Естествознание

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 22:49, реферат

Описание работы

За последние несколько лет появился ряд новых книг по эволюционному изучению Мира. Однако они по большей части либо очень велики, либо слишком специальны. Конечно, ограниченный объем требует тщательного отбора материала, поэтому постараемся сосредоточить внимание на основных принципах, как теоретических, так и практических и истории их формирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….3

I. История формирования эволюционных принципов…………………………….3

1.1. Постоянство, предначертанность и креационизм……………………………………………3
1.2. Запрограммированная эволюция…………………………………………………………………..4
1.3. Менее жестко запрограммированная эволюция……………………………………………....4
1.4. Развитие дарвинизма и временный отход от него……………………………………………6
1.5. Выводы…………………………………………………………………………………………………11

II. Принципы биологической эволюции………………………………………………………………..11
1.1. Виды эволюционных факторов……………………………………………………………… .11
1.2. Генетика и ее предназначение………………………………………………....................... 13

Заключение……………………………………………………………………………….. ……………….14

Список используемой литературы……

Работа содержит 1 файл

Естествознание.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

    Даже при наличии таких последовательных ступеней трудно поверить, что тот или иной тонко сбалансированный и превосходно скоординированный орган мог возникнуть в результате множества случайных событий, и многие до сих пор придерживаются точки зрения Пэйли. (1982) дал исторический обзор затруднений, с которыми сталкивается теория Дарвина, когда дело доходит до сложных коадаптированных органов.

     Теперь на нашей стороне по крайней мере фактор времени— чего не было у Дарвина.

      Иными словами, мы теперь можем с достаточной степенью уверенности утверждать, что с момента возникновения первого живого организма прошло примерно 3500 млн. лет, а с тех пор, как у животных, подобных плоским червям, появились первые рудиментарные фоторецепторы, прошло более 1000 млн. лет (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1. Принятая в настоящее время временная шкала для истории Земли и эволюции жизни.

 

             

 

Эра

 

Период

 

Главные эволюционные события

 

Время2

 

1

 

 

 

Плейстоцен

 

Человек

 

11.59

 

10

 

 

 

Плиоцен |Неоген

 

 

 

 

 

30

 

Кайнозой

 

Миоцен

 

 

 

 

 

40

 

 

 

Олигоцен

 

 

 

 

 

60

 

 

 

Эоцен > Палеоген

 

 

 

 

 

75

 

 

 

Палеоцен j

 

 

 

11.00

 

135

 

 

 

Мел

 

Млекопитающие

 

———

 

165

 

Мезозой

 

Юра

 

Цветковые растения

 

 

 

205

 

 

 

Триас

 

 

 

9.30

 

230

 

 

 

Пермь

 

Тайнобрачные

 

 

 

250 280

 

 

 

Пенсильвании Миссисипий | Карбон

 

Рептилии

 

 

 

325

 

Палеозой

 

Девон

 

Амфибии

 

8.30

 

 

 

 

 

 

 

Насекомые

 

 

 

360

 

 

 

Силур

 

Наземные растения

 

8.00

 

 

 

 

 

 

 

Рыбы

 

 

 

425

 

 

 

Ордовик

 

Водоросли

 

 

 

500

 

 

 

Кембрий

 

Все главные типы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

беспозвоночных

 

6.00

 

3000

 

 

 

Протерозой

 

Первые ископаемые

 

1.00

 

 

 

Докембрий

 

 

 

(1000)

 

 

 

10000

 

 

 

Архей

 

Первое появление

 

0.00

 

 

 

 

 

 

 

жизни

 

(полночь)

 

 

 

 

 

 

 

(3000—4000)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образование Земли

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(10000)

 

 

 

1 Время в миллионах лет от начала периода.

 

г Время по 24-часовой шкале с момента возникновения жизни.

 

 

     Сверх всего этого Дарвин связал свою теорию с механизмом наследственности, основанным на смешении наследственных задатков родительских особей, что было роковым для постулированных им мелких изменений. Он полагал, что вклады двух родительских особей смешиваются, давая потомство с промежуточными признаками.

