Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2011 в 06:12, контрольная работа
1. Найти в рабочей программе необходимое для освоения содержание темы (п. 3.2.2).
2. Изучить материалы лекционного курса по данной теме (п. 5).
3. Выделить основные понятия темы, найти их в словаре терминов (п. 6) и выписать в тетрадь.
1. Найти в рабочей программе необходимое для освоения содержание темы (п. 3.2.2).
2. Изучить материалы лекционного курса по данной теме (п. 5).
3. Выделить основные понятия темы, найти их в словаре терминов (п. 6) и выписать в тетрадь.
Культура – исторически определенный уровень развития общества и человека, его познавательных и творческих способностей, а также его воздействия на природу.
Естественно-научная культура – это совокупный результат развития естествознания: фактические знания и теории (которые постоянно расширяются и совершенствуются); это высокие технологии (результат целенаправленного применения достижений естествознания); это вся методология естествознания и особый стиль мышления, выработанный в ходе его развития; это, наконец, определенные моральные ценности, сложившиеся в среде ученых-естественников (стремление к объективности, независимость, отстраненность от конъюнктурных соображений и т. д.).
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой заключается в выработке и теоретической систематизации объективных знаний о действительности.
Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. Это обширная область человеческих знаний о природе: разнообразных природных объектах, явлениях и закономерностях их существования и развития. Фундаментальными направлениями естествознания являются физика, химия, биология.
Физика (от греч. ta physika, phisis – природа) – наука о природе, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие свойства материального мира.
Химия – наука, изучающая превращения веществ, сопровождающиеся изменением их состава и (или) строения.
Биология (от греч. bios – жизнь и logos – знание) – совокупность наук о живой природе – об огромном многообразии вымерших и ныне населяющих Землю живых существ, их строении и функциях, происхождении, распространении, развитии, связях друг с другом и неживой природой.
Научное познание – это объективно-истинное знание о природе, обществе и человеке, полученное в результате научно-исследовательской деятельности и, как правило, апробирапробированное (доказанное) практикой.
Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата.ованное (доказанное) практикой.
Наблюдение – длительное, целенаправленное и планомерное восприятие предметов и явлений объективного мира.
Описание – результат наблюдения и эксперимента, состоящий в фиксировании данных с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке.
Измерение – познавательная операция, обеспечивающая численное выражение измеряемых величин
Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления признаков сходства или различия между ними
Эксперимент – научно поставленный опыт, с помощью которого объект или воспроизводится искусственно, или ставится в точно учитываемые условия, что дает возможность изучать их влияние на объект в чистом виде.
Моделирование – изучение объекта путем создания и исследования его модели (копии), замещающей оригинал, с определенных сторон, интересующих исследователя.
Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях, то есть построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности.
Аксиоматизация – построение теорий на основе аксиом-утверждений, доказательства истинности которых не требуется.
Анализ –
фактическое или мысленное расчленение
целостного предмета на
составные части (стороны, признаки, свойства,
отношения или связи) с целью его всестороннего
изучения.
Синтез – фактическое или мысленное воссоединение целого из частей, элементов, сторон и связей, выделенных с помощью анализа.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок
Дедукция – это переход от общих рассуждений или суждений к частным; вывод новых положений с помощью законов и правил логики.
Обобщение – логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов.
Математизация – это проникновение аппарата математической логики в естественные и другие науки.
Абстрагирование – метод познания, при котором происходит мысленное отвлечение и отбрасывание тех предметов, свойств и отношений, которые затрудняют рассмотрение объекта исследования в “чистом” виде, необходимом на данном этапе изучения.
Логический метод – это метод воспроизведения в мышлении сложного развивающегося объекта в форме определенной теории.
