Человек и его потребности

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

В Западной Европе коренной переворот во взглядах на человека и человеческие потребности происходит в эпоху Возрождения (XIV-XVI вв.). Начиная с XIV в. в Италии формируется новое мировоззрение – гуманизм.
В наше время гуманизмом обычно называют хорошие, справедливые, «гуманные» отношения между людьми. В эпоху Возрождения под гуманизмом понимали интерес к человеку, изучение человека и его земных проблем, рассмотрение человека как центра мироздания.

Содержание

1. Потребности человека в эпоху Возрождения………………………. 3
2. Человек и его место в мире. Мировоззренческие основания теории потребностей………………………………………………………….
5
3. Потребность в знаниях……………………………………………… 9
4. Сложная мотивация…………………………………………………... 12
5. Психология потребителя. Культура потребления…………………... 14
Список использованной литературы……………………………………... 17

Работа содержит 1 файл

Человек и его потребности.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

     Развитие  потребности в знаниях тесно  связано с общим развитием  личности, с ее умением и навыками находить в содержании изучаемых  наук и во внешней действительности ответы на жизненно важные вопросы.

     Познавательная потребность - потребность в знаниях (любознательность) - носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально-значимого продукта деятельности. Высший уровень имеет характер целенаправленной деятельности.

     П.Я.Гальперин  выделяет две формы проявления познавательной потребности: первая - усвоение готовых знаний (усвоение готовых знаний, их интеграция, систематизация и потребность в накоплении знаний); вторая - исследование действительности с целью получения нового знания (анализ впечатлений, интерес к проблемным ситуациям, стремление к целенаправленной творческой деятельности).

     Исследователь к характерным особенностям познавательной потребности относит: временной  фактор занятия познавательной деятельностью, стремление проникнуть в суть рассматриваемых вопросов на уроках и во внеурочное время, проявление волевых усилий при проведении самостоятельной познавательной деятельности, эмоциональный фон при проведении самостоятельного познания.

     Наиболее значимыми для познавательной деятельности могут являться широкие социальные мотивы:

     - мотивы долга и ответственности;

     - мотивы самоопределения: осознание  значимости получаемых знаний, умений  и навыков для будущей жизнедеятельности,  желание подготовиться к будущей профессиональной деятельности и т.п.;

     - мотивы самосовершенствования: получить  развитие в результате учения.

     Учитывая  взаимосвязь и взаимозависимость  внутренней и внешней мотивации  самостоятельной познавательной деятельности, динамику развития познавательного интереса, степени интенсивности познавательной потребности и обозначенные уровни развития широких социальных мотивов, можно условно выделить уровня развития мотивационного компонента познавательной самостоятельности.

     1. Низкий уровень. Самостоятельная познавательная деятельность вызвана сиюминутным интересом, обусловленным внешними обстоятельствами, занимательностью ситуации. Интерес выражается во внимании к конкретным фактам, знаниям - описаниям, действиям по образцу. Истинного стремления к знаниям нет. Преимущественно индифферентное отношение к познанию. Внешняя мотивация преобладает над внутренней.

     2. Средний уровень. Самостоятельное  познание вызвано интересом на  стадии любознательности. Характерные  признаки: осознанная избирательная  направленность на отдельные (“любимые”) предметы, стремление знать больше, стремление к выяснению возникших вопросов, к проникновению в сущность проблемы, интерес к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению.

     3. Высокий уровень характеризуется убежденностью необходимости познания сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки или системы наук, лежащих в основе избранной человеком области профессиональной деятельности. Доминирующее положение в иерархии мотивов занимают внутренние мотивы.

     Рядом с развитием интереса идет становление  таких ценных качеств личности как  наблюдательность, старательность, настойчивость, умение преодолевать трудности, стремление к поиску, самостоятельность и  др. Под влиянием интереса познание принимает личностный смысл. Интерес к деятельности побуждает человека к дальнейшей деятельности, содействует ее длительности и продуктивности. 

  1. СЛОЖНАЯ МОТИВАЦИЯ
 

     Данные  потребности должны пониматься не как  исключительные или единственные определяющие факторы конкретных типов поведения. Примером может послужить любой тип поведения, который представляется мотивированным физиологически, такой как еда, сексуальная игра и т. п. Клинические психологи давно обнаружили, что любое поведение может служить каналом для проявления различных импульсов. Иными словами, любое поведение полидетерминировано, т. е. имеет сложную мотивацию. Что касается самих мотивационных детерминантов, любое поведение скорее определяется несколькими или всеми базовыми потребностями одновременно, чем только одной из них.

     Последнее скорее представляет собой исключение. Процесс еды отчасти служит тому, чтобы наполнить желудок, отчасти  тому, чтобы успокоить и умерить  другие потребности. В качестве иллюстрации  можно проанализировать (если не практически, то теоретически) отдельное действие индивида и найти в нем проявление физиологических потребностей, потребностей в безопасности, потребностей в любви, потребностей в уважении и самоактуализации. Это резко противоречит более наивному взгляду психологии черт характера, в соответствии с которым одна характерная черта человека или один мотив отвечают за определенный тип действия, например агрессивное действие, определяется исключительно агрессивностью.

