Сближение
Н. с производством во 2-й половине
19 в. привело к тому, что в
ней резко вырос объём коллективного
труда. Это потребовало новых
организационных форм её существования.
Н. 20 в. характеризуют тесная и
прочная взаимосвязь с техникой
(См. Техника), всё более глубокое превращение
Н. в непосредственную производительную
силу (См. Производительная
сила труда) общества, возрастание и углубление
её связи со всеми сферами общественной
жизни, усиление её социальной роли. Современная
Н. составляет важнейший компонент научно-технической
революции (См. Научно-техническая
революция), её движущую силу. «Точки роста»
Н. 20 в. находятся, как правило, на пересечении
внутренней логики её развития с диктуемыми
современным обществом всё более многообразными
социальными потребностями. К середине
20 в. на одно из первых мест в естествознании
выдвинулась биология, в которой совершены
фундаментальные открытия (например, Ф.
Криком и Дж. Уотсоном установлена молекулярная
структура ДНК, открыт Генетический
код и др.). Особенно высокие темпы
развития характерны для тех направлений
Н., которые, интегрируя достижения различных
её отраслей, открывают принципиально
новые перспективы решения крупных комплексных
проблем современности (создание новых
источников энергии и материалов, оптимизация
отношений человека с природой, управление
большими системами, космические исследования
и т.п.).
Закономерности и тенденции развития
науки. Более чем двухтысячелетняя
история Н. отчётливо обнаруживает ряд
общих закономерностей и тенденций её
развития. Ещё в 1844 Ф. Энгельс сформулировал
положение об ускоренном росте Н. «... Наука
движется вперёд пропорционально массе
знаний, унаследованных ею от предшествующего
поколения...» (Маркс К. и Энгельс Ф., там
же, т. 1, с. 568). Как показали современные
исследования, это положение может быть
выражено в строгой форме экспоненциального
закона, характеризующего возрастание
некоторых параметров Н., начиная с 17 в.
Так, объём научной деятельности удваивается
примерно каждые 10—15 лет, что находит
выражение в ускорении роста количества
научных открытий и научной информации,
а также числа людей, занятых в Н. По данным
ЮНЕСКО, за последние 50 лет (до начала 70-х
гг.) ежегодное увеличение числа научных
работников составляло 7%, в то время как
численность всего населения возрастала
лишь на 1,7% в год (в 70-е гг. показатели роста
Н. в США и некоторых др. капиталистических
странах стали уменьшаться — начал обнаруживаться
эффект так называемого насыщения Н.).
В результате число ныне живущих учёных
и научных работников составляет свыше
90% от общего числа учёных за всю историю
Н.
Развитию
Н. свойствен кумулятивный характер:
на каждом историческом этапе
она суммирует в концентрированном
виде свои прошлые достижения,
и каждый результат Н. входит
неотъемлемой частью в её общий
фонд, не перечёркиваясь последующими
успехами познания, а лишь переосмысляясь
и уточняясь.
Преемственность
Н. приводит к единой линии
её поступательного развития
и необратимому его характеру.
Она обеспечивает также функционирование
Н. как особого вида «социальной памяти» человечества,
теоретически кристаллизующей прошлый
опыт познания действительности и овладения
её законами.
Процесс
развития Н. находит своё выражение
не только в возрастании суммы
накапливаемых положительных знаний.
Он затрагивает также всю структуру Н.
На каждом историческом этапе научное
познание использует определённую совокупность
познавательных форм — фундаментальных
категорий и понятий, методов, принципов
и схем объяснения, т. е. всего того, что
объединяют понятием стиля мышления. Например,
для античного стиля мышления характерно
наблюдение как основной способ получения
знания; Н. нового времени опирается на
эксперимент и на господство аналитического
подхода, направляющего мышление к поиску
простейших, далее не разложимых первоэлементов
исследуемой реальности; современная
Н. характеризует стремление к целостному
и многостороннему охвату изучаемых объектов.
Каждая конкретная структура научного
мышления после своего утверждения открывает
путь к экстенсивному развитию познания,
к его распространению на новые сферы
реальности. Однако накопление нового
материала, не поддающегося объяснению
на основе существующих схем, заставляет
искать новые, интенсивные пути развития
Н., что приводит время от времени к научным
революциям, т. е. радикальной смене основных
компонентов содержательной структуры
Н., к выдвижению новых принципов познания,
категорий и методов Н. Чередование экстенсивных
и революционных периодов развития, характерное
как для Н. в целом, так и для отдельных
её отраслей, рано или поздно находит своё
выражение также и в соответствующих изменениях
форм организации Н.
