Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 12:29, реферат
Новое Время (XVI–XVII вв.) – период в культурном и идейном развитии стран Европы, обозначивший крупные перемены в жизни людей. Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли того времени, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону. Философское обоснование необходимости союза между наукой и техникой было дано Ф. Бэконом – первым философом экспериментальной науки, величайшим исследователем природы Нового Времени
Введение…………………………………………………………………………………..........3
Научная методология Ф.Бэкона………………………………………………………...4
Заключение ……………………………………………………….……………………..........7
Список литературы………………………………………………………………………......9
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное агентство морского и речного транспорта РФ
Морской
государственный университет
РЕФЕРАТ
По учебной
дисциплине «концепция современного естествознания»
Ф.Бэкон
о науке.
Выполнил студент
Владивосток
2011
Новое Время (XVI–XVII вв.) – период в культурном и идейном развитии стран Европы, обозначивший крупные перемены в жизни людей. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс развития капиталистических отношений, происходило образование крупных национальных государств, формировались новые классы.
В эту эпоху возник новый тип культуры, поставивший в центр своих интересов человека и окружающий мир. Человек Нового Времени был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению.
Важным событием, определившим характер и направленность философской мысли того времени, стала научная революция. Ее начало было положено открытиями Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, Г. Галилея, а завершение выпало Ньютону.
Известно, что до XVIII в. техника развивалась в основном без научной методологии и изобретатели продолжали искать «вечный двигатель», алхимики верили в таинственное превращение металлов. Вместе с тем, начиная с эпохи Возрождения, все сильнее проявляются новые моменты в развитии техники, обусловленные потребностями практики и соответствующим усилением процесса освоения научных знаний. Существенное значение имело осознание в этот период того факта, что возможности техники могут неизмеримо увеличиться при использовании научных открытий.
Философское
обоснование необходимости
Основав
свою философию на понятии опыта,
истолковав чувственность как единственный
источник всех наших знаний, Бэкон
тем самым заложил основы эмпиризма
– одной из ведущих философских
традиций новоевропейской философии.
Бэкон происходил из знатного рода и в течение всей своей жизни занимался общественной и политической деятельностью: был адвокатом, членом палаты общин, лорд-канцлером Англии. Незадолго до конца жизни общество выразило ему осуждение, обвинив во взяточничестве при ведении судебных дел. Он был приговорен к крупному штрафу, лишен парламентских полномочий, уволен из суда. Умер в 1626 г., простудившись, когда набивал курицу снегом, чтобы доказать, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи, и тем самым продемонстрировать силу разрабатываемого им экспериментального научного метода.
С
самого начала своей творческой деятельности
Бэкон выступил против господствовавшей
в то время схоластической философии
и выдвинул доктрину «естественной»
философии, основывающейся на опытном
познании. Взгляды Бэкона сформировались
на основе достижений натурфилософии
Возрождения и включали в себя
натуралистическое
Старая
философия бесплодна и
Методы
и приемы науки должны отвечать подлинным
ее целям – обеспечению
Бэкон
выразил решение поставленной задачи
в виде попытки «великого
«Человек,
слуга и истолкователь Природы,
ровно столько совершает и
понимает, сколько он охватывает в
порядке Природы; свыше этого
он не знает и не может ничего»,
– этим афоризмом Бэкона открывается
его «Новый Органон». Возможности
человеческого разумения и
Учение Бэкона разрешает двуединую задачу – критически проясняет источники заблуждения традиционной, не оправдавшей себя мудрости и указывает на правильные методы овладения истиной.
Поскольку знания, получаемые нами, не всегда бывают истинны, то предпосылкой реформы науки должно стать, по замыслу Бэкона, очищение разума человека от заблуждений. Эти препятствия на пути познания он называет идолами и выделяет 4 их вида:
Беспристрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимающий опыту – таково исходное положение бэконовской философии. Для овладения истиной вещей остается прибегнуть к правильному методу работы с опытом, гарантирующему нам успех. Поэтому главным шагом в реформе науки, предлагаемом Бэконом, должно было стать совершенствование методов обобщения, создание новой концепции индукции.
Опытно-индуктивный
метод Бэкона состоял в постепенном
образовании новых понятий
Хотя проблема индукции ставилась и раньше предшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующее значение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовес индукции через простое перечисление, распространенное в то время, он выдвигает на передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы, получаемые не столько на основании наблюдения подтверждающих фактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемому положению. Один-единственный случай способен опровергнуть необдуманное обобщение. Пренебрежение к так называемым инстанциям, по Бэкону, – главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.
Начальным этапом индукции Бэкон называл сбор фактов и их систематизацию. Бэкон выдвинул идею составления 3-х таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Если (возьмем любимый пример Бэкона) кто-то хочет найти формулу тепла, то он собирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, что с теплом не связано. Во второй таблице он собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но не обладают теплом. Например, в первую таблицу могут быть включены лучи солнца, которые создают тепло, а во вторую – лучи, исходящие от луны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно выделить все те вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени.
Следующим этапом индукции, по мнению Бэкона, должен быть анализ полученных данных. На основе сравнения этих трех таблиц мы можем выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно, по мысли Бэкона, движение. В этом проявляется так называемый «принцип исследования общих свойств явлений».
В индуктивный метод Бэкона входит также и проведение эксперимента. При этом важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные и связывать с другими. Бэкон проводит различение двух видов эксперимента: плодоносного и светоносного. Первый тип – это те опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, второй – те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, т. к. без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.
Дополнив
индукцию целым рядов приемов, Бэкон
стремился превратить ее в искусство
вопрошания природы, ведущее к верному
успеху на пути познания. Будучи родоначальник
эмпиризма, Бэкон вместе с тем
ни в коей мере не был склонен
недооценивать значение разума. Сила
разума как раз и проявляет
себя в способности такой
Ценность разума – в его искусстве извлечения истины из опыта, в котором она заключена. Разум как таковой не содержит в себе истин бытия и, будучи отрешен от опыта, неспособен к их открытию. Опыт, таким образом, имеет основополагающее значение. Разум можно определить через опыт (например, как искусство извлечения истины из опыта), но опыт в своем определении и пояснении в указании на разум не нуждается, а потому может рассматриваться как инстанция от разума независимая и самостоятельная.
Поэтому
свою позицию Бэкон иллюстрирует
сравнением деятельности пчел, собирающих
нектар с многих цветков и перерабатывающих
его в мед, с деятельностью
паука, ткущего паутину из самого
себя (односторонний рационализм) и
муравьев, собирающих в одну кучу разные
предметы (односторонний эмпиризм).
Влияние
учения Бэкона на современное ему
естествознание и последующее развитие
философии огромно. Его аналитический
научный метод исследования явлений
природы, разработка концепции необходимости
ее изучения посредством опыта заложили
основу новой науки –