Автор: n********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 00:30, реферат
Все тела окружающей природы человек всегда делил на живые существа и неживые предметы. С развитием естествознания накоплялись сведения о разнообразии форм живой природы, понятие о жизни и живом расширялось и изменялось. Существовали две противоположные точки зрения на вопрос о происхождении жизни и'ее особенности; диалектико-материалистическая и идеалистическая (метафизическая на религиозной основе). Между приверженцами обоих взглядов всегда велась жестокая борьба, в процессе которой и осуществлялось приближение к правильному пониманию сути жизни и ее происхождения.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
ДАРВИНИЗМ (ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ)
СИСТЕМАТИК ЛИНЕЯ
Ж. Б.ЛАМАРК И ЕГО ПЕРВАЯ ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
ЛАМАРК ОБ ИЗМЕНЧИВОСТИ И НАСЛЕДСТВЕННОСТИ
ДВА ЗАКОНА ЛАМАРКА
ПРОИСХОДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
ОЦЕНКА ТЕОРИИ ЛАМАРКА
ЖИЗНЬ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧАРЛЗА ДАРВИНА (1809--1882)
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ
ИЗМЕНЧИВОСТЬ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
ИССКУСТВЕННЫЙ ОТБОР
БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА
Использованная литература.
Близко подошел к решению проблемы происхождения человека Ч. Дарвин. На последней странице книги "Происхождение видов" он отметил, что теория эволюции прольет свет и на происхождение человека и на его историю. А в книге "Происхождение человека и половой отбор" Дарвин определяет место человека в системе животного мира и приводит большое количество фактов из сравнительной анатомии, эмбриологии, физиологии о родственности человека с млекопитающими, особенно с обезьянами. Эти факты он использовал для обоснования положения о том, что человек является следствием исторического развития животного мира, а его предком следует считать не современных обезьян, а тех приматов, которые жили
в прошлые эпохи.
Проблемы происхождения человека Дарвин окончательно не решил, потому что он стремился осуществить это главным образом с позиций биологии, на основе теории естественного отбора. Но он подготовил хорошую почву для создания научной теории антропогенеза. Ф. Энгельс показал, что становление человека происходило на основе социально-экономических закономерностей, а ведущим фактором превращения обезьяны в человека был труд.
Место человека в системе животного мира. По своим анатомо-физиологическим и другим биологическим особенностям человек имеет много общего с животными, хотя существенно отличается от них (является мыслящим существом). Он занимает такое систематическое положение. Отряд приматов объединяет значительное количество видов, которые подразделяются на три подотряда. Обезьяна и человек принадлежат к подотряду антропоидных (широконосые и узконосые)., Среди высших узконосых антропоидов выделяют семейство антропоморфных обезьян (гиббон, орангутан, горилла, шимпанзе) и самостоятельное, семейство гоминид, состоящее из одного рода Хомо, который подразделяется на три подрода, обезьянолюди, Древние люди, новые люди. Кроманьонцы и современные люди составляют единый вид Хомо Сапенес -- человек разумный.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Морфофизиологическое сходство человека и антропоидов. По общему плану строения и функциям основных систем (скелет; органы дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения и размножения; общие черты строения нервной системы и др.) человек имеет много общего с другими представителями класса млекопитающих, особенно с человекообразными обезьянами. Обезьяны имеют хорошо развитый головной мозг, в том числе полушария переднего мозга. У человека и обезьян совпадают сроки беременности и закономерности зародышевого развития, группы крови. Известны болезни (брюшной тиф, грипп, холера и Др.) и паразиты, общие для человекообразных обезьян и человека. С возрастом у обезьян выпадают зубы, седеют волосы.
Важным свидетельством животного происхождения человека являются атавизмы -- развитие признаков далеких предков (волосатость тела, внешний хвост, многососковость) и рудименты -- недоразвитые, утратившие функциональное значение органы и признаки, которых у человека насчитывают свыше 90 (ушные мышцы, дарвинов бугорок на ушной раковине, полулунная складка внутреннего угла глаза, аппендикс и др.).
Самое большое сходство с человеком по таким признакам, как пропорции тела, относительно короткие верхние конечности, строение таза, кисти и стопы, имеет горилла; шимпанзе похожа на человека особенностью строения черепа (большая округленность и сглаженность), размерами конечностей. Орангутан, как и человек, имеет 12 ребер. Но это не значит, что человек происходит от какого-либо из нынешних видов обезьян. Эти факты свидетельствуют о том, что человек и человекообразные обезьяны имели общего предка, давшего ряд ответвлений, и эволюция шла в разных направлениях.
Отличия человека от высших антропоидов. В процессе исторического развития у человека выработались признаки, по которым он существенно отличается от обезьян. Характерной чертой человека являются изменения органов в связи с прямохождением (8-образ-ный позвоночник, более широкий таз, вогнутая стопа, соотношение длины конечностей и развития отдельных их частей, особенности строения грудной клетки, мышц, внутренних органов).