Всю историю
Н. пронизывает сложное диалектическое
сочетание процессов дифференциации
(См. Дифференциация) и интеграции (См. Интеграция); освоение всё новых областей
реальности и углубление познания приводят
к дифференциации Н., к дроблению её на
всё более специализированные области
знания; вместе с тем потребность в синтезе
знания постоянно находит выражение в
тенденции к интеграции Н. Первоначально
новые отрасли Н. формировались по предметному
признаку — сообразно с вовлечением в
процесс познания новых областей и сторон
действительности. Для современной Н.
становится всё более характерным переход
от предметной к проблемной ориентации,
когда новые области знания возникают
в связи с выдвижением определённой крупной
теоретической или практической проблемы.
Так возникло значительное количество
стыковых (пограничных) Н. типа биофизики
(См. Биофизика) и т.п. Их появление продолжает
в новых формах процесс дифференциации
Н., но вместе с тем даёт и новую основу
для интеграции прежде разобщённых научных
дисциплин.
Важные интегрирующие
функции по отношению к отдельным отраслям
Н. выполняют философия, которая обобщает
научную картину мира, а также отдельные
научные дисциплины типа математики (См. Математика), логики (См. Логика), кибернетики (См. Кибернетика), вооружающие Н. системой единых
методов.
Структура науки. Научные дисциплины, образующие
в своей совокупности систему Н. в целом,
весьма условно можно подразделить на
3 большие группы (подсистемы) — естественные,
общественные и технические Н., различающиеся
по своим предметам и методам. Резкой грани
между этими подсистемами нет — ряд научных
дисциплин занимает промежуточное положение.
Так, например, на стыке технических и
общественных Н. находится техническая
эстетика, между естественными и техническими
Н. — бионика, между естественными и общественными
Н. — экономическая География. Каждая из указанных подсистем,
в свою очередь, образует систему разнообразным
способом координированных и субординированных
предметными и методическими связями
отдельных Н., что делает проблему их детальной
классификации крайне сложной и полностью
не решенной до сегодняшнего дня (см. ниже
раздел Классификация наук).
Наряду с
традиционными исследованиями, проводимыми
в рамках какой-либо одной отрасли
Н., проблемный характер ориентации
современной Н. вызвал к жизни
широкое развёртывание междисциплинарных
и комплексных исследований, проводимых средствами
нескольких различных научных дисциплин,
конкретное сочетание которых определяется
характером соответствующей проблемы.
Примером этого является исследование
проблем охраны природы (См. Охрана природы), находящееся на перекрёстке
технических наук, биологии, наук о Земле,
медицины, экономики, математики и др.
Такого рода проблемы, возникающие в связи
с решением крупных хозяйств, и социальных
задач, типичны для современной Н.
По своей
направленности, по непосредственному
отношению к практике отдельные
Н. принято подразделять на
фундаментальные и прикладные. Задачей
фундаментальных Н. является познание
законов, управляющих поведением и взаимодействием
базисных структур природы, общества и
мышления. Эти законы и структуры изучаются
в «чистом виде», как таковые, безотносительно
к их возможному использованию. Поэтому
фундаментальные Н. иногда называют «чистыми».
Непосредственная цель прикладных Н. —
применение результатов фундаментальных
Н. для решения не только познавательных,
но и социально-практических проблем.
Поэтому здесь критерием успеха служит
не только достижение истины, но и мера
удовлетворения социального заказа. На
стыке прикладных Н. и практики развивается
особая область исследований — разработки,
переводящие результаты прикладных Н.
в форму технологических процессов, конструкций,
промышленных материалов и т.п.
Прикладные
Н. могут развиваться с преобладанием
как теоретической, так и практической
проблематики. Например, в современной
физике фундаментальную роль играют электродинамика
и квантовая механика, приложение которых
к познанию конкретных предметных областей
образует различные отрасли теоретической
прикладной физики — физику металлов,
физику полупроводников и т.п. Дальнейшее
приложение их результатов к практике
порождает разнообразные практические
прикладные Н. — металловедение, полупроводниковую
технологию и т.п., прямую связь которых
с производством осуществляют соответствующие
конкретные разработки. Все технические
Н. являются прикладными.
Как правило,
фундаментальные Н. опережают
в своём развитии прикладные,
создавая для них теоретический
задел. В современной Н. на
долю прикладных Н. приходится до 80—90% всех исследований и
ассигнований. Одна из насущных проблем
современной организации Н. — установление
прочных, планомерных взаимосвязей и сокращение
сроков движения в рамках цикла «фундаментальные
исследования — прикладные исследования
— разработки — внедрение».
В Н. можно
выделить эмпирический и теоретический
уровни исследования и организации
знания. Элементами эмпирического
знания являются факты, получаемые
с помощью наблюдений и экспериментов
и констатирующие качественные
и количественные характеристики объектов
и явлений. Устойчивая повторяемость и
связи между эмпирическими характеристиками
выражаются с помощью эмпирических законов,
часто имеющих вероятностный характер.