     Немотивированное  поведение. Существует фундаментальное различие между экспрессивным поведением и копинг-поведением (энергичные усилия функционального характера, решительное движение к поставленной цели). Экспрессивное поведение не означает попыток что-либо сделать; оно просто является отражением личности. Глупый человек ведет себя глупо не потому, что ему этого хочется, он стремится к этому или его поведение имеет определенные мотивы, но просто потому, что он таков, каков он есть. То же самое верно и в том случае, если я пою басом, а не тенором или сопрано. Случайные движения здорового ребенка, улыбка на лице счастливой женщины, даже если рядом с ней никого нет, упругость походки здоровой женщины, ее стройная осанка представляют дополнительные примеры экспрессивного, не функционального поведения.

     Манера, в которой личность ведет себя, включая мотивированное и немотивированное поведение, также чаще всего носит экспрессивный характер. Здесь мы можем спросить, любой ли вид поведения выражает или отражает структуру характера? Это не так. Механическое, привычное, автоматическое или традиционное поведение может быть, а может и не быть экспрессивным. То же самое верно по отношению к большинству типов поведения, определяемого стимулами.

     И наконец, необходимо подчеркнуть, что  экспрессивность и целеустремленность поведения не взаимоисключающие категории. Обычно поведение включает оба типа.

     Сосредоточение  на животных и на человеке. Эта теория, прежде всего, имеет отношение к людям, а не к более низкоорганизованным и, предположительно, более простым животным. Слишком много данных, полученных при исследовании животных, оказались верными по отношению к животным, но не к людям. Нет никаких оснований исследовать животных, чтобы изучить мотивацию человека. Логика или, скорее, нелогичность, стоящая за общим заблуждением о псевдопростоте, многократно разоблачалась философами и логиками, а также учеными, представляющими иные сферы знания.

     Существует  не больше необходимости начинать с  изучения животных, прежде чем приступить к изучению человека, чем начинать изучение математики, прежде чем начать заниматься геологией, психологией или биологией. 

  1. ПСИХОЛОГИЯ  ПОТРЕБИТЕЛЯ. КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ
 

     Психология потребителя – отрасль психологии, изучающая особенности потребительского рынка, человека как потребителя, субъекта и объекта рекламы. Психология потребителя изучает не только вкусовые пристрастия покупателя, динамику спроса и предложения различных товаров и услуг, но и личность, характерологические особенности покупателя. Опираясь на результаты исследований покупателя, можно разрабатывать эффективную рекламу, прогнозировать группу покупателей новых товаров и услуг, тенденции моды на определенный товар.

     Методы  исследования психологии потребителя:

     1) наблюдение;

     2) опросы общественного мнения;

     3) фокус-группы.

     Специалисты в области рекламы часто сталкиваются с проблемой адекватной сегментации потребителей. Правильное определение сегментов потребителей, а затем и целевой аудитории сообщения при медиапланировании - залог успешной рекламной кампании.

     Культура  потребления тесно связана с  общей культурой и менталитетом людей и воспроизводится, передается из поколения в поколение. Элементами культуры потребления, как и культуры вообще, являются ценности и нормы, которые в основном формируются в семье в процессе социализации.

     Можно выделить два аспекта потребительской  культуры: когда решают, что потреблять и как потреблять.

     Вопрос  «что потреблять», особенно когда выбор  большой и существует множество  идентичных товаров. В таком случае создаются образы, которые ассоциируются  с товаром и, при одинаковых потребительских  качествах с другим товаром, товар может нести определенную эмоциональную ценность и выгоду. Это во многом касается товаров, имеющих статусное значение (одежда, автомобили и др.). Что касается товаров повседневного спроса, здесь могут иметь значение такие факторы, как экологичность товара и пр.

     Вопрос  «как потреблять» также коррелирует  с культурой потребления. Этот вопрос связан с целым комплексом мер, сопровождающих процесс покупки и потребления, и касается выбора места покупки, наличия сервисного обслуживания, гарантии товара, инструкции, качественной упаковки. Можно купить товар на рынке, а можно в супермаркете. Можно ориентироваться только на покупку товара с сервисным обслуживанием, а можно не придавать этому значения. В 1990-х годах в России интересно было наблюдать, как люди на дорогих машинах ездили на вещевые рынки покупать себе одежду, что свидетельствовало об определенном уровне потребительской культуры.

     В некоторых работах отмечается, что, с одной стороны, культура потребления  — это уровень требований, предъявляемых к различным качествам товаров. С другой стороны, в СССР, например, культура потребления рассматривалась в связи с проблемой воспитания гармоничной личности, провозглашенной целью коммунистического строительства. С точки зрения гармоничного развития личности критиковалось мещанство, вещизм, потребительство.

     В настоящее время многие маркетинговые  и рекламные компании пытаются классифицировать российских потребителей по различным  критериям.

     Вопрос, какую типологию выбрать, исследователь  решает в зависимости от ситуации, часто разрабатывается своя типология. Важно обратить внимание на то, что обязательно должен быть критерий, по которому строится шкала стилей потребления, в этом плане из приведенных типологий наиболее удачная типология компании GFK.  

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Волков  Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический  словарь. М., 1999.
  2. Ильин В.И. Поведение потребителей. СПб.: Питер, 2000.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб: Питер, 2003.
  4. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. М., 1998.
  5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.
  6. Орлов С.В., Дмитренко Н.А. Человек и его потребности: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008.
  7. Эволюция. Основы экологии. М.: Наука, 1997.

Информация о работе Человек и его потребности