Человек как предмет естественно-научного познания

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 00:32, контрольная работа

Описание работы

Человек — сложная целостная система, которая является компонентом других более сложных систем. Именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и социальным, и биологическим, и главное — обладающим разумом — высшим результатом развития мира. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека. Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Биологическое в человеке выступает непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек. Человек является предметом изучения различных наук, в том числе рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека.

Содержание

1. Введение.
2. Смысл утверждения «Человек-дитя Земли».
3. Сущность проблемы антропогенеза.
4. Основные этапы антропогенеза.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Контрольная. КСЕ.docx

— 34.26 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования-

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

филиал в  г.Туле 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Концепция современного естествознания»

на тему: «Человек как предмет естественно-научного познания» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 1 курса

Факультета  ФК

специальности финансы и кредит

группы дневной 

Хусинова  К. Р.

№10ффд12195 

Проверил: Журавлев М.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2010 г.

СОДЕРЖАНИЕ. 

  1. Введение.
  2. Смысл утверждения «Человек-дитя Земли».
  3. Сущность проблемы антропогенеза.
  4. Основные этапы антропогенеза.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

           Человек — сложная целостная система, которая является компонентом других более сложных систем. Именно человек — субъект и носитель культуры, именно он интегрирует и замыкает в себе все формы и уровни организации материи, будучи одновременно существом и социальным, и биологическим, и главное — обладающим разумом — высшим результатом развития мира. Вся природа в целом представляет собой необходимую предпосылку для генезиса человека.  Одной стороной своего существования человек принадлежит природе, другой — социальному миру. Биологическое в человеке выступает непосредственной предпосылкой в общей системе: Вселенная – Земля – Человек.  Человек является предметом изучения различных наук, в том числе рассматривается в аспекте естественно-научного познания человека. 
     

«ЧЕЛОВЕК-ДИТЯ ЗЕМЛИ» 

           Если попытаться определить место человечества в истории Земли, то можно сказать, что человек на Земле — существо очень молодое. Датский этнограф Й. Бьерне писал, что если бы мы могли увидеть историю Земли, внесенную в рамки одного года, то получилось бы примерно следующее: «В ноябре впервые появляется жизнь — амебы, ящеры, грибы. В середине декабря появляются гигантские животные, а за четверть часа до Нового года, т.е. примерно в 23.45 в новогоднюю ночь, на сцену выходит человек. Вся наша эра занимает только самую последнюю минуту уходящего года». Ученый П. Тейяр де Шарден отводит существованию вида homo sapiens на Земле еще более короткий период: «Тридцать тысяч лет. Длительный период в масштабе нашей жизни. Одна секунда для эволюции». Если взять только развитие биосферы, то и здесь, в этом случае история человечества занимает лишь небольшой отрезок времени.

           Человек, человеческий разум и общество — вершина естественного развития Земли и ее биосферы. Со всей определенностью можно сказать, что человек — дитя Земли. История человека и человечества в истории Земли подразделяется на несколько периодов:

        1) период чисто геологической эволюции, когда на Земле еще не было  жизни; 

        2) период геологобиологической эволюции, на последней стадии которого  происходит формирование антропосоциогенеза;

        3) период духовной эволюции, сфера  разума. Это качественно новая  эпоха в эволюции Земли, которая  характеризуется развитием разума  и переходом от биосферы к  ноосфере — сфере взаимодействия  природы и общества. Пределы разумной  человеческой деятельности являются  определяющим фактором эволюции.

           Большой вклад в понимание естественнонаучной картины мира и места человека в истории Земли внес П. Тейяр де Шарден. Согласно его учению, в ходе развития Вселенной на Земле естественным «скачкообразным образом» совершился переход от неживого к живому, в результате чего и возникла биосфера. Эволюция биосферы привела к появлению человека. Вместе с человеком появляются и разум, и мысль, и сознание. Разум является уже принципиально новым явлением по сравнению со всем тем, что существовало в предшествующей истории. По мнению Тейяра де Шардена, возникновение мысли — это явление, которое знаменует собой «трансформацию, затрагивающую состояние всей планеты».

           Похожая позиция отражена и во взглядах В.И. Вернадского который считал, что человек не является случайным, независимым от окружающего мира существом. Он есть часть природы, и представляет собой неизбежное проявление закономерностей природного процесса. В ходе эволюции формировался мозг, который стал материальной основой разума. Его элементы имеют уже высшие животные, но кульминацией стал разум человеческий, его «научная мысль», которая в соединении с трудовой деятельностью является основной силой, ведущей к преобразованию биосферы в ноосферу.

           Постоянно подчеркивая необходимый и всеобщий характер эволюции «природы, космоса или мировой реальности», Вернадский обращает особое внимание на необходимость учета в теории и практике того факта, что «эволюция видов переходит в эволюцию биосферы»,  т.е. не только эволюция Земли и биосферы приводит к возникновению человека, но и появление человека и его совершенствование в свою очередь влияют на развитие Земли и биосферы.

           Для своего дальнейшего существования люди должны мыслить и действовать не как изолированные индивиды и не в рамках отдельных социальных групп и даже государств, а в глобальном масштабе всей Земли. Без этого невозможно дальнейшее существование человека на нашей планете.  «Человек впервые реально понял, - писал В.И.Вернадский, - что он житель планеты и может – должен – и мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни – в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет».

