Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:23, контрольная работа
Целью работы является исследование человека как предмета естествознания и обществознания.
В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть человека как предмет естествознания;
рассмотреть человека как предмет обществознания.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4
2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15
Человек как
предмет естествознания и обществознания
(курсовая)
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ 4
2. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ 15
ВВЕДЕНИЕ
С давних времен
многие мыслители пытались понять природу
человека. Ее исследовали еще представители
различных школ античной философии. Так,
киники видели ее в естественном образе
жизни и в ограничении желаний и материальных
потребностей; Эпикур - в чувствах, общих
у человека и животных; Сенека и стоики
- в разуме и т.д.
Современная наука
рассматривает человека как сложную
целостную систему, соединяющую
в себе природные и социальные
компоненты. Это обусловлено тем,
что, с одной стороны, человек
принадлежит природе, а с другой - социальному
миру. А в целом он является предметом
изучения различных наук.
В нашей работе
речь пойдет о человеке как предмете
естествознания и обществознания. Первый
вопрос, на который следует ответить
в таком аспекте, заключается
в том, как биотический организм, принадлежащий
к типу хордовых, подтипу позвоночных,
классу млекопитающих, отряду приматов,
семейству гоминид, превращается в человека
- существо не только биотическое, но и
социальное, в создателя и носителя культуры.
Мировоззренческие
и принципиальные жизненные установки
человека определяются его положением
в обществе, культурно-историческом процессе
и в природе, а также тем отношением к этим
великим объективным реальностям, которое
у него существовало и существует сейчас,
в условиях современного мира. Все вышеизложенное
и определяет актуальность данной работы.
Целью работы является
исследование человека как предмета
естествознания и обществознания.
В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
рассмотреть человека как предмет естествознания;
рассмотреть человека
как предмет обществознания.
1. ЧЕЛОВЕК КАК
ПРЕДМЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
С XIX века в науке
господствует вытекающая из теории Дарвина
концепция происхождения
Поэтому вопрос
о происхождении человека необходимо
начинать рассматривать с определения
сходных и отличительных признаков человека
и животных. Сходство человека с животными
состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый
вещественный состав, строение организмов.
Человек состоит из тех же белков и нуклеиновых
кислот, что и животные, а многие структуры
и функции нашего тела такие же, как у животных.
Чем выше на эволюционной шкале стоит
животное, тем больше его сходство с человеком.
Во-вторых, человеческий
зародыш проходит в своем развитии
те же стадии, которые прошла эволюция
животного. И, в-третьих, у человека
имеются рудиментарные органы, которые
выполняли важные функции у животных
и сохранились у человека, хотя
уже не нужны ему [3, c.5].
Однако и отличия
человека от животных носят фундаментальный
характер. Во-первых, даже высшие животные
не обладают способностью к понятийному
мышлению, то есть к формированию отвлеченных,
абстрактных представлений о
предметах, в которых обобщены основные
свойства конкретных вещей.
Мышление животных,
если о таковом вообще можно говорить,
всегда конкретно, а мышление человека
может быть абстрактным, отвлеченным,
обобщающим, понятийным, логическим.
Вторым главным
отличием является то, что человек
обладает членораздельной речью. Опять-таки,
у животных может быть очень развита система
общения с помощью сигналов.
Но только у
человека есть то, что И.П. Павлов назвал
второй сигнальной системой – общение
с помощью слов. Этим человеческое
общество отличается от сообщества других
животных [4, c.16].
Третье фундаментальное
отличие человека от животных –
способность к труду. Конечно, все
животные что-то делают, а высшие животные
способны к сложным видам деятельности.
Обезьяны, например, используют палки
как орудие для доставания плодов. Но
только человек способен изготовлять,
создавать орудия труда. Именно с этим
отличием связано утверждение, что животные
приспосабливаются к окружающей среде,
а человек преобразует ее, и что труд создал
человека [3, c.7].
Эти фундаментальные
отличия человека от животных: понятийное
мышление, речь, труд – стали теми путями,
по которым шло обособление человека
от природы.
Человек — уникальное
творение Вселенной. Он неизъясним, загадочен.
Ни современная наука, ни философия,
ни религия не могут в полной мере выявить
тайну человека. Когда философы говорят
о природе или сущности человека, то речь
идет не столько об окончательном раскрытии
этих понятий, их содержания, сколько о
стремлении уточнить роль названных абстракций
в философском размышлении о человеке
[9, c.22].
Понятия "природа",
"сущность" человека часто употребляются
как синонимы. Однако между ними
можно провести концептуальное
разграничение. В принципе под "природой
человека" подразумеваются стойкие,
неизменные черты, общие задатки и свойства,
выражающие его особенности как живого
существа, которые присущи Homo sapiens во все
времена независимо от биологической
эволюции и исторического процесса. Раскрыть
эти признаки — значит выразить человеческую
природу.
Перечисляя те
или иные человеческие качества, философы
приходят к выводу, что среди них есть
определяющие, принципиально значимые.
Человеческая натура проявляется в разном, но в чем-то, надо полагать, обнаруживается верховное, державное качество человека. Выявить эту
Информация о работе Человек как предмет естествознания и обществознания