    Однако на такой основе отбор благоприятных вариантов попросту невозможен, так как их в конечном счете неизбежно поглотили бы неблагоприятные варианты! «Подумайте, что бы произошло», писал один из рецензентов «Происхождения видов» Флиминг Дженкин, с наследственными признаками белого человека, оказавшегося после кораблекрушения на острове, населенном неграми. Независимо от степени «превосходства», этих признаков с помощью простой арифметики можно показать, что всего за несколько поколений они были бы сведены на нет в результате смешения с признаками местного населения.

     Для того чтобы справиться с затруднениями, возникшими в связи с представлениями о слитной наследственности, и с возражениями, выдвинутыми лордом Кельвином, Дарвину пришлось отвести в своей теории эволюции более важную роль наследованию признаков, приобретенных организмом в течение жизни.

    Таким путем вещество наследственности могло бы за короткое время ассимилировать относительно крупные и интегрированные изменения. Но при этом различие между дарвинизмом и ламаркизмом становится менее четким и вновь возникает старая проблема о том, почему одни приобретенные признаки оказываются закодированными в наследственном материале, а другие — нет. Из-за этого вера в дарвинизм еще больше ослабла, и в начале нашего века Норденшельд в своей классической «Истории биологии посвятил большую главу упадку и даже полной отставке дарвинизма. «Дарвиновская теория происхождения видов, — писал он, — давно отброшена».

 

     В заключение следует еще раз подчеркнуть различие между

   а) точкой зрения о том, что жизнь возникла в процессе эволюции, и

   б) теориями о том, как происходила эволюция.

    К тому времени, когда было опубликовано «Происхождение видов», многие были готовы признать внушительный ряд данных, свидетельствующих в пользу эволюции, и в частности:

   1) существование ископаемых остатков, свидетельствующих об изменениях фауны и флоры с течением времени;

   2) сходство, лежащее в основе морфологии, физиологии и эмбриологии разных видов, наводящее на мысль об их общих предках;

   3) географическая прерывистость в фаунах и флорах, связанная с физическими преградами (например, Австралия с ее своеобразными сумчатыми млекопитающими или острова — подобно Галапагосской группе, которые посетил и описал Дарвин,— с характерными для них одних видами растений и животных), заставляла предполагать естественный процесс изменения признаков у видов, оказавшихся «в ловушке» в этих изолированных областях.

      Были возможны, однако, и многие другие объяснения эволюционного изменения. Дарвин выдвинул одно объяснение — естественный отбор случайных изменений, — менее антропоморфное, чем другие, и подтверждавшееся рядом наблюдений, в частности:

   1) у особей, составляющих природные популяции, наблюдается значительная и притом часто непрерывная изменчивость;

   2) путем отбора такой изменчивости животноводы добиваются внушительных морфологических и физиологических изменений у домашних животных;

   3) адаптации основаны на модификации обычных принципов и зачастую бывают не так хороши, как могли бы быть, если бы они создавались de novo, без ограничений, налагаемых пред существующими структурами.

     Несовершенные решения, явно бесполезные признаки и рудиментарные органы, служат — несколько парадоксальным образом — доводом в пользу процесса эволюции, основанного на естественном отборе случайных изменений в рамках ограничений, создаваемых предсуществующими формами. Их трудно совместить с концепцией всемогущего творца.

 

        II.Принципы биологической эволюции.

 

     1.1. Интенсивное проникновение эволюционной парадигмы в биологию началось в конце XVIII в. благодаря работам французского биолога Ламарка. Ламарк объяснил изменчивость видов взаимодействием двух факторов: влияния внешней среды (питание, климат, упражнение органов) и наследственности. Проблемы, поставленные Ламарком, были успешно разрешены Ч. Дарвином в его работе «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859), которая заложила основу учения о биологической эволюции.

     Это наука о причинах, движущих силах и закономерностях изменения и развития живых организмов. Эволюционное учение является теоретической основой современной биологии. С точки зрения теории эволюции все многообразие живой природы является результатом действия трех взаимосвязанных факторов: наследственности, изменчивости и естественного отбора. Эти выводы теории эволюции базируются на следующих наблюдениях.

    Во-первых, в любой популяции животных наблюдается изменчивость составляющих ее особей.

     Во-вторых, некоторые из этих изменений получены от родительских особей, другие являются результатом приспособления к окружающей среде и приобретены в течение жизни. В-третьих, рождается, как правило, гораздо большее число организмов, чем доживает до стадии размножения.