           При рассмотрении вопроса о место человечества в истории Земли, возникает проблема, касающаяся будущего судьбы человека как вида на этой планете. Развитие разума, деятельности, социальной организации жизни на Земле приведут к тому, что человечество, так или иначе, решит проблему собственного выживания. Такой оптимистический взгляд на данную проблему присущ многим выдающимся естествоиспытателям и мыслителям. К.Э. Циолковский, утверждал, что Земля — это «колыбель человечества», вместе с тем был энтузиастом и идеологом космического расселения людей не только в Солнечной системе, но и в других звездных мирах. С ним соглашался и В.И. Вернадский, который считал «более чем вероятным» существование жизни не только на Земле, но и на других планетах и допускал, что «земная и даже планетная жизнь есть частный случай проявления жизни».

           Однако людям, живущим на этой планете сегодня, следует постоянно помнить, что перед человечеством, кроме проблемы будущего, стоит и другая, гораздо более актуальная и сугубо земная задача — сохранение существующей биосферы и создание адекватной ей ноосферы.

 

СУЩНОСТЬ  ПРОБЛЕМЫ АНТРОПОГЕНЕЗА 

       Науке всегда было интересно происхождение человека на Земле. И этот вопрос на сегодняшний день остается одним из самых актуальных, так как происхождение человека на Земле в нынешней научной картине мира до сих пор неизвестно. Учение о происхождении человека получило название антропогенез (от греч. anthropos - человек и греч. genesis - происхождение).

       Первый вопрос на который следует ответить заключается в том как биологический организм, принадлежащий к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид, превращается в человека — существо не только биологическое, но и социальное, в носителя культуры. В этом и состоит суть проблемы антропогенеза.

       Интенсивное научное осмысление и понимание проблемы антропогенеза началось в XIX в. Главное достижение в этой области было связано с утверждением эволюционной теории Ч. Дарвина.

       Дарвин установил движущие силы эволюции и объяснил процесс становления и развития биологических видов. Его теория дала  объяснение развития видов и изложила основы научной концепции эволюции. Стало понятно, что настоящее состояние биологических видов, в том числе и человека, обусловлено их прошлым, а будущее основано на настоящем. Дарвин показал, что нет ничего сверхъестественного в происхождении человека.

       Однако теория эволюции Ч.Дарвина не идеальна, на многие вопросы в ней нет ответов. Разработав теорию естественного происхождения, человека, он не включил в нее влияние социального фактора на его развитие. Помимо этого, в теории Дарвина отсутствует понимание о различие ума человека от животного. Это во многом объясняется тем, что он не затрагивает роли труда в процессе антропогенеза.

       Внимание на это было обращено в теории антропогенеза, защитником которой был Ф. Энгельс. Представители данной теории считали, что труд не отменяет действие биологических законов, но влияет на характер действия естественного отбора. Труд  развивает в человеке способность преобразовывать природу по своим меркам, а также способствует его собственному формированию.

       Сторонники этой теории именно с трудовой деятельностью связывают развитие руки, речи, мозга, мышления, сотрудничества людей и сплочения их в социальные коллективы.

       Следовательно, становление человека и общества — процесс взаимосвязанный, процесс антропосоциогенеза, и главная роль в нем принадлежит трудовой деятельности. Новый аспект критики дарвиновской концепции возник на волне первых успехов генетики, науке, которая зародилась на рубеже XX в. Появилась мутационная теория эволюции, которую разработал ученый Хуго де Фриза, согласно ей новые виды возникают скачкообразно, в результате крупных единичных мутаций в генном наследственном аппарате. И это явление, по мнению Хуго де Фриза, ни­как не связано с естественным отбором, о котором писал Ч. Дарвин.

       Критика дарвинизма была широко распространена в биологии до конца 20-х годов, когда произошел распад классического дарвинизма с новейшими достижениями генетики, который получил название синтетической теории эволюции. Большую роль при этом сыграла популяционная генетика, которую основали советские биологи С.С. Четвериков и Н.В. Тимофеев-Ресовский. Популяционная генетика изучает элементарные эволюционные процессы не в индивидуальном организме, а в популяциях животных и растений. Синтетическая теория эволюции (обновленный дарвинизм) приобрела широкое распространение среди биологов мира уже в 40-е годы, а в нашей стране — только в 70-е годы из-за деятельности небезызвестного Т.Д. Лысенко.

        В западных странах сопротивление дарвинизму оказывали общественные круги, близкие к церкви. И сегодня там довольно широко распространен креационизм (точка зрения, согласно которой человек является венцом божественного творения), даже несмотря на то, что в 1950 г. папа Пий XII в энциклике (послании к католикам) «Происхождение человека» согласился с правомочностью эволюционного взгляда на возникновение человеческого тела, но отметил, что душа человека создана богом.

       Споры вокруг эволюционной теории не утихают и сегодня. В последние десятилетия подвергается критике и синтетическая теория эволюции. Это связано с распространением в биологии различных сальтационистских концепций, которые говорят о  скачкообразном характере развития жизни, в том числе и антропогенеза. Представители современного сальтационизма, используют новейшие достижения молекулярной биологии, биологии развития, палеонтологии и других наук для придания решающего значения в эволюции случайным явлениям. Основные положения этого течения близки неокатастрофизму, который становиться достаточно популярным. Его представители считают, что основное значение в смене форм жизни на Земле имеют массовые вымирания, обусловленные глобальными катастрофами, происходящими на Земле.

Информация о работе Человек как предмет естественно-научного познания