Этап, называемый «научной
революцией»
Периодом «научной революции» иногда
называют время между 1543 и 1687 гг.
Первая дата соответствует публикации
Н. Коперником работы «Об обращениях
небесных сфер»; вторая – И. Ньютоном «Математические
начала натуральной философии».
Все началось с астрономической
революции Коперника, Тихо Браге, Кеплера,
Галилея, которая разрушила космологию
Аристотеля – Птолемея, просуществовавшую
около полутора тысяч лет.
- Коперник поместил в центр мира не Землю, а Солнце;
- Тихо Браге – идейный противник Коперника – движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу;
- Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллиптические, количественно описал характер движения планет по этим орбитам;
- Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.
- Данный ряд ученых завершает Ньютон, который в своей теории гравитации объединил физику Галилея и физику Кеплера.
В течение этого периода изменился
не только образ мира. Изменились и
представления о человеке, о науке,
об ученом, о научном поиске и
научных институтах, об отношениях
между наукой и обществом, между
наукой и философией, между научным
знанием и религиозной верой.
Выделим во всем этом следующие основные
моменты.
- Земля, по Копернику, – не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля – обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?
- Наука становится не привилегией отдельного мага или просвещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Аристотеля), который все сказал. Теперь наука – исследование и раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.
- Наиболее характерная черта возникшей науки – ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной.
- Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию.
Научная революция порождает современного
ученого-экспериментатора, сила которого
– в эксперименте, становящемся все более
и более точным, строгим благодаря новым
измерительным приборам. Новое знание
опирается на союз теории и практики, который
часто получает развитие в кооперации
ученых, с одной стороны, и техников и мастеров
высшего разряда (инженеров, художников,
гидравликов, архитекторов и т.д.) – с другой.
Возникновение нового метода исследования
– научного эксперимента оказало
огромное влияние на дальнейшее развитие
науки.