Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 18:57, доклад
Научный факт - является элементом научного знания, отражающим объективные свойства вещей и процессов. Научный факт – это событие, явление, которое используется для изучения темы, подтверждения выводов. Научный факт включает в себя три компонента - лингвистический, перцептивный и материально-практический, каждый из которых в равной степени необходим для существования факта.
Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов.
Контрольная работа №1
Формы научного познания
Научный факт - является элементом научного знания, отражающим объективные свойства вещей и процессов. Научный факт – это событие, явление, которое используется для изучения темы, подтверждения выводов. Научный факт включает в себя три компонента - лингвистический, перцептивный и материально-практический, каждый из которых в равной степени необходим для существования факта.
Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов.
Необходимое условие естественно-научного исследования состоит в установлении фактов. Эмпирическое познание поставляет науке факты, фиксируя при этом устойчивые связи, закономерности окружающего нас мира.
Пример: Когда тело находится
в покое, у крови занимает всего 6 секунд,
чтобы дойти от сердца к легким и обратно,
всего 8 секунд для того, чтобы добраться
до мозга и обратно, и 16 секунд для того,
чтобы достичь пальцев и вернуться.
Научные понятия - отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами.
Например: понятие логарифма- Логарифмом числа b по основанию a ( b > 0, a > 0, a =1) называют показатель степени, в который нужно возвести число a , чтобы получить число b : alogab=b
Это равенство, выражающее определение логарифма, называется основным логарифмическим тождеством.
Научным
законом - (природы и общества) называется
объективная, т. е. существующая вне нашего
сознания, независимо от воли и желания
людей, постоянная, повторяющаяся, необходимая
и существенная связь между явлениями
различного порядка.
Законы природы и общества существуют
независимо от того, познаны они наукой
или нет. Человечество сравнительно недавно
открыло законы внутриядерной энергии,
однако они существовали и будут существовать
всегда.
Научный закон — выражение объективной
связи явлений и называется научным потому,
что эта объективная связь познана наукой
и может быть использована в интересах
развития общества. Научный закон выражает
постоянную, повторяющуюся и необходимую
связь между явлениями и, следовательно,
речь идет не о простом совпадении двух
рядов явлений, не о случайно обнаруженных
связях, а о такой причинно-следственной
их взаимозависимости, когда одна группа явлений
неизбежным образом порождает другую,
являясь их причиной.
Пример:
Зако́н Куло́на — это закон о взаимодействии
Научная гипотеза - (от греч. hipothesis — основание, предположение) — положение, выдвигаемое в качестве предварительного, условного объяснения некоторого явления или группы явлений; предположение о существовании некоторого явления. Г. может касаться существования объекта, причин его возникновения, его свойств и связей, его прошлого и будущего, и т.д. Выдвигаемая на основе определенного знания об изучаемом круге явлений Г. играет роль руководящего принципа, направляющего и корректирующего дальнейшие наблюдения и эксперименты. Г. представляет собой необходимое звено в развитии научного знания.
Пример:
Гипотеза Римана утверждает, что - все
нетривиальные нули дзета-функции имеют
действительную часть, равную
.
Научная
теория - наиболее развитая форма
организации научного знания, дающая целостное
представление о закономерностях и существенных
связях изучаемой области действительности.
