Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2011 в 15:52, доклад
Решающим аспектом всей демографической проблемы является неодинаковый рост населения в разных регионах. Если бы население Земли увеличивалось и уничтожало ресурсы ровным темпом по всей территории планеты, перед человечеством и тогда бы стояла весьма серьёзная проблема. Но она дополнительно и весьма существенно усложняется тем, что для разных народов демографические тенденции неодинаковы. К примеру, число жителей в основных хозяйственно-экономических центрах – Северной Америке, Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии вместе взятых увеличилось за 1950 – 1996 годы в 1,5 раза, в Восточной Европе и бывшем СССР в 1,6 раза
Бросается в глаза и различное влияние возрастной структуры населения в развитых и развивающихся странах. Доля детей в возрасте до 15 лет в большинстве развивающихся стран к рубежу веков в большинстве развивающихся стран достигла 40–50%. В результате в этом регионе мира сосредоточена наибольшая часть молодой трудоспособной рабочей силы. Обеспечение её занятости – одна из острейших проблем ближайших десятилетий. В это же время рост продолжительности жизни и доли престарелых людей в структуре населения в развитых странах на пенсионную, здравоохранительную и попечительскую системы. Другими словами, если в развитых странах власть должна заботиться, прежде всего, о постоянно растущих миллионах людей старше 65 лет, то правительства стран «третьего мира» несут на себе нелёгкое бремя заботы о молодом поколении, которому не исполнилось и 15 лет.
В демографической науке возрастную структуру быстро растущих обществ обычно для наглядности представляют в виде пирамиды. К примеру, демографическая пирамида структуры населения такой страны, как Мексика будет иметь очень широкое основание, так как молодёжь в возрасте до 20 лет составляет там 27–28%. Вершина же будет иметь вид очень острого пика, в силу крайне незначительного количества пожилых людей: группа населения в возрасте старше 80 лет составляет всего 0,02%. Если же в стране происходит резкое уменьшение коэффициента рождаемости, то основание пирамиды становится более узким, и относительно небольшому количеству молодых людей приходится брать на себя бремя общественной заботы об относительно большой группе пожилых.
Если в беднейших
африканских странах
Не перед всеми передовыми странами проблема старения населения стоит в равной степени остро. В США, например, уровень рождаемости пока ещё относительно высок, правда, в основном это относится с семьям этнических меньшинств, к тому же в эту страну направлен непрерывный поток иммигрантов. Это дало самый большой абсолютный прирост населения страны за последние десять лет ХХ века – 32,7 млн человек за период между переписями 1990 и 2000 годов. Всё это означает вполне реальную надежду не только на общий рост населения этой страны, но также и на то, что нижней части основания пирамиды возрастных структур не грозит быстрое сужение.
В странах Скандинавии
благодаря отлаженной системе поддержки
материнства также удалось
Политика предотвращения снижения численности населения за счёт привлечения иммигрантов при всей её результативности в США несёт в себе и вполне определённые угрозы. Об этом, в частности, говорит опыт Европы. Основные страны этого континента, прежде всего Германия и Франция, в период с 50-х до 70-х годов активно привлекали иммигрантов за счёт крайне низкой оплаты труда, которым выигрывалась ценовая война с Америкой19. Приблизительно с 1970 года экономический фактор играет всё меньшую роль. За счёт более высокого уровня рождаемости удельный вес «небелого» европейского населения стремительно растёт. По прогнозам к 2050 году от 40 до 60% населения Европы окажется людьми не автохтонно европейского происхождения. В целом в мире к этому времени произойдёт не только относительное, но и абсолютное уменьшение численности народов «первого мира», и «белое» население Земли составит примерно 1/10 человечества.
Учёные Запада и США бьют тревогу по поводу этой ситуации, усматривая в ней преддверие катастрофы. В 2002 году в США вышла книга Патрика Бьюкенена «Смерть Запада», которую читающая публика сразу назвала «шокирующим бестселлером»20. Подобный диагноз автора основан на следующих констатациях. Западные нации, начиная с 60-х годов, перестали воспроизводиться, их численность неуклонно уменьшается. В то же время в Азии (особенно в исламских странах, а также в Китае и Индии), Латинской Америке и Африке численность населения быстро растёт. Это незападное население, испытывающее голод и нищету в своих странах, хлынуло в богатую Европу и еще более богатую Америку в поисках лучшей жизни. Не отказываясь от своей культуры, веры, своих ценностей, эти иммигранты – инородцы (foreign born) не просто деформируют западную цивилизацию, а уничтожают её.
Может быть, подобный подход являет собой сгущение красок или явное преувеличение. Совершенно же ясным является вывод: подобные масштабы вынужденного перемещения людей на планете предъявляют новые требования к мировому порядку, ко всей системе регулирования потоков миграции населения.
* * *
Человечество переживает эпоху глобальной демографической революции, время, когда население мира внезапно ограничивает свой рост и меняет характер своего развития. Это величайшее по своей значимости событие в истории человечества с момента своего появления в первую очередь проявляется в динамике народонаселения. Однако оно затрагивает все стороны жизни миллиардов людей, и именно поэтому демографические процессы стали глобальной проблемой, от понимания которых зависит не только наше настоящее, но и предвидимое будущее.
До рубежа 2000 года население нашей планеты росло со всё увеличивающейся скоростью. Тогда многим казалось, что демографический взрыв, перенаселение и неминуемое исчерпание ресурсов и резервов природы приведут человечество к катастрофе. Однако именно в 2000 году, когда население мира достигло 6 миллиардов, скорость прироста населения достигла своего максимума в 87 миллионов в год, или 240 тыс. человек в сутки, скорость роста начала уменьшаться. Более того, и расчёты демографов, и общая теория роста населения Земли указывают, что в самом ближайшем будущем рост практически прекратится. Таким образом, население нашей планеты стабилизируется на уровне 10–12 миллиардов человек. Переход от взрывного роста к стабилизации происходит в исторически ничтожно короткий срок – меньше 100 лет, и этим завершится глобальный демографический переход.