Теоретический уровень научного знания
предполагает наличие особых абстрактных
объектов (конструктов) и связывающих
их теоретических законов, создаваемых
с целью идеализированного описания и
объяснения эмпирических ситуаций, т.
е. с целью познания сущности явлений.
Оперирование с объектами теоретического
уровня, с одной стороны, может осуществляться
без обращения к эмпирии, а с другой —
предполагает возможность перехода к
ней, реализующуюся в объяснении уже имеющихся
и предсказании новых фактов. Наличие
теории, единообразным способом объясняющей
подлежащие её ведению факты, является
необходимым условием научности знания.
Теоретическое объяснение может быть
как качественным, так и количественным,
широко использующим математический аппарат,
что особенно характерно для современного
этапа развития естествознания.
Формирование теоретического уровня
Н. приводит к качественному изменению
эмпирического уровня. Если до формирования
теории эмпирический материал, послуживший
её предпосылкой, получался на базе обыденного
опыта и естественного языка, то с выходом
на теоретический уровень он «видится»
сквозь призму смысла теоретических концепций,
которые начинают направлять постановку
экспериментов и наблюдений — основных
методов эмпирического исследования.
На эмпирическом уровне познания широко
используются Сравнение, Измерение, Индукция, Дедукция, Анализ, Синтез и др. Для теоретического уровня
характерны также такие познавательные
приёмы, как гипотеза (См. Индукция), Моделирование, Идеализация, Абстракция, Обобщение, мысленный эксперимент и т.п.
Все теоретические
дисциплины так или иначе, уходят
своими историческими корнями
в практический опыт. Однако в ходе развития
отдельных Н. отрываются от своей эмпирической
базы и развиваются сугубо теоретически
(например, математика), возвращаясь к
опыту только в сфере своих практических
приложений.
Развитие
научного Метода долгое время было привилегией
философии, которая и сейчас продолжает
играть ведущую роль в разработке методологических
проблем, являясь общей методологией Н.
В 20 в. методологические средства становятся
гораздо более дифференцированными и
в конкретном своём виде всё чаще вырабатываются
самой Н. Таковы новые категории, выдвигаемые
развитием Н. (например, Информация), а также специфические методологические
принципы (например, Соответствия
принцип). Важную методологическую
роль играют в современной Н. такие её
отрасли, как математика и кибернетика,
а также специально разрабатываемые методологические
подходы (например, системный подход).
В результате
структура отношений между Н.
и её методологией весьма усложнилась,
а разработка методологических проблем
занимает всё более важное место в системе
современных исследований.
Классификация наук Классификация наук — раскрытие
взаимной связи Н. на основании определённых
принципов и выражение их связи в виде
логически обоснованного расположения
(или ряда) Н. Кроме принципов классификации
Н., большую роль играют также графические,
в том числе табличные, способы её изображения.
Принципы классификации наук. Связи Н. определяются предметом
Н. и объективными отношениями между различными
его сторонами; методом и условиями познания
предметов Н.; целями, которыми порождаются
и которым служат научные знания. С гносеологической
точки зрения принципы классификации
Н. делятся на объективный, когда связь
Н. выводится из связи самих объектов исследования,
и субъективный, когда в основу классификации
Н. кладутся особенности субъекта. С методологической
точки зрения принципы классификации
Н. делятся в соответствии с тем, как понимается
связь между науками; как внешняя, когда
науки лишь ставятся рядом друг с другом
в определённом порядке, или как внутренняя,
органическая, когда они с необходимостью
выводятся и развиваются одна из другой.
В первом случае имеет место принцип координации;
его схема А∣В∣С и т.д.; во втором случае —
принцип субординации, его схема А... В...
С... и т.д. (здесь буквы обозначают отдельные
науки, вертикальные линии — резкие разрывы
между науками, отточия — взаимные переходы
между науками). С логической точки зрения
за основу классификации Н. берутся различные
стороны общей связи Н., характеризующие
начальный и конечны и пункты основного
ряда Н. Таковы два принципа расположения
Н. в порядке: убывающей общности — от
общего к частному и возрастающей конкретности
— от абстрактного к конкретному. Соответственно
принципу субординации Н. располагаются
в порядке развития от простого к сложному,
от низшего к высшему. Здесь главное внимание
направляется на пункты соприкосновения
и взаимного проникновения наук. Возможны
др. аспекты выделения различных сторон
общей связи Н. с образованием соответствующих
принципов (например, от эмпирического
описания к теоретическому объяснению,
от теории к практике и др.).