Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Исполнительная власть представляет собой систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение, т.е. включает три основных элемента - органы, управление, принуждение.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти Казахстана и Италии…………………………………..5
2. Государственные и политические режимы Казахстана и Италии………….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14

Работа содержит 1 файл

контр. по КПЗС.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОСКОВСКАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕНИЯ»

(МГЮА) ИМЕНИ О.Е. КУТАФИНА

ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) МГЮА В Г. КИРОВЕ 
 
 
 
 
 

                                                         Контрольная работа

                                                                   по конституционному праву

                                                   зарубежных стран

                                                                 студентки 3 курса группы

                                                     заочного отделения 
 

Вариант № 2. «Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ» 
 

Проживающей по адресу: 
 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти Казахстана и Италии…………………………………..5

2. Государственные и политические режимы Казахстана и Италии………….11

Заключение……………………………………………………………………….13

Список  использованной литературы…………………………………………...14 

 

Введение

     Исполнительная  власть представляет собой систему органов государственной власти, осуществляющих в процессе исполнения законов практическое управление обществом и использующих для этого в предусмотренных законом случаях административное принуждение, т.е. включает три основных элемента - органы, управление, принуждение.

     Можно выделить следующие задачи и функции  исполнительной власти: основная –  исполнительная, т.е. исполнение законов; прогнозирование – предвидение изменений в развитии каких-либо событий или процессов на основе наличной информации, в том числе научной; планирование – определение направлений, целей, задач и ожидаемых результатов той или иной управляемой деятельности; организация – создание органов управления, определение их функций и т.д.; правовое регулирование деятельности и функционирования соответствующих структур; общее руководство и оперативно-распорядительная работа; координация (согласование) действий различных органов управления, должностных лиц и организаций; контроль, т.е. проверка фактического положения дел для выявления и устранения нарушений законов; учет людских, материальных, денежных и иных средств для осуществления исполнительно-распорядительной деятельности; информационное обеспечение и информационно-аналитическая работа; методическое руководство; кадровое, финансирование и т.д.

     Рассмотрим  органы, которыми осуществляется исполнительная власть при различных формах правления.

     Орган исполнительной власти – это самостоятельная структурная единица в системе исполнительной власти, которая реализует функции государственного управления в рамках предоставленных полномочий в определенной сфере государственного ведения. Являясь частью государственного аппарата, он обладает определенной компетенцией, имеет структуру, территориальный масштаб деятельности, образуется в установленном законом или иными нормативными правовыми актами порядке.

     В абсолютных монархиях правительство формирует по своему усмотрению монарх. Премьер-министр и министры несут индивидуальную коллективную ответственность перед королем. Правительство заседает под руководством короля, а премьер председательствует только в отсутствие монарха. Несмотря на то, что Совет министров - орган коллегиальный, решение обычно принимает монарх, и правительство фактически никогда не выступает против его воли.

     В дуалистических монархиях правительство также формируется королем, но уже с учетом расстановки сил в парламенте. За монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, которое ответственно перед ним. Законодательная власть находиться у парламента.

     Место и роль правительства в парламентарных (конституционных) монархиях во многом соответствует той модели, которая функционирует в госмеханизме парламентарной республики. В монархиях, таких как Великобритания, Япония, глава государства фактически отстранен от активного участия в осуществлении государственной политики. Формально он сохраняет право назначения главы правительства и министров, однако занять эти посты могут только те лица, которые располагают поддержкой большинства парламента. Правительство несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом.

     Главой  исполнительной власти в президентской республике является избираемый народом президент, который совмещает эти функции с функциями главы государства. Также к органам исполнительной власти относится правительство с вспомогательными образованиями: министерства, агентства, ведомства и т.д.

       В парламентской республике глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентом (Президент, Правительство). Более подробно будет рассмотрено в основной части работы.

 

1. Порядок формирования, полномочия и ответственность органов исполнительной власти Казахстана и Италии 

     В этой части работы рассмотрим конституционные положения о порядке формирования, полномочиях и ответственности органов исполнительной власти в обеих странах.

     Исполнительная  власть Италии состоит из президента, совета министров и государственных учреждений.

     Раздел  второй Конституции Италии полностью  посвящён Президенту Республики (ст.ст. 83-91). Глава государства — президент, избираемый сроком на 7 лет парламентом и делегатами областных советов. Президент обладает широкими полномочиями. Он утверждает законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента и назначения новых выборов. Президент республики является главой государства и представляет национальное единство. В отношениях с Парламентом он осуществляет следующие полномочия: направляет палатам послания; назначает выборы новых палат и определяет день их первого заседания; разрешает представлять палатам законопроекты по инициативе Правительства; промульгирует законы, издает декреты, имеющие силу закона, и положения; может, заслушав председателей палат, распустить их обе или одну из них, за исключением последних шести месяцев своего мандата; в предусмотренных Конституцией случаях назначает народный референдум, а в случаях, предусмотренных законом – государственных должностных лиц. Президент является главнокомандующим Вооруженных сил, председательствует в создаваемом согласно закону Верховном совете обороны, объявляет по решению палат состояние войны.

