Астрономическая картина мира

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 17:56, контрольная работа

Описание работы

Попытки объяснить эти и другие новейшие открытия столкнулись с рядом трудностей (необходимость совершенствования теоретико-методологического инструментария современной астрономии). Выделяются новые отрасли теоретической и наблюдательной астрономии, возникают прикладные отрасли астрономии (успехи космической техники). Возрастает роль общетеоретических интеграционных принципов, понятий, установок, которые формируются под влиянием математики, физики, других естественных и даже гуманитарных наук.

Содержание

Введение

1.Научная картина мира

2.Астрономическая картина мира

3. Картина мира Аристотеля

4.Математическое описание астрономических явлений

5. Новый смелый шаг Николай Кузанский

6.Расскрытие революционной сущности

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Гуляев ксе.doc

— 70.00 Кб (Скачать)
lign="justify">     4.Математическое описание астрономических явлений

     Начатое математическое описание астрономических  явлений спустя почти три века достигло своей вершины в системе мира знаменитого александрийского астронома, географа и оптика Клавдия Птолемея (? - 168 г.). Птолемей дополнил собственными наблюдениями до 1022 звезд каталог Гиппарха. Он изобрел новый астрономический инструмент – стенной круг, сыгравший впоследствии существенную роль в средневековой астрономии Востока и в европейской астрономии XVI в., особенно в наблюдениях Тихо Браге.

     Его фундаментальный труд – «Большое математическое построение астрономии в XVI книгах», по-гречески «Мег але Синтаксис», еще в древности получил широкую известность под названием «Мгистэ»

     («Величайшее»). Европейцы узнали о нем от  арабских астрономов – под  искажённым названием «Ал Маджисти», или в латинизированной трактами, «Альмагест». В нем была представлена вся совокупность астрономических знаний древнего мира. В этом труде Птолемей математический аппарат сферической астрономии – тригонометрию. В течение столетий использовали вычисленные им таблицы синусов.

     Опираясь  на достижения Гиппарха, Птолемей пошел  дальше в изучении главных тогда  для астрономов подвижных светил. Он существенно дополнил и уточнил теорию Луны, вновь приоткрыв эвекцию. Вычисленные Птолемеем на этом основании более точные таблицы положения Луны позволили ему усовершенствовать теорию затмений. Для определения географической долготы места наблюдения точное предсказание момента наступления затмений имело большое значение. Но подлинным научным подвигом ученого стало создание им первой математической теории сложного видимого движения планет, чему посвящено пять из тринадцати книг «Альмагеста».

     Средние века, сначала IV и до XV вв. включительно, были периодом значительного упадка в развитии естественнонаучных знаний на европейском континенте. Причинами  тому были гибель к началу этого  периода вместе с разрушением  государства Византии первого в Европе греко-римского центра культуры и науки.

     Завоеватели – северные «варвары» с одной  стороны, и арабские племена с Аравийского полуострова с другой, стояли на чрезвычайно низком уровне развития. Лишь спустя века более высокая античная культура стала вновь пробиваться уже в среде завоевателей, сначала в арабском мире, где раньше были переведены сохранившиеся древнегреческие научные трактаты.

     Религия христианства (утвердившаяся к IV в.), как и возникшая в VII в. религия  ислама на Востоке, с укреплением их как государственных религий, все более подавляли стремление к самостоятельному познанию и осмыслению мира, требуя согласования выводов о природе с первоначальными учениями основателей религии, Библии и Корана, соответственно.

     Разумеется, в этих условиях человек не мог перестать размышлять об окружающем мире. Но при полном подавлении светского образования, особенно в феодальной Европе, центры «учености» переместились в монастыри. В результате, как невежественное население, так и образованные (то есть грамотные, читающие) монахи и богословы стали воспринимать окружающий мир как бы сквозь фильтр все предопределяющей религиозной интерпретации явлений. Контрасты при таком истолковании природы были огромны. Под влиянием наиболее ревностных пропагандистов веры в массах укреплялось убеждение в ненужности, невозможности и даже греховности попыток узнать о мире больше, чем сказано в Библии. 

     5. Новый смелый шаг Николай Кузанский

     Новый смелый шаг в осмыслении окружающей Вселенной сделал в XV веке Николай Кузанский (действительное имя Николай Кребс, 1401 - 1464), выдающийся немецкий философ, теолог и ученый. Он видел мир через ту же призму богословия, считая, что вся прекрасная упорядоченность Вселенной – дело рук Творца и демонстрация его могущества. Вместе с тем, Николай

     Кузанский первым полностью порвал с Аристотелевы - птолемеевым представлением о Вселенной и возродил идею, некогда отвергнутую

     Аристотелем, - об отсутствии у Вселенной центра и края. В посмертно изданном сочинении, с названием более чем критическим – «Об ученом незнании», - он изложил свои весьма нетрадиционные космологические взгляды. Вселенная провозглашалась неограниченной, поскольку в противном случае необходимо было бы допустить нечто, существующее за ее пределами, что в свою очередь противоречило бы определению Вселенной, как включающей все сущее.

     (Любопытно,  что Вселенная названа у него  именно «безграничной», что приближает  его рассуждения к современным  представлениям.) На основании этой  концепции Вселенной Николай  Кузанский сделал заключение, что не только

     Земля, но и Солнце и вообще любое космическое  тело не могут быть центром Вселенной, центр которой, по его образному выражению, «везде», а граница «нигде». В этом утверждении он пошел не только против геоцентризма, но и против ранних гелиоцентризмов, считавших Солнце центром всего мира, и мыслил более глубоко, нежели Коперник. Эти идеи Николая Кузанского первым воспринял и развил далее в XVI веке Джордано Бруно. 