Примерами Т.н. являются классическая
механика И. Ньютона, корпускулярная и
волновая теории света, теория биологической
эволюции Ч. Дарвина, электромагнитная
теория Дж.К. Максвелла, специальная теория
относительности, хромосомная теория наследственности
и т.п. [http://dic.academic.ru/
Пример:
Тео́рия вероя́тностей — раздел математики,
изучающий закономерности
Конце́пция,
или конце́пт, (от лат. conceptio —
понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки,
восприятия) какого-либо предмета, явления
или процесса; основная точка зрения на
предмет; руководящая идея для
их систематического освещения.Употребляется
также для обозначения ведущего замысла,
конструктивного принципа в научной, художественной,
Пример:
Ж.-Ж. Руссо: концепции естественного порядка
Научный
принцип или начало (лат. princ
Пример:
Принцип Ле Шателье — Брауна (1884 г.) — если
на систему, находящуюся в устойчивом
равновесии, воздействовать извне, изменяя
какое-либо из условий равновесия (температура,давление,
Научная пробле́ма (др.-греч. προβλήμα)
Пример: Проблема истины, то есть проблема достоверного, правильного, адекватного знания, была сформулирована и осознана еще в Древней Греции. Все гносеологические проблемы концентрируются вокруг проблемы истины, касаясь или средств и путей достижения истины, или форм ее существования, или форм ее реализации, все они в той или иной мере конкретизируют и дополняют эту ключевую проблему.
Научная
парадигма- (греч. paradeigma - пример, образец)
- 1) понятие античной и средневековой философии,
характеризующее сферу вечных идей как
первообраз, образец, в соответствии с
которым бог-демиург создает мир сущего;
2) в современной философии науки - система
теоретических, методологических и аксиологических
установок, принятых в качестве образца
решения научных задач и разделяемых всеми
членами научного сообщества. Термин "П."
в философию науки впервые вводится позитивистом
Г. Бергманом, однако подлинный приоритет
в его использовании и распространении
принадлежит Куну. В своей книге "Структура
научных революций" (1962) Кун говорит
о возможности выделения двух основных
аспектов П.: эпистемическом и социальном.
В эпистемическом плане П. представляет
собой совокупность фундаментальных знаний,
ценностей, убеждений и технических приемов,
выступающих в качестве образца научной
деятельности. В социальном - П. характеризуется
через разделяющее ее конкретное научное
сообщество, целостность и границы которого
она определяет. Существование П., по мнению
Куна, связано с периодами нормальной
науки, в рамках которых они выполняют
проективно-программирующую и селективно-запретительную
функции. [http://www.
Пример: Паради́гма программи́рования — это совокупность
идей и понятий, определяющих стиль написания
программ. Парадигма в первую очередь определяется
базовой программной единицей и самим
принципом достижения модульности программы.
В качестве этой единицы выступают определение
(декларативное, функциональное программирование),
действие (императивное программирование),
правило (продукционное программирование), диаграмма
Научная
картина мира — сложноструктурированная
целостность, включающая три главных компонента — мировоззрение,
Мировосприятие (то есть чувственно-образная часть) — это совокупность наглядных образов культуры, человека, его места в мире, взаимоотношений с миром и другими людьми и т. п.
Мировоззрение — концептуальная часть, представленная общими категориями пространства, времени, движения и т. п. Основные крупные элементы — каркас картины мира — представляют собой набор исходных принципов или представлений, фундаментальных допущений о мире или тех его частях, которые касаются ситуации. Они могут и не осознаваться человеком, но встроены в картину мира, ибо необходимы для интерпретации любой жизненной ситуации, для определения смысла и для оценки того, что происходит. Некоторые из них, такие как движение, причинность, намерение, тождество, эквивалентность, время и пространство, возможно, даже основываются на врождённых свойствах человека. Другие, такие как добро и зло, отношение к жизни и смерти, к себе в мире, к другим людям и т. п., явно порождаются и осваиваются в процессе воспитания и развития.
Мироощущение представляет собой особый склад мышления, систему своих категорий или особое соотношение понятий.
Обычно переход от одной стадии общественного развития к другой сопровождается резким изменением или ломкой общественной картины мира, утверждением новых эталонов мирообъяснения. Новое мировоззрение формирует новое мировосприятие и мироощущение в конечном счёте — новую картину мира. Прогресс — развитие человека и человечества — это последовательное изменение и усложнение индивидуальных и групповых картин мира.
Пример: Современная Н.К.М. воплощает идеалы открытой рациональности, и ее мировоззренческие следствия сопряжены с философско-мировоззренческими идеями и ценностями, возникающими на почве различных и во многом альтернативных культурных традиций.