Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 18:30, реферат
Во все времена человек хотел приподнять завесу тайны, узнать, что ждет его в будущем, можно ли избежать грядущих событий, а если можно, то как. Как это сделать – заключить договор с дьяволом, найти философский камень или постигнуть тайну провидения силой человеческого разума? Люди всегда пытались ответить на эти, казалось бы, сложнейшие и противоречивые вопросы. На протяжении сотен тысяч лет астрология была ключом к постижению непостижимого, давала ответы на вопросы.
Введение
1. Астрология.
2. Причины популярности астрологии.
Список использованной литературы.
В России одним из первых “официальных” астрологических изданий был Брюсов календарь, названный по имени его создателя Якоба Брюса, которому помогал придворный Петра I – ученый, библиотекарь Василий Киприанов. Выпуск этого календаря, содержавшего гороскопы ,,на русские темы”, составленные по взаимному расположению планет, был начат в 1709 г. и продолжался почти до конца XIX в.
Прежде всего, коснёмся вопроса о взаимоотношениях астрологии и искусства. Одна только тема астрологических мотивов в различных видах художественного творчества уже достойна отдельного исследования. Обозначим лишь основные точки соприкосновения искусства и астрологии.
Во-первых, во многих случаях сама форма художественного произведения бывает “астрологичной”. В первую очередь, это относится к музыкальным произведениям. Как известно, основы теории музыки, заложенные в античности учёными-пифагорейцами, были тесно связаны с астрологическими представлениями о “гармонии сфер”: считалось, что каждая из семи планет (включая Солнце и Луну) при своём движении издаёт звук определённой высоты, а благодаря одновременному движению всех светил возникает гармоническое звучание, то есть звукоряд в одну октаву. “Гармония сфер” влияет не только на ступени звукоряда, но и на систему нотации, тональности, вокальные формы. Под астрологическую концепцию “гармонии сфер” уже в античности был подведён фундамент физико-акустических теорий. Интересно, что подобная система была независимо создана и в Древнем Китае – с той лишь разницей, что в Китае использовалась пентатоника. Пять нот китайской гаммы соответствовали пяти стихиям и пяти планетам. Таким образом, теория музыки с древности была неразрывно связана с астрологическими теориями
Мало известен тот факт, что в европейской литературе существовал особый литературный жанр астрологического восхваления новорожденных и их родителей – генетлиаконик. Такие стихотворные восхваления были насыщены астрологической символикой и обычно основывались на гороскопе новорожденного. Характерным примером генетлиаконика является сохранившееся стихотворение Симеона Полоцкого, посвящённое рождению будущего российского царя Петра I.
Доказано, что многие произведения архитекторов древности (прежде всего, различные храмы и святилища) имели структуру, обусловленную астрологическими представлениями. Например, зиккураты Двуречья состояли из трёх (по числу трёх миров: небесного, земного и подземного) или семи (по числу планет) этажей, каждый из которых имел четырёхугольную форму, символизировавшую четыре стороны света и четыре времени года. Египетские и американские пирамиды, романские и готические храмы и многие другие виды сооружений в самой своей структуре содержат указания на астрологические мотивы.
Особого
обсуждения требует вопрос о взаимосвязи
между астрологией и
Пики популярности астрологии часто связывают с периодами социальной и политической нестабильности, когда люди не уверены в своём будущем. Когда отсутствует стабильность в повседневной жизни, усиливаются упования людей на стабильность космических законов. Несомненно, астрология выполняет в обществе психотерапевтическую функцию, однако социально-психологические причины здесь не единственные и, видимо, не главные. Представляется, что во многом место астрологии в жизни общества определяется её взаимодействием с такими сферами культуры, как религия, наука и политика.
Очень интересен тот факт, что периоды наибольшей популярности астрологии в Древнем Риме, Византии и государствах Западной Европы зачастую совпадали с гонениями на астрологов. Причины этих гонений были очень разнообразными, но очень редко они были связаны с убеждённостью правителей в ложности астрологических учений. Во-первых, эти гонения часто были направлены против уличных шарлатанов, тогда как многие учёные и сановники продолжали интересоваться астрологией, и им это занятие не возбранялось. Во-вторых, ряд гонений (прежде всего, в Римской империи) был связан с тем, что правители чрезмерно верили в астрологию и боялись, что практически любой желающий может узнать судьбу правящих лиц и использовать это знание в корыстных целях, например, для подготовки переворота. К примеру, император Тиберий, который, по свидетельству Светония, “был привержен к астрологии и твёрдо верил, что всё решает судьба”, запретил обращаться к гадателям тайно и без свидетелей, а затем и вовсе изгнал астрологов из Рима – кроме своего личного астролога. В-третьих, антиастрологические указы в странах, где государственной религией было христианство, часто вызывались тем, что занятие астрологией связывалось с языческими культами и считалось противоречащим учению церкви.
Астрология порой использовалась и как инструмент политических манипуляций – например, во время второго сицилийского восстания рабов (104 – 99 до н.э.). Лидер этого восстания Атенион был, по свидетельству Диодора Сицилийского, знатоком астрологии. Очевидно, Атенион воспользовался своей репутацией астролога, убедив других рабов, что их ждёт неминуемый успех, если они восстанут. Атенион настойчиво утверждал, что боги через звёзды открыли ему, что он станет царём всей Сицилии.
Таким образом, несомненно, что астрология неоднократно выполняла политические и манипулятивно-политические функции..
Причины популярности
астрологии.