     К концу первого десятилетия того же века в Европе появился мыслитель, которому суждено было начать первую великую революцию в астрономии, в корне изменившем, однако, и всю физическую картину мира, то есть развывшуюся в революцию универсальную. Этим мыслителем был гениальный польский ученый

     Николай Коперник (1473-1543). Еще в 90-е годы XV века, после первого глубокого восхищения математическим гением Птолемея, Коперник убедился в существовании глубоких противоречий между его теории мира и наблюдениями.

     Восхищение  сменилось сомнениями.… В поисках  других идей он изучил в подлинниках сохранившиеся сочинения или изложения учений древнегреческих математиков или натурфилософов, иначе, первых физиков. Среди них были и автор геоцентрической системы, и истинный гелиоцентрист Аристарх Самосский, и пифагорейцы, также утверждавшие подвижность Земли и учившие всеобщей числовой гармонии мира.

     В отличие от своих современников  и предшественников, пытавшихся лишь совершенствовать детали птолемеевой  системы либо же обращаться к древней  схеме гомоцентрических сфер, но не имевших смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, Коперник сумел преодолеть это преклонение перед авторитетами и робость перед догмой и вместе с тем глубоко понять плодотворность и истинность идеи древнегреческой натурфилософии – искать простоту и гармонию в природе как ключ к объяснению явлений, искать единую сущность многих кажущихся различными явлений. В итоге уже к 1530 году в основном было завершено, но только в 1543 году полностью увидело свет одно из величайших творений в истории человеческой мысли «Николая Коперника Торунского. О вращении небесных сфер. Шесть книг».

     Вновь, кавк и в «Альмагесте», содержанием  этих шести книг-глав стала вся, теперь уже современная Копернику астрономия. Коперник изложил математическую теорию сложных видимых движений Солнца, Луны, пяти планет и сферы звезд с соответствующими математическими таблицами и приложением каталога звезд. Но в основу объяснений был положен принцип, обратный геоцентризму. В центре мира Коперник поместил Солнце, вокруг которого движутся планеты, - среди них впервые зачисленная в ранг «подвижных звезд»

     Земля со своим спутником – Луной. На огромном рассоянии от планетной  системы находилась сфера звезд. Его вывод о чудовищной удаленности  этой сферы теперь диктовался и самим  гелиоцентрическим принципом: только так мог

     Коперник  согласлвать его с видимым  отсутствием у звезд смещений за счет движения самого наблюдателя  вместе с Землей, отсутствием у  них параллаксов. 

     6.Расскрытие революционной сущности

     Спустя  немногие десятилетия после кончины  Коперника была раскрыта революционная сущность его нового учения. Это сделал бывший монах одного из неаполитанских монастырей – Джордано Бруно (1548-1600). Его незаурядный ум и бескомпромиссное стремление к истине не только привели его на путь защиты и страстной пропаганды учения Коперника, но и помогли ему разбить рамки древних традиций, стеснявшие это учение, и пойти дальше в осознании истинных черт Вселенной.

     В 60-е годы по сокращенному изложению  Ретика Бруно познакомился с гелиоцентрической  теорией Коперника. Она показалась ему вначале нелепой, но заставила критически присмотреться к официальному учению Птолемея и более внимательно – к материалистическим учениям древнегреческих атомистов о бесконечности Вселенной. Особенно большую роль в формировании взглядов

     Бруно сыграло его знакомство с натурфилософским учением Николая Кузанского, в котором отрицалась возможность для любого тела быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Пораженный этой идеей, Бруно понял, какие грандиозные перспективы открывал гелиоцентризм, если понимать его не как учение о всей Вселенной, а как теорию типичной для Вселенной системы – планетной. Это свое открытие он выразил вдохновенными словами своей поэмы о природе:

     «…Отсюда  ввысь стремлюсь я, полон веры!

     Кристалл  небес мне не преграда боле.

     Но  вскрывши их, подъемлю в бесконечность…»

     Объединив философско-космологическую концепцию  Николая Кузанского и четкие астрономические  выводы теории Коперника, Бруно создал собственную естественно-философскую  картину бесконечной Вселенной. Концепция Вселенной Бруно и в наши дни поражает глубиной идей и точностью научных предвидений.

     Вслед за Николаем Кузанским он отрицал  существование, какого бы то ни было центра Вселенной. Бруно утверждал бесконечность Вселенной во времени и пространстве и представлял небо, как «единое, безмерное пространство, лоно которого содержит все», как эфирную область (понимая эфир как вид обычной материи), «в которой все пробегает и движется». Он писал: «В нем – бесчисленные звезды, созвездия, шары, солнца и земли, чувственно воспринимаемые; разумом мы заключаем о бесконечном количестве других». «Все они, - пишет он в другом месте, - имеют свои собственные движения, независимые от того мирового движения, видимость которого вызывается движением Земли», причем «одни кружатся вокруг других».

     Вплоть до середины XVI века астрономия в Европе была чем-то вроде приложения математики. Хотя целью той или иной теории и было описание наблюдаемых явлений, сами наблюдения, как правило, были весьма грубыми. Но и они производились от случая к случаю, лишь в связи с тем или иным примечательным небесным явлением. Важнейшие астрономические величины все еще черпались не из новых наблюдений, а из сочинений древних греков.

Информация о работе Астрономическая картина мира