     В отношениях с судебной властью его  полномочия заключаются в председательствовании  в Высшем совете магистратуры, а также в помиловании и смягчении наказаний. Президент жалует знаки отличия республики. Никакой акт Президента не действителен без контрасигнатуры предложившего его министра, который и принимает на себя за этот акт ответственность. Президентом может быть избран гражданин, достигший 50-летнего возраста и пользующийся гражданскими и политическими правами. Президент избирается Парламентом на совместном заседании всех его членов. В выборах участвуют также по три делегата от каждой области, которые избираются областными советами таким образом, чтобы обеспечить и представительство меньшинства. Данная процедура в условиях парламентской многопартийности – результат компромисса политических партий по поводу конкретной кандидатуры.

     Президент избирается на 7 лет и может неоднократно переизбираться.

     Если  Президент не может осуществлять свои функции, его замещает председатель Сената. Если Президент умер или  ушел в отставку, председатель Палаты депутатов назначает выборы нового Президента в течение 15 дней.

     Ответственность. Благодаря контрасигнатуре его актов Президент не ответственен за действия, совершенные при выполнении своих функций, за исключением государственной измены или посягательства на Конституцию.

     Согласно  статье 41  Конституции Республики Казахстан Президент Республики избирается совершеннолетними гражданами Казахстана на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий Президента — 5 лет, однако действующий президент сохраняет полномочия на 7 лет (по прежней версии Конституции) до 2012 года. Президентом Республики может быть избран гражданин Республики по рождению, не моложе сорока лет, свободно владеющий государственным языком и проживающий в Казахстане последние пятнадцать лет.

     Здесь видны различия в способе выборов Президента, а именно, Президент Италии избирается Парламентом, президент Казахстана избирается народом напрямую.

     Правительство Италии.

     В Конституции подраздел "Совет  министров" раздела "Правительство" состоит всего из пяти статей (ст. 92 - 96). Правительство на центральном уровне осуществляет любые исполнительные полномочия, которые не отнесены Конституцией к компетенции других органов.

     По  ст. 76 и 77 Конституции, Правительству  может быть делегировано осуществление  законодательной функции, если при этом будут определены принципы и руководящие критерии делегирования, ограничено его время и установлены предметы. Без делегирования со стороны палат Парламента Правительство не может издавать декреты, имеющие силу обычного закона.

     Формирование  правительства: Президент назначает Председателя Совета министров и по его предложению - министров. Председатель и министры образуют Совет министров, т. е. Правительство. До вступления в должность они приводятся Президентом к присяге. Затем Правительство должно получить доверие обеих палат Парламента. Назначение правительства целиком зависит от палат парламента, от соотношения политических сил в них. Правительство назначается Президентом республики после консультаций с лидерами партийных фракций в палатах и их председателями. Оно считается сформированным, если в течение 10 дней после своего образования получит доверие обоих палат.

     В Италии центральные и периферийные органы управления в качества своей  основы имеют министерства. Министерства могут быть сгруппированы по основным направлениям государственной политики. В первую группу входят министерства, функции которых направлены на сохранение и защиту государства преимущественно средствами внутреннего и международного права, - министерства внутренних дел, иностранных дел, юстиции, обороны. Вторая группа ведомств включает те, чьи функции связаны с финансовыми ресурсами, необходимыми для функционирования государства: министерство финансов, казначейство, ведомство экономического программирования. Третья группа включает министерства, деятельность которых связана с каким-либо одним сектором народного хозяйства - министерства сельского хозяйства и лесов, промышленности и торговли, внешней торговли, туризма. Четвертая группа включает ведомства, функции которых связаны с территорией государства, ее инфраструктурой и обслуживанием - министерства публичных работ, транспорта и гражданской авиации, торгового флота, почт и телекоммуникаций. Наконец, пятая группа включает министерства с преобладанием функций социального характера - министерства образования, труда и социального обеспечения, гигиены и здравоохранения, культуры и окружающей среды.

     Правительство Италии – наиболее активный орган исполнительной власти, включает председателя Совета министров и министров.

     Правительство солидарно ответственно перед обеими палатами. Председатель несет ответственность за общую политику, а министры коллективно ответственны за действия Совета министров и индивидуально – за действия своих ведомств. Правительство руководит страной по существу в соответствии с волей парламентского большинства: оно исполняет законы, принимает регламенты, декреты и разного рода постановления по управлению. Полномочия, предоставленные Конституцией Президенту республики, фактически осуществляются правительством. На практике правительство в Италии в гораздо большей мере, чем в других странах, зависит от воли палат парламента и несёт ответственность перед Парламентом. Конституцией Италии учреждено несколько вспомогательных и контрольных органов, оказывающих содействие парламенту и правительству: Национальный совет экономики и труда – формируется на корпоративной основе из представителей “групп интересов” (профсоюзов, предпринимательских организаций, организаций лиц свободных профессий и др.) и экспертов. Совет является консультативным органом парламента и правительства по экономическим и социальным вопросам и обладает правом законодательной инициативы. Государственный совет – консультативный юридический орган правительства и одновременно высший орган административной юстиции. Счетная палата – осуществляет предварительный контроль законности финансовых актов правительства и контроль за исполнением государственного бюджета.

Информация о работе Исполнительная власть в Италии и Казахстане: сравнительный анализ