Многие историки начала нашего века были бы весьма удивлены, узнав, какой всплеск интереса к астрологии переживает современное общество. Учёные рубежа 19–20 вв. в большинстве своём уверенно делали вывод: подъём интереса к астрологии во времена Ренессанса был последним. Они считали, что эта “лженаука“ окончательно умерла в результате открытий в астрономии и физике (сделанных Коперником, Кеплером, Бэконом, Ньютоном, другими учёными) и уже никогда не сможет возродиться. Такое мнение разделяли, в частности, французские исследователи К. Фламмарион [Фламмарион, 1994] и О. Буше-Леклерк [Bouché-Leclercq, 1899], а также русский знаток культуры античности Ф. Ф. Зелинский (название его работы 1901 г. об астрологии – “Умершая наука” [Зелинский, 1994] – говорит само за себя).
Однако именно на рубеже 20 века интерес к астрологии начал неуклонно расти, достигнув своей максимальной величины в наши дни, в результате чего (нравится нам это или нет) астрология стала неотъемлемым фактором жизни современного общества.
Одной из причин популярности астрологии, без сомнения, является тот факт, что астрологи иногда обладают проницательностью и интуицией, знанием человеческой души, а возможно, и медиумическими способностями, что дает им знание о клиентах, совершенно независимое от расположения небесных тел, хотя они приписывают успех своего диагноза астрологической "науке".
Человек приходит за советом к ясновидцу, о котором он слышал хорошие отзывы; другой приходит на спиритический сеанс, в надежде получить послания, которое разрешит его эмоциональную проблему или даст ключ к беспокоящей его тайне; кто-то еще советуется с астрологом или учится составлять и интерпретировать часовые гороскопы; многие используют предсказательную технику И. Цзина для разрешения своих трудностей и выбора из альтернативных возможностей. Все это - разные формы "оракульских" предсказаний; люди чувствуют себя не в состоянии разрешить свои проблемы интеллектуально на основе того, что они знают, а традиционные религии тоже не дают удовлетворительных ответов.
Почему эти люди не идут к экспертам-ученым-психологам, психиатрам, врачам, университетски - образованным ученым, имеющим официальные дипломы, владеющим разного рода техникой? Многие к ним и обращаются, но многие не верят, что можно опереться на своевременное интеллектуальное эмпирическое знание, которому учат в университетах - знание, основанное на множественности данных и не содержащее всеохватывающей философии жизни. К тому же многие, особенно среди современной молодежи, не хотят, чтобы кто-нибудь выступал посредником между ними и тем, что они называют Богом, Жизнью или Вселенной; но также они не вполне верят и самим себе, сталкиваясь со сложными проблемами современной жизни.
Что же им делать? Альтернативой, личным посредником является безличная передача. Это требует владения каким-то "языком", превосходящим аналитический и рациональный уровень научного знания. Научное знание обеспечивает нас комфортом и все возрастающей силой; однако часто оно неспособно ответить на вопрос, какой из многих возможных путей выбрать. Оно не говорит нам, как обрести большую полноту, большую глубину, которыми мы, по-видимому, обладаем, не будучи способными актуализировать.
Есть большая разница между знанием и пониманием. Мы можем знать огромное множество фактов, рецептов, уравнений и формул, дающих нам возможность выполнять результативные действия. Но при этом мы можем не понимать ценность этих результатов. Понимаем ли мы, куда современная технология ведет человечество? Может ли фактическое, рациональное знание ответить нам на вопрос, почему мы выбираем то или иное направление действия, когда результаты наших действий очевидно зависят от множества неизвестных факторов?
Современные ученые полагают, что число таких неизвестных факторов стремительно уменьшается, и кажется, что так оно и есть в определенных, строго очерченных областях. Однако наша, основанная на науке цивилизация, порождает новые и все более сложные проблемы вместо каждой разрешенной. Основные, фундаментальные проблемы остаются нерешенными, становятся все более острыми и беспокоящими, остается нерешенной проблема значения и смысла каждого индивидуального человека, моей жизни и вашей жизни.
Как может быть обнаружено это значение, эта цель, этот смысл, которые, за редчайшими исключениями, проблематичны для самого индивидуума? Как убедиться, что выбор, который мы делаем, ведет нас к более осмысленной и полной жизни? Как увериться, что наше отношение к сложной ситуации, включающей межличностные отношения, возможности карьеры или что-то подобное, наиболее плодотворно? Незнание этого порождает фрустрации и беспокойство.
Таковы причины, заставляющие современных людей обращаться к "оракулам" в большей мере, чем когда бы то ни было (кроме, может быть, медленного заката греко-римского общества). Обращение же к оракулу требует либо доверия к его посредничеству, либо владения "языком предсказаний", - языком символов.
Ни одна современная наука не может похвастаться такой неизменной популярностью, такой притягательной таинственной силой, таким стойким авторитетом на протяжении столетий в разных регионах земного шара, как астрология. Ее популярность не ослабевает и в наши дни. По данным западной статистики, на одного профессионального астролога приходится тысячи любителей, которые более или менее квалифицированно, на уровне Первоначальных сведений, могут толковать гороскопы, а так же несметные тысячи людей, жаждущих понять себя, свой характер, понять своих близких и знакомых и с помощью личных гороскопов заглянуть в таинственное будущее время. Все. что имеет рождение, подвержено влиянию Колоса, подчинено строгим законам вечной жизни. В нашем мире случайностей нет. Ничто не происходит из ничего. На каждое событие, есть своя причина и свое следствие. Современный человек должен снять с глаз повязку и в этом ему поможет астрология.
Список используемой литературы:
1. Дубровская
О.Н. “Краткая история
2. В.В. Рафеенко ”Астрология для всех. Хорошее настроение”, 2001.
3. http://www.astrologic.ru/
4. Московский Л. “ Астрология “, 2005 г, стр. 12.
5. Иванова А.Е. “Астрология и наука”, 2002 г.
6. http://www.astrologic.ru/
7. http://diogen.bip.ru/eb/uzef/
8. http://www.aquarun.ru/