Существенна разница в развитии, форме и строении черепа: у обезьян лицевая часть преобладает над мозговой, лоб скошенный/ с хорошо развитыми надорбитальными валиками, затылок плоский; у человека же лучше развита мозговая часть, на нижней челюсти хорошо развит подбородок. Значительно отличаются размеры мозга, развитие его отделов: поверхность коры полушарий у человека втрое больше, чем у человекообразных обезьян, и в пять-шесть раз больше, чем -у низших млекопитающих.
Сходство между человеком и обезьянами является доказательством их родственности, общности происхождения, а отличия--следствием разных направлений эволюции обезьян и предков человека, особенно влияния трудовой (орудийной) деятельности человека.
Труд--ведущий фактор в процессе превращения обезьяны в человека. Существенные отличия человека от животных, в том числе и высших обезьян, состоят в том, что человек приобрел качественно новые особенности -- способность к прямохождению, освобождение рук и использование их как органов труда для изготовления орудий труда, членораздельную речь как способ общения, сознание, т. е. те свойства, которые тесно связаны с развитием человеческого общества. Человек не только использует окружающую природу, но подчиняет, активно изменяет ее соответственно своим потребностям, сам создает необходимые вещи.
На эту особенность эволюции человека обратил внимание Ф. Энгельс в сочинении "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека", которое было написано в 1876--1878 гг. и опубликовано в 1896 г. Он впервые проанализировал качественное своеобразие и значение общественных факторов в историческом становлении, человека.
Далекими предками человека были высокоразвитые человекобразные обезьяны, которые вели стадный образ жизни в тропических и субтропических лесах. Вследствие похолодания на значительной территории площадь под лесами заметно уменьшилась, появились большие открытые пространства. В процессе жизни у некоторых форм обезьян с увеличенным объемом головного мозга и с развитой способностью к ориентации постепенно под контролем естественного отбора вырабатывались специфические адаптации к новым условиям. Важными среди них являются прямохождение и соответствующие изменения тела, поднятие головы и расширение вследствие этого горизонта, освобождение рук и постепенное усиление использования их для выполнения новых функций по добыванию пищи', защите от врагов и нападению с использованием палок, камней, а позже и примитивных орудий труда.
От использования готовых предметов как орудий труда первобытные люди со временем перешли к их изготовлению. Это давало им преимущества перед другими существами. Постепенно усложнялись движения руки, что обеспечивало ее прогрессивное развитие и успехи в изготовлении орудий труда.
Переход от случайного использования отдельных предметов как орудий труда к сознательному и систематическому изготовлению их для определенной цели стал переходом от обезьяны к первобытному человеку.
Предки человека были стадными животными, и их деятельность, в том числе и ранняя трудовая, имела общественный характер. В процессе труда происходило объединение членов поселения. Возникла необходимость в общении, обмене опытом по добыванию пищи, защите от хищных зверей, охоте, изготовлению орудий.
Далекие предки человека были всеядными, но в их рационах преобладала растительная пища. С усовершенствованием орудий рыболовства и охоты в рационе увеличивалась доля более калорийной мясной пищи, которая также положительно влияла на процесс превращения обезьяны в человека, поскольку по своему составу она больше подходит к составу тела человека и потому в большей мере способствовала развитию нервной системы. Позже произошел переход от охоты к приручению, а потом и одомашниванию животных, что надежнее обеспечивало потребности древних людей в мясе. Использование огня и приготовление пищи способствовали более полному
ее перевариванию и усвоению.
Важным достижением человечества является речь. На первых этапах общение осуществлялось с помощью отдельных звуков, жестов, мимики, на базе которых в процессе общей трудовой деятельности возникла членораздельная речь. Развитие и усложнение речи сопровождались существенными изменениями гортани и ротового аппарата, что в свою очередь расширяло языковые возможности. Под влиянием труда и речи развивался мозг, который превратился в орган мышления, а с другой стороны, расширенные умственные способности благоприятствовали повышению- уровня трудовой деятельности и усложнению общественных отношений. Развитие мозга и речи стало важной предпосылкой становления и усовершенствования второй сигнальной системы, свойственной только человеку. Для человека слово имеет совершенно определенное значение: сказанное, написанное, мыслимое слово является сигналом. На базе второй сигнальной системы развилось абстрактное мышление, к которому способны только люди.
Древнейшие люди жили преимущественно в защищенных местах, при похолодании использовали пещеры, а позже научились строить жилища, изготовлять одежду, предметы быта. Возникло разделение труда, развивались ремесла, распространялась торговля, со временем появились искусство, религия, формировалась наука. На основе племен образовались самостоятельные нации и государства, оформлялись' право и политика.
В
процессе становления человека со временем
уменьшалась роль естественного отбора,
а ведущее значение все более и более приобретали
общественные факторы --труд и связанные
с ним общественные отношения, которые
стали главными в развитии человеческого
общества.