Исторический
метод – это метод, когда воспроизводятся
все детали, факты
познаваемого объекта в его историческом
развитии.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания (от греч. emperia – опыт и theoria – исследование) – структурные компоненты научного познания, различающиеся по характеру и глубине постижения реальности.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный) – направление в теории познания (Декарт, Спиноза), в противоположность эмпиризму считающее, что разум является источником и критерием достоверности знания, отрывает мышление от чувственного восприятия.
ктеру
и глубине постижения реальности.
4. Ответить на вопросы:
– Что такое естествознание?
Естествознание – это совокупность наук о природе, которые изучают мир в его естественном состоянии. Это обширная область человеческих знаний о природе: разнообразных природных объектах, явлениях и закономерностях их существования и развития. Фундаментальными направлениями естествознания являются физика, химия, биология
– Каковы его предмет, цель, задачи?
Объектом и предметом
изучения естествознания являются различные
виды материи (механическая, физическая,
химическая, биологическая, космологическая,
термодинамическая, геофизическая, кибернетическая
и т. д.). По своему содержанию и методу изучения
явлений природы естествознание может
быть подразделено на эмпирическое и теоретическое,
а по характеру своего объекта – на неорганическое,
имеющее своим предметом формы движения
неживой природы, и органическое, предмет
которого составляют явления живой природы.
Этим определяется внутренняя структура
естествознания.
5. Составить схему классификации методов естествознания в соответствии с уровнями научного познания.
Естественно научное познание | ||
| ||
эмпирические | теоретические | общенаучные |
Наблюдение
Описание Измерение Сравнение Эксперимент Моделирование |
Формализация
Аксиоматизация Анализ Синтез Индукция Дедукция Обобщение Аналогия Математизация Абстрагирование |
Классификация
Гипотетико-дедуктивный Логический Исторический |
6.
Привести примеры научных
и ненаучных высказываний.
Объяснить, почему вы
считаете эти высказывания
научными или нет, используя
знания о принципах
верификации и фальсификации.
Невозможно указать опытный аналог понятию “кварк” (гипотетическая частица) . Но кварковая теория предсказывает ряд явлений, которые уже можно зафиксировать опытным путем, экспериментально, и тем самым косвенно верифицировать саму теорию.
Закон
всемирного тяготения. Никакое количество
падающих яблок не является достаточным
для окончательного подтверждения истинности
закона. Достаточно всего лишь одного
яблока, которое полетело бы прочь от Земли,
чтобы этот закон признать ложным. Поэтому
именно попытки фальсифицировать, то есть
опровергнуть теорию, должны быть наиболее
эффективны в плане подтверждения ее истинности
и научности.
7. Заполнить табл. 2.
Таблица 2
Ограничения естествознания
Тип ограничения | Вид ограничения | Пример
проблемы, соответствующей данному ограничению |
опыт |
время существования | Опыт ограничен временем существования человечества. |
природа
человека |
человек – существо
макромира |
Средства, используемые учеными в научном поиске – приборы, язык описания и пр., – того же масштаба. Когда же человек со своими макроприборами и макропредставлениями о реальности начинает штурмовать микро- или мегамир, неизбежно возникают нестыковки. |
наука |
Теория научный метод |
Любая теория, “разрешая” одни явления, как правило, “запрещает” другие. Классическая термодинамика “запретила” |
8.
Ответить на вопрос:
каковы основные элементы
научной картины мира,
какие научные картины
мира обычно выделяют?
Целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы, возникающую в результате обобщения (синтеза) основных естественно-научных понятий, принципов, методологических установок, принято называть научной картиной мира.
В структуре научной картины мира можно выделить два главных компонента: понятийный и чувственно-образный.
Понятийный представлен философскими категориями (материя, движение, пространство, время и др.) и принципами (материального единства мира, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, детерминизма и др.), общенаучными понятиями и законами (например, закон сохранения и превращения энергии), а также фундаментальными понятиями отдельных наук (поле, вещество, Вселенная, биологический вид, популяция и др.).
Информация о работе Естествознание как комплекс наук о природе. Научный метод