     Причем выживают те организмы, которые обладают сочетанием признаков, повышающих вероятность их выживания и размножения. Если эти признаки закреплены в генах, они передаются потомству.

      Наиболее ярко эволюционные процессы проявляются на уровне популяций (длительно существующих групп особей, устойчиво сохраняющихся на протяжении жизни многих поколений). Виды, как правило, состоят из нескольких популяций, хотя бывают и исключения. Появление элементарных эволюционных изменений в популяции, то есть ее новых устойчивых признаков, передающихся по наследству через несколько поколений зависит от следующих эволюционных факторов.

      Первое - Перестройка генов - мутационный процесс. Является основой разнообразия особей в популяциях, но он основан на случайности и не определяет направление эволюции.

     Второе - Популяционные волны - резкие колебания численности особей, они могут резко менять число встречающихся мутаций, создавая те или иные предпосылки для эволюционных изменений.

       Третье - Изоляция - возникновение препятствий, уменьшающих возможности обмена генетической информацией с другими группами особей данного вида. Она выступает как фактор, закрепляющий начальную стадию дифференциации генофонда обособившейся группы.

Четвертое - Естественный отбор - выживание и оставление потомства.

      Этот фактор действует на всех стадиях развития особи, причем отбор закрепляет именно те особенности, которые полезны данному виду как целому. Эти признаки могут быть вредны для особи, но полезны для популяции.

    Таким образом, весь ход эволюции видов ведет к тому, что признаки, обеспечивающие выживание в данных условиях, встречаются в популяции все чаще от поколения к поколению, определяя направление развития вида.

    Эволюция есть направленный процесс исторического изменения живых организмов. Указанные факторы действуют не только на популяционном и видовом уровне как микроэволюции, но также и на надвидовом уровне как макроэволюция, образуя новые виды и классы живого. Современная сложная структура живого является результатом продолжавшейся миллионы лет макро- и микроэволюци.

 

     Комплекс представлений о макро- и микроэволюции, сложившийся к середине ХХ в., стали называть синтетической теорией эволюции.

 

       1.2. Генетика - это биологическая наука о наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими. Она является научной основой для разработки методов селекции, то есть создания новых пород животных, видов растений и т.д.

 

       Основными направлениями исследований ученых-генетиков в ХХ в. стали:

 

     Изучение элементарных материальных структур, которые являются носителями генетической информации, единицами наследственности.

     Исследование механизмов и закономерностей передачи генетической информации.

     Изучение механизмов реализации генетической информации, ее претворение в конкретные признаки и свойства организма.

     Выяснение причин и механизмов изменения генетической информации на разных этапах развития организма.

 

     Крупнейшие открытия современной генетики связаны с установлением способности генов к перестройке - мутирование.

      Мутации могут быть полезными, вредными или нейтральными. Одним из результатов мутаций может быть появление организма нового вида - мутанта. Причины мутаций (изменения генной информации) до конца не выяснены.

     Однако установлены основные факторы, вызывающие мутации, так называемые мутагены. Известно, например, что мутации могут вызываться некоторыми общими условиями, в которых находится организм: его питанием, температурным режимом и т.д. или действием экстремальных факторов, например, некоторых химических веществ или радиоактивных элементов. Одним из наиболее опасных видов мутагенов являются вирусы.

 

 

 

     Заключение

      Удастся ли найти ясное решение всех этих вопросов, опираясь на фактические данные, остается сомнительным. Кроме того, возможно, что эволюция одних групп протекала в соответствии с теорией прерывистого равновесия, а других —в соответствии с неодарвинистской моделью. Иными словами, вряд ли какая-либо одна модель эволюции окажется применимой ко всем случаям. Изучение эволюции будет популярно на многие, многие века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

 

1. Гете И. «Избранные сочинения по естествознанию». - М.: 2006г.

 

2. Бочкарев А.И. «Концепции современного естествознания». - Тольятти, 1999.

 

3. Игнатова В.А. «Основы современного естествознания». - Тюмень, 2003г

 

4. Моисеев Н.Н. «Человек и ноосфера» - 2004г

 

5. Чуковский К.И. «Живой как жизнь»  – М: 2005.

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Естествознание