силой, преобразующей мир. К тому же она определенным образом формировала мировоззрение ученых. Вступала в силу механистическая картина мира.

      s Говоря о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему — проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени.

      s Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это — универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

      Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век  считается началом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.

      s Развитие биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем:

      1. Г. Мендель (1822-1884) открыл законы наследственности, скрещивая семена гороха в течение восьми лет.

      2.  Исследуя, бактерии, Л. Пастер показал, что они присутствуют в атмосфере, распространяются капельным путем и их можно разрушить высокой температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.

      2. Итогом развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809— 1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии. Можно сказать, что Коперниковская революция указала место человека в пространстве, а теория Дарвина определила место человека во временной шкале мира.

       s Следующая научная революция, после которой резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с физикой. Это произошло в конце XIX — начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся, прежде всего:

      ü исследования Фарадея по электрическим явлениям,

      ü работы Максвелла и Герца по электродинамике,

      ü изучение явления радиоактивности Беккерелем,

      ü открытие первой элементарной частицы (электрона) Томсоном и т.д.

      Проникая  в область микромира, физики столкнулись  с неожиданными проявлениями физической реальности, для описания которой возникла потребность в новой теории, ибо сделать это с помощью классической механики не удавалось. Поэтапно, благодаря работам ряда физиков, была построена физическая теория микромира, создана квантовая механика. Согласно этой теории, движение микрочастиц в пространстве и времени не имеет ничего общего с механическим движением макрообъектов и подчиняется соотношению неопределенностей: если известно положение микрочастицы в пространстве, то остается неизвестным ее импульс и наоборот.

      s В 1905 г. А. Эйнштейн создал специальную теорию относительности, в которой свойства пространства и времени связаны с материей и вне материи теряют смысл. Эта теория дает преобразование пространственных и временных координат тел, которые двигаются со скоростями, сравнимыми со скоростью света. Вторая часть теории, которая называется общей теорией относительности, связывает присутствие больших гравитационных полей (или массы) с искривлением пространства. Эта часть теории используется в космологических моделях. 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Итак, историческое развитие человечества постоянно опровождалось развитием науки.

Ученые, внесшие  свой вклад в развитие науки, были яркими личностями - они сочетали в  себе профессиональные качества в своей области с высокой культурой духа. Новые теории строились на основе не только строгого разума, но и высокой степени интуиции.

      С тех пор прошло уже много времени.  Современная наука быстро прогрессирует, и научные открытия совершаются на наших глазах.  Современное естествознание представляет собой сложную, разветвленную систему множества наук. Ведущими науками XX в. по праву можно считать физику, биологию, науки о космосе, прикладную математику (неразрывно связанную с вычислительной техникой и компьютеризацией), кибернетику, синергетику.

      Но  не только последние научные данные можно считать современными, а все те, которые входят в толщу современной науки, образуя ее краеугольные камни, поскольку наука не состоит из отдельных, мало связанных между собой теорий, а представляет собой во многом единое целое, состоящее из разновременных по своему происхождению частей.  

      Наука – это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории –  как быстро развивающемуся росту  смелых гипотез, контролируемых экспериментом  и критикой.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы.

 
  1. Горелов А.А. Концепция современного естествознания. - М.: ЦЕНТР, 2000.
  2. Данилова B.C., Кожевников Н.Н. Основные концепции современного естествознания. — М.: Аспект Пресс, 2000.
  3. Мотылева Л.С. и др. Концепции современного естествознания. — Спб.: Союз, 2000.
  4. Концепции современного естествознания /Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  5. Найдыш В.М. Концепции современного естествознания. М.,2002

Информация о